Конспекты занятий для слабослышащих детей в доу. Конспект занятия по ИЗО "птичка" (для слабослышащих детей). У норы барсучьей

В феврале 2010 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев утвердил национальную образовательную инициативу “Наша новая школа”, цель которой модернизация и развитие системы общего образования страны. Национальная образовательная инициатива предусматривает и модернизацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Трудно не согласиться с тем, что каждый ребёнок с ограниченными возможностями здоровья должен иметь право обучаться совместно со своими здоровыми сверстниками. Но не надо забывать и о том, что такое интегрированное (инклюзивное) образование должно быть качественным, должно отвечать особым образовательным потребностям данного ученика с ограниченными возможностями здоровья.

Во 2-д классе МБОУ СОШ № 49 обучается 24 учащихся, (11 мальчиков, 13 девочек). Среди них одна обучающаяся с нарушением слуха (диагноз - двухсторняя сенсоневральная тугоухость IV степени). Для девочки разработан индивидуальный образовательный маршрут, т.е. индивидуальная траектория образования в календарно-тематическом, поурочном планировании. Задача учителя – постараться найти индивидуальные формы обучения, позволяющие реализовать его актуальные коммуникативные возможности и преодолеть трудности в обучении и общении, возникающие на уроке и вне урока.

В деятельность учителя, работающего в условиях интегрированного обучения детей с нарушениями слуха, входит:

Диагностика уровня развития ребенка на основе изучения заключения ПМПК, характеристики из предшествующего ОУ, детских работ, бесед с родителями, наблюдений за ребенком, диагностики уровня знаний по предметам

Составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута (составляется с перспективой не более чем на месяц)

Отслеживание динамики развития ребенка

  • регулярное изучение учащихся с целью выявления индивидуальных особенностей и определения направления коррекционно-развивающей работы;
  • фиксация динамики развития обучающихся с нарушениями слуха в диагностических документах (дневник наблюдений, характеристика);

Взаимодействие со специалистами и родителями:

  • изучение педагогом класса, специалистами условий семейного воспитания особого ребенка и, как результат, выработка конкретных рекомендаций для родителей;
  • знакомство специалистов с данными обследования и планом работы педагога, а педагога – с результатами диагностики и планами специалистов;
  • предоставление родителям в индивидуальном порядке данных о результатах диагностики, планах работы, динамике развития их детей с конкретными рекомендациями как со стороны учителя, так и специалистов;
  • проведение психолого-медико-педагогических консилиумов, педсоветов, семинаров по вопросам диагностики, коррекционного обучения, социальной адаптации данных детей, работе с родителями;
  • участие имеющихся узких специалистов ОУ (логопедов, психологов, социальных педагогов, врачей) в работе МО учителей, проведении родительских собраний;
  • ведение педагогической документации, обеспечивающей взаимосвязь в работе специалистов (тетради взаимосвязи логопеда, психолога, логопеда с педагогом, дневник наблюдений за учащимися, написание характеристик)
  • работа с родителями обычных детей, направленная на формирование толерантного отношения к особым детям и их семьям.

Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок. Эмоциональных срывов, профилактика детского травматизма через организацию физкультурно-оздоровительных перемен, динамического часа, физкультминуток на уроках, проведение занятий на свежем воздухе и др., создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности в её фронтальной и индивидуальной формах.

Реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий. Каждая из названных форм имеет свою структуру, методику.

В школе собраны и обобщены материалы, выявляющие особенности обучения детей с нарушениями слуха в коллективе сверстников. Разработан индивидуальный план педагогической (в том числе и коррекционной) работы со слабослышащим обучающимся, позволяющий построить наиболее оптимальный маршрут образовательной интеграции учащегося массовой школы, определяемый уровнем его речевого и психофизического развития.

В учебном процессе слабослышащему ученику иногда бывает трудно объяснить на словах некоторые явления, а компьютер – это уникальная машина, благодаря мультимедийным возможностям которой ученикам становится легче воспринимать окружающий мир и развиваться интеллектуально. Кроме этого, новые информационные технологии, позволяющие легко варьировать громкость, в частности актуализируя конкретные частоты аудиоматериалов, могут быть использованы для тренировки остаточного слуха и для развития речевых навыков. А это играет огромную роль в системе социальной адаптации слабослышащего ребенка.

Особую роль в педагогической деятельности, обращенной к слабослышащим детям, играют видеоматериалы. Они полезны при работе с учебным материалом, связанным с изучением различных процессов и явлений, сурдологическое описание которых затрудняется ограниченным словарным запасом детей. Важную обучающую функцию выполняют компьютерные модели и конструкторы, компьютерный лабораторный практикум.

На индивидуальных занятиях с особым ребёнком я использую готовые электронные материалы:

Игры для Тигры”. Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к занятиям. Применение программы “Игры для Тигры” способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение". http://www.logopunkt.ru/images/ss3-b.jpg Основные принципы, положенные в основу построения программы “Игры для Тигры” :

системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;
игровая форма обучения;
интерактивность;
полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;
дифференцированный подхода к обучению. Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;
объективность. Программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные;
создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.

Ключевые достоинства:
- Методика опережающего обучения
- Красочная мультипликация и анимация
- Игры озвучены известными актерами
- Сказочные герои с яркими характерами

Мир за твоим окном” - первая в России специализированная компьютерная программа, предназначенная для развития и обучения детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии. Она удостоена государственной премии в области образования. Ее авторы - сотрудники Института Коррекционной Педагогики РАО (Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина Программа “Мир за твоим окном” Программа состоит из пяти частей: “Времена года”; “Погода”, “Одежда”; “Рассказы о временах года”; “Календарь”, однако названия частей в основном меню отражают лишь тематический материал. У каждой части свои задачи в области развития и обучения.

“Кроссворды”.

  • Тренажер по математике в начальной школе.
  • “Маленький гений. Тренируем внимание”
  • “Тетрис. Математический тренажер”.

Составляю электронные приложения к урокам, коррекционным и внеклассным занятиям, интегрированным урокам, к отдельным темам уроков и занятий, праздничным мероприятиям.

Необходимо отметить, что использование ИКТ в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем информационно-коммуникационные технологии не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность.

Совместная деятельность педагога, логопеда и психолога способствует постепенной успешной адаптации к школе детей с нарушенной слуховой функцией.

Литература

  1. “Мы вместе” Специальные компьютерные инструменты обучения детей с нарушениями слуха. Институт коррекционной педагогики РАО, Москва // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2009-03-16. - №1.
  2. http://logoped.far.ru/p48aa1.html
  3. http://softlus.ucoz.ru/load/igra_baba_jaga_uchitsja_chitat_igra_dlja_malyshej_dlja_obuchenija_chteniju/71-1-0-649
  4. Волкова Л.С. Логопедия (учебник) ООО “Гуманитарный центр Владос”, 2004. стр. 551-553
  5. Вренева Е.П. Использование компьютерных технологий в работе коррекционного педагога ДОУ// Коррекционная педагогика. - 2008 . - №4(28).
  6. Гилевич И.М., Тигранова Л.И. К проблеме интеграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха)// Дефектология, 1996. № 6. с.44-51
  7. Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании // Начальная школа. - 2009. -№ 2.
  8. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития// Дефектология, 1997. с.3-15
  9. На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. USAID, 2007
  10. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (1-3 апреля 1998г.). СПб., 1998, 126с.
  11. Учебные проекты с использованием Мicrosoft Office: Методическое пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 93с.
  12. Шипицына Л.М., Ресвейк К. Навстречу друг другу: пути интеграции. СПб., 1998. с.130
  13. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка. М