Потешные полки Петра первого – основа русской армии. Потешные

Поте́шные войска́ возникли из так называемого Петрова полка, который был сформирован царём Алексеем Михайловичем, из «малых робяток», для забав царевича Петра.

В 1682 году у Московского кремлёвского дворца была особая потешная площадка. А с весны 1683 г. 11-летний Пётр - не по летам физически развитый - перенёс воинские занятия в поле, и с этого времени прежняя игра в солдатики перешла в настоящее военно-практическое обучение. В конце этого года в число «потешных» стали записываться и взрослые. Первым 30 ноября 1683 года в потешные записался придворный конюх С.Бухвостов. Он считается первым солдатом.

В 1684 в подмосковном селе Преображенском возведён был потешный городок «Пресбург», над устройством которого трудился и сам Пётр; затем потешные войска штурмовали эту крепость и маневрировали на две стороны. В 1691 потешные войска войска получили правильную организацию и разделились на два полка, Преображенский и Семёновский, обмундированные по западно-европейскому образцу.

Солдаты потешных полков
играют в потешные игры.
Летят от железных подков
цветные потешные искры.

Потешного ботика борт
и кубки с потешною брагой.
И машет отважно Лефорт
своею потешною шпагой.

Греми, барабан - и допрежь
не стихнет в ушах самодержца
вся прежняя музыка,- режь!-
потешь государево сердце.

Покуда на стыке веков
не вбиты раскольные вехи,
солдаты потешных полков
лихой предаются потехе.

Потешные пушки палят.
И, как на Руси уж ведется, -
еще никому невдогад,
как все это ей обернется.

Разнообразные военно-учебные упражнения, под руководством иностранцев, заключились кожуховским походом. Уже в эти годы начинает складываться система взглядов Петра I на вопросы военного образования. «Потешные» потребовались Петру не как забава. Особую цель преследовал Петр - подготовку будущих воинов и военачальников, для которых «служба не была бы тяжким постным бременем», а напротив - «гранильной мастерской, в которой они стали бы кристаллом изумительного блеска».

Учитывая собственный опыт, Пётр со своими сподвижниками разработал первую в истории России программу военно-профессиональной ориентации юношей.

Программа военно-профессиональной ориентации юношей включала:

Развитие физической силы и ловкости детей 9-12 лет путём игр на воздухе и гимнастических упражнений; военному строю не придавалось особого значения;
- развитие в детях смелости и предприимчивости путём ввода в игры некоторой доли опасности и риска. Для этого использовались лазанье по обрывам, оврагам, переходы по зыбким мостам, брёвнам, игры в разбойников. Во время этой игры «потешные» незаметно для себя постигнут сторожевую службу, разведку, опытом дойдут до сознания что «больше побеждает разум и искусство, нежели множество»;
- обучение владеть оружием, не только ружейным приёмам, но и умению стрелять и колоть. Царь Царь Пётр с 12 лет уже стрелял из пушки;
- ознакомление «потешных» с военной техникой и приучение пользоваться ею;
- выработка дисциплины, чувства чести и духа товарищества;
- познание отечества и уяснение его исторических задач путём ознакомления «потешных» с наиболее яркими и наиболее мрачными страницами нашей истории, а также с силами и стремлениями наиболее опасных соседей;
- развитие любви к государю и отечеству;
- привитие «потешным» любви к армии.

Потешные полки

Поте́шные войска́ возникли из так называемого Петрова полка , который был сформирован царём Алексеем Михайловичем , из «малых робяток», для забав царевича Петра . Современники не оставили никаких заметок о первоначальном устройстве «потешных»; известно только, что число их сначала не превышавшее 50, быстро увеличивалось, так что, по недостатку помещения, часть их была переведена в село Семёновское.

  • С 1682 года у Московского кремлёвского дворца была особая потешная площадка .
  • С весны 1683 года 11-летний Пётр - не по летам физически развитый - перенёс воинские занятия в поле, и с этого времени прежняя игра в солдатики перешла в настоящее военно-практическое обучение. В конце этого года в число «потешных» стали записываться и взрослые. Первым 30 ноября 1683 года в потешные записался придворный конюх С. Бухвостов . Он считается первым солдатом .
  • В 1684 году в подмосковном селе Преображенском возведён был потешный городок «Пресбург» , над устройством которого трудился и сам Пётр; затем потешные войска штурмовали эту крепость и маневрировали на две стороны.
  • В 1691 году потешные войска получили правильную организацию и разделились на два полка, Преображенский и Семёновский , обмундированные по западно-европейскому образцу.

Разнообразные военно-учебные упражнения, под руководством иностранцев, заключились кожуховским походом . Уже в эти годы начинает складываться система взглядов Петра I на вопросы военного образования. «Потешные» потребовались Петру не как забава. Великий историк А. М. Назаров, автор книги о «потешных», писал, что здесь особая цель - подготовка будущих воинов и военачальников, для которых «служба не была бы тяжким постным бременем», а напротив - «гранильной мастерской, в которой они стали бы кристаллом изумительного блеска». Учитывая собственный опыт, Пётр со своими сподвижниками разработал первую в истории России программу военно-профессиональной ориентации юношей.

Программа военно-профессиональной ориентации юношей включала:

  1. развитие физической силы и ловкости детей 9-12 лет путём игр на воздухе и гимнастических упражнений; военному строю не придавалось особого значения;
  2. развитие в детях смелости и предприимчивости путём ввода в игры некоторой доли опасности и риска. Для этого использовались лазанье по обрывам, оврагам, переходы по зыбким мостам, брёвнам, игры в разбойников. Во время этой игры «потешные» незаметно для себя постигнут сторожевую службу, разведку, опытом дойдут до сознания что «больше побеждает разум и искусство, нежели множество»;
  3. обучение владеть оружием, не только ружейным приёмам, но и умению стрелять и колоть. Царь Пётр с 12 лет уже стрелял из пушки;
  4. ознакомление «потешных» с военной техникой и приучение пользоваться ею;
  5. выработка дисциплины, чувства чести и духа товарищества;
  6. познание отечества и уяснение его исторических задач путём ознакомления «потешных» с наиболее яркими и наиболее мрачными страницами нашей истории:, а также с силами и стремлениями наиболее опасных соседей;
  7. развитие любви к государю и отечеству;
  8. привитие «потешным» любви к армии.

Преображенцы и семёновцы будут основой будущей регулярной армии России . В свой первый поход к турецкой крепости Азов они уйдут рано утром 30 апреля 1695 года . В дальнейшем, участие в Северной войне , дало обоим полкам случай выказать боевую подготовку и помериться с образцовыми войсками Карла XII .

Литература

  • Масловский, «Записки по истории военного искусства в России»;
  • «Петровская бригада» («Русская Старина », ).
  • П. Дирин Потешные полки Петра Великого

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Потешные полки" в других словарях:

    - … Википедия

    ПОТЕШНЫЕ, военные отряды, созданные в начале 1680 х годов в России для «потех» царевича Петра Алексеевича (см. ПЕТР I Великий). В потешные набирали подростков и юношей из семей дворовых, конюхов, спальников и добровольцев дворян. В 1682 году в… … Энциклопедический словарь

    Отряды из детей и молодых людей, созданные в нач. 80 х гг. 17 в. для военных потех русского царя Петра. В кон. 17 в. из них были сформированы гвардейские Преображенский и Семеновский полки … Большой Энциклопедический словарь

    Отряды из детей и молодых людей, созданные в начале 80 х годов 17 в. для военных потех царя Петра I. В конце 17 в. из них были сформированы гвардейские Преображенский и Семёновский полки. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    - «потешные войска», отряды из детей и молодых людей, созданные в начале 80 х гг. XVII в. для «военных потех» русского царя Петра. В конце XVII в. из них были сформированы гвардейские Преображенский и Семёновский полки … Энциклопедический словарь

    Офицер и солдаты Семёновского полка. Потешные войска военные отряды из «малых робяток», созданные царём для «потех» царевича. В 1682 у Кремлёвского дворца была разбита особая площадка для военных игр. Весной 1683 одиннадцатилетний Пётр перенёс… … Москва (энциклопедия)

    - («Потешные»,) военные отряды, созданные в нач. 80 х гг. 17 в. в России для «потех» царевича Петра. В «П.» набирались дети и молодые люди из дворовых, конюхов, спальников и добровольцев дворян. В 1682 в Москве, у Кремлёвского дворца, была… … Большая советская энциклопедия

    Воен. отряды, созданные для потех царевича Петра из детей и молодых людей (из дворовых, конюхов, спальников и добровольцев дворян). В 1682 у Кремлевского дворца была создана особая площадка для воен. игр, к рые в 1683 были перенесены в поле, а в… … Советская историческая энциклопедия

    «ПОТЕШНЫЕ» ВОЙСКА - воен. отряды в России в 80 90 х гг. 17 в., созданные для воен. игр («потех») юного Петра I из придворных слуг и их детей. До 1682 воен. игры проводились на специально оборудованной «потешной» площадке у Кремлёвского дворца, с… … Военный энциклопедический словарь

    ПОТЕШНЫЕ - отряды из молодых людей, созданные в начале 80 х гг. XVII в. для «военных потех» будущего царя Петра I; в 1687 г. из них были сформированы гвардейские полки – Преображенский и Семеновский … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

Книги

  • Русские полководцы и флотоводцы , Малов В.. Как Александр Невский победил немецких рыцарей? С кем бились «потешные» полки? Кто стал первым русским генералиссимусом? Какую битву Петр I назвал «матерью Полтавской победы»? За что…

Не получил никакого образования, кроме простой грамотности и кое-каких исторических сведений. Забавы его носили ребячески-военный характер. Обстановка жизни сообщила ему несколько тяжелых впечатлений. Будучи царем, он в то же время находился под опалой с 10 лет и с матерью должен был жить в потешных подмосковных селах, а не в Кремлевском дворце. Такое грустное положение лишало его возможности получить правильное дальнейшее образование и в то же время освобождало от пут придворного этикета. Не имея духовной пищи, но имея много времени и свободы, Петр сам должен был искать занятий и развлечений. Можно думать, что мать никогда не стесняла любимого единственного сына и что воспитатель Петра, князь Борис Голицын, не следил за каждым его шагом. Мы не видим, чтобы Петр особенно подчинялся материнскому авторитету в своих вкусах и занятиях, чтобы Петра занимали другие. Он сам выбирает себе товарищей из тесного круга придворных и дворовых служителей царицына двора и сам с этими товарищами ищет себе потех. Отрочество Петра отмечено самодеятельностью, и эта самодеятельность шла в двух направлениях: 1) Петр предавался по-прежнему военным забавам, 2) Петр стремился к самообразованию.

Солдаты "потешных полков" Петра I в кружале (кабаке). Картина А. Рябушкина, 1892

С 1683 г. вместо "потешных ребяток" около Петра видим "потешные полки" ("потешные", ибо стояли в потешных селах, а не потому, что служили только для потехи). В ноябре 1683 г. Петр начинает формировать Преображенский полк из охочих людей (до последних лет своих Петр помнил, что первым охотником был придворный конюх Сергей Бухвостов). В отношении этого потешного полка Петр был не государем, а товарищем-соратником, учившимся наравне с прочими солдатами военному делу. С разрешения, конечно, матери и с одобрения, быть может, Б. Голицына (даже, быть может, с некоторым его содействием) Петр, как говорится, и днюет, и ночует со своими потешными. Предпринимаются маневры и небольшие походы, на Яузе строится потешная крепость (1685 г.), названная Пресбургом, словом, практически изучается военное дело не по старым русским образцам, а по тому порядку регулярной солдатской службы, какой в XVII в. был заимствован Москвой с Запада. Эти военные "потехи" требуют военных припасов и денежных средств, которые и отпускаются Петру из московских приказов. Правительство Софьи не видит для себя никакой опасности в таких "потехах марсовых" и не мешает развитию потешных войск. Оно испугалось этих войск позже, когда из потешных выросла солидная военная сила. Но растил Петр эту силу беспрепятственно. Не следует думать, что Петр забавлялся с одной дворовой челядью. Вместе с ним в рядах потешных были и товарищи его из высших слоев общества. Стоявший вне придворного этикета, Петр мешал родовитых людей и простолюдинов в одну "дружину", по выражению С. М. Соловьева, и из этой дружины бессознательно готовил себе круг преданных сотрудников в будущем. Военное дело и личность Петра сплачивали разнородные аристократические и демократические элементы в одно общество с одним направлением. Пока это общество забавлялось, – позже оно стало работать с Петром.

Несколько позднее, чем организовались военные игры Петра, пробудилось в нем сознательное стремление учиться. Самообучение несколько отвлекло Петра от исключительно военных забав, сделало шире его умственный кругозор и практическую деятельность. Лишенный правильного образования, Петр, однако, рос в кругу, далеко не вполне невежественном. Нарышкины из дома Матвеева вынесли некоторое знакомство с западной культурой. Сын А. С. Матвеева, близкий к Петру, был образованным на европейский лад. У Петра был немец-доктор. Словом, не только не было национальной замкнутости, но была некоторая привычка к немцам, знакомство с ними, симпатия к Западу. Эта привычка и симпатия перешли и к Петру и облегчили ему сближение с иноземцами и их наукой. Сближение это произошло около 1687 г. таким образом: в предисловии к Морскому Регламенту сам Петр рассказывает, что кн. Я. Долгорукий привез ему в подарок из-за границы астролябию, и никто не знал, как сладить с иностранным инструментом; тогда нашли Петру знающего человека, голландца Франца Тиммермана, который объяснил, что для употребления астролябии нужно знать геометрию и иные науки. У этого-то Тиммермана Петр "гораздо с охотою пристал учиться геометрии и фортификации". В то же время он нашел в селе Измайлове старый английский бот, валявшийся в амбаре. Тиммерман объяснил Петру, что на этом боте можно ходить против ветра, лавировать (чего русские не умели). Петр заинтересовался и нашел человека (как и Тиммермана – из Немецкой слободы), голландца Карштен-Бранта, который стал учить Петра управлению парусами. Сперва учились на узенькой Яузе, а потом – в селе Измайлове на пруде.

"Дедушка русского флота". Франц Тиммерман показывает Петру I ботик. Картина Г. Мясоедова, до 1911

Искусство навигации так увлекло Петра, что стало в нем страстью. К изучению этого дела он отнесся очень серьезно. В 1688 г. недовольный тем, что негде плавать под Москвой, он переносит свою забаву на Переяславское озеро (в 100 с лишком верстах от Москвы на север). Мать согласилась на отъезд Петра, и Петр принялся в Переяславле строить суда с помощью мастеров-голландцев. В это время он ничего не хотел знать, кроме математики, военного дела и корабельных забав. Но ему уже шел 17-й год, он был очень развит и физически, и умственно. Его мать вправе была ждать, что достигший совершеннолетия сын обратит внимание на государственные дела и устранит от них ненавистных Милославских . Но Петр не интересовался этим и не думал бросать свое ученье и забавы для политики. Чтобы остепенить его, мать его женила (27 января 1689 г.) на Евдокии Федоровне Лопухиной, к которой Петр не имел влечения. Подчиняясь воле матери, Петр женился, однако через какой-нибудь месяц после свадьбы уехал в Переяславль от матери и жены к кораблям. Но летом этого 1689 г. он был вызван матерью в Москву, потому что неизбежна была борьба с Милославскими.

Удобная навигация по статье:

Потешные полки Петра I

История создания потешных полков Петра I

Согласно дошедшим до нас сведениям, в детстве будущий император России Пётр Первый не жаловал науку, посвящая всё своё время ребяческим забавам, имеющим однако военный характер. Оставаясь царём, в силу сложившихся обстоятельств, он вынужден был с десяти лет жить не в Кремлёвском дворце, а в подмосковных сёлах. Этот факт не только не способствовал получению Петром образования, но и полностью освобождал его от следования придворному этикету. Обладая такой свободой действий, он сам был вынужден искать себе развлечения и интересы. Именно в этот период, увлёкшись военным делом, Пётр создаёт так называемые «потешные полки».

Стоит отметить, что само название полков не означало их шутливость или нечто подобное. Оно происходило от того, что стояли эти самые полки в потешных сёлах. В середине осени 1683 года будущий император формирует Преображенский полк в который входили охочие люди. При этом, сам государь был для этих людей больше другом, чем начальником, который наравне со всеми остальными пытался освоить непростую военную науку.

Получив разрешение матери и Голицына Пётр выходит с полком в небольшие походы, отрабатывая боевые маневры. Так, в 1685 году на Яузе строится потешная крепость, получившая название Пресбург. Одним словом, Пётр пытается постичь военное дело не следуя старым образцам, но осваивая порядок регулярной солдатской службы, который в тот период можно было наблюдать в развитых европейских государствах.

Естественно, что все подобные потехи требовали немалых средств для оснащения, которые отпускались Петру Первому из московских приказов. Регент Софья не видела в полках никакой опасности для собственной политики. Однако, она была вынуждена признать свою неправоту спустя всего несколько лет, когда «марсовы потехи» превратились в мощную военною силу.

В состав потешных полков входила не только дворовая челядь, но и петровские товарищи, относящиеся к высшим слоям общества. Стоявший вдалеке от придворного этикета Пётр Первый мог без зазрения совести смешивать в одной дружине простолюдинов и родовитых людей. Многие из простых людей вошли в его близкое окружение в будущем. Таким образом, характер Петра и его любовь к военному делу сплачивали в одно единомышленное общество демократические и аристократические элементы.

Влияние потешных полков на личность и характер Петра I

Немного позже формирования полков в Петре пробудилось и желание будущего правителя учиться. И хотя самообучение сильно отвлекало Петра от военных забав, оно смогло в достаточно короткий период расширить круг его интересов. Необходимо отметить, что хотя мальчик и не получал необходимого образования, но обстановка царящая в доме матери смогла дать ему больше чем получали в то время многие дворяне. Даже в этих сёлах Пётр получал знания от иностранцев. К примеру, в предисловии к Морскому Регламенту государь рассказывает, что когда Долгорукий привёз ему астролябию из поездки в Европу и никто не знал как обращаться с этим предметом, мальчику быстро нашли знающего человека, коим стал голландец Франц Тиммерман. Он не только смог объяснить Петру принцип действия астролябии, но и рекомендовал мальчику изучать для её лучшего понимания фортификацию и геометрию.

В тот же период Пётр находит в Измайлове английский старый бот, который долгое время валялся в амбаре. Голландец рассказал ему, что данный бот может не только ходить против ветра, но и лавировать, чего в то время не умели русские суда. Это подтолкнуло Петра найти ещё одного учителя – Карштен-Бранта из Немецкой слободы, начавшего обучать его управлению парусами. В самом начале обучение проходило на Яузе, а затем на пруде в Измайлове.

Значение потешных полков в истории российского государства

В 1692 году все петровские потешные полки были переведены в общий третий Московский выборный полк (первым был Лефортовский полк, а вторым называли Бутырский), которым в этот период командовал А. Головин.

Кроме обыкновенных и привычных военных учений потешные войска Петра Первого довольно часто наравне с немногими регулярными полками часто производили военные манёвры в окрестностях Москвы. Если верить современникам, то такие учебные операции иногда продолжались более месяца. Как правило, потешные войска действовали против войск, которые были сформированы из ополчения, что являлось стандартом комплектации того времени в России.

В 1693, а также 1694 годах Петром вместе с Преображенцами под командованием князя-кесаря Ф. Ю. Ромодановского были осуществлены два военных морских похода на Архангельск. Стоит отметить, что если бы не такие военные забавы Петра, то развитие России возможно пошло бы по другому маршруту. Ведь такие занятия не только дали будущему императору знания, но и смогли обеспечить обретение законной власти, когда тому противилась сестра-регент Софья.

Видео-лекция: потешные полки Петра I

История потешных полков Петра I

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 4 заданий окончено

Информация

Проверь себя! Исторический тест по теме: история потешных полков Петра I

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 4

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 4

    1 .

    В каком годы были основаны Петром 1 потешные полки?

    Правильно

    Неправильно

  2. Задание 2 из 4

    2 .

    Какое значение имело создание Потешных полков для Российского государства?

    Правильно

    Неправильно

Солдаты «потешных полков» Петра I в кружале (кабаке). Впервые в Сети! Публикуется по изданию: Дирин П. Потешные полки Петра Великого. Была ли эта команда началом потешных?

В эти годы начали складываться взгляды Петра I на военное образование. Учитывая собственный опыт, Пётр со своими сподвижниками разработал первую в истории России программу военно-профессиональной ориентации юношей. В детстве, как мы видим, Петр не получил никакого образования, кроме простой грамотности и кое-каких исторических сведений.

Будучи царем, он в то же время находился под опалой с 10 лет и с матерью должен был жить в потешных подмосковных селах, а не в Кремлевском дворце. Такое грустное положение лишало его возможности получить правильное дальнейшее образование и в то же время освобождало от пут придворного этикета. Не имея духовной пищи, но имея много времени и свободы, Петр сам должен был искать занятий и развлечений.

В ноябре 1683 г. Петр начинает формировать Преображенский полк из охочих людей (до последних лет своих Петр помнил, что первым охотником был придворный конюх Сергей Бухвостов). Эти военные «потехи» требуют военных припасов и денежных средств, которые и отпускаются Петру из московских приказов. Не следует думать, что Петр забавлялся с одной дворовой челядью.

Потешные полки Петра I

Военное дело и личность Петра сплачивали разнородные аристократические и демократические элементы в одно общество с одним направлением. Пока это общество забавлялось, – позже оно стало работать с Петром. Несколько позднее, чем организовались военные игры Петра, пробудилось в нем сознательное стремление учиться. Самообучение несколько отвлекло Петра от исключительно военных забав, сделало шире его умственный кругозор и практическую деятельность.

Сын А. С. Матвеева, близкий к Петру, был образованным на европейский лад. У Петра был немец-доктор. Эта привычка и симпатия перешли и к Петру и облегчили ему сближение с иноземцами и их наукой. Тиммерман объяснил Петру, что на этом боте можно ходить против ветра, лавировать (чего русские не умели). Петр заинтересовался и нашел человека (как и Тиммермана – из Немецкой слободы), голландца Карштен-Бранта, который стал учить Петра управлению парусами.

Искусство навигации так увлекло Петра, что стало в нем страстью. Мать согласилась на отъезд Петра, и Петр принялся в Переяславле строить суда с помощью мастеров-голландцев.

Но Петр не интересовался этим и не думал бросать свое ученье и забавы для политики. Подчиняясь воле матери, Петр женился, однако через какой-нибудь месяц после свадьбы уехал в Переяславль от матери и жены к кораблям. Но летом этого 1689 г. он был вызван матерью в Москву, потому что неизбежна была борьба с Милославскими. Лучшее, по этому предмету, исследование мы находим у Погодина («Семнадцать первых лет Петра Великого»).

Не так отнеслась к воцарению Петра его сводная сестра София Алексеевна. Она, еще при жизни Феодора Алексеевича, рассчитывая на наследие Иоанна и на его слабое здоровье, не покидала мысли об участии в правлении. Но признание Петра единодержавным расстроило замыслы Софии. Она ищет средств ослабить Петра и влияние Нарышкиных; средство представляется ей в виде двоевластия.

Преображенское и потешные полки

В продолжении трех суток Петр с матерью ежеминутно ожидали, что их постигнет та же участь. Оставаться долее в Москве было невыносимо. Легко себе представить то нравственное состояние, в котором должен был находиться в это время мальчик-царь. Итак, три с половиною месяца, время бедствий народных и семейных и первый год своего царствования, молодой царь проводит с матерью вне столицы, в Воробьеве.

Потешные войска или история создания полков

Дошло дело и до пушек, не деревянных, какие были в хоромах маленького царевича Петра, а до медных и железных. Конечно, еще раньше, до Воробьева, было у него игрушечное оружие: сабли, пищали, луки и стрелы; но присылались они в хоромы изредка, с большими промежутками и большею частию поштучно7.

Преображенский лейб-гвардии полк

Какие люди входили в состав её? И смотрел ли на нее Петр, как на игру в солдатики, или как на возникновение нового войска? Можно положительно сказать, что да. Эти самые потешные стрельбы, эти воинские упражнения (по всем вероятиям они производились. Преображенском и Семеновском селах, умножились, усовершенствовались в ратном деле и, наконец, положили основание гвардейским полкам.

Значения Семеновского и Преображенского полков для армии Петра 1

Хотя осень приближалась к концу, и переезд в Москву на время прервал его занятия, но в Январе 1684 г., по возвращении в Преображенское, требования его постоянно учащаются и усложняются. Приводим подробный перечень всех предметов вооружения и снаряжения, вытребованных Петром из Оружейной Палаты за первые два года для своих первых потешных.

В селе ж своем Преображенском, в рощах, во всегдашних обучениях тех воинских их солдат потешных не оставил. Он ближе всех стоял к семейству Нарышкиных, и вместе с тем свидетельство его есть первое, наиболее обстоятельное и наиболее правдоподобное об устройстве и образовании потешных.

Семион Зоммер, так угодивший Петру еще в Воробьеве своею стрельбою, судя по наградам, которые он получал, не мог оставаться без участия и в новых потехах. С 1684 года число потешных умножилось. Любо было Петру видеть перед собою преданную дружину; но в ней не доставало порядка, а чтобы завести его, надо было учредить начальство.

Поэтому Петр требует их из солдатских полков и в особенности из Бутырского. Вместе с ним в рядах потешных были и товарищи его из высших слоев общества. Кто были первые потешные? В это же время был окончательно построен потешный городок, и около него сосредоточились воинские упражнения потешных. На кого можно было ему положиться и ждать опоры, как не на потешных? Заметим при том, что Петру нечем было бы содержать потешных солдат из посторонних, чужих людей; да и откуда их брать, как скликать?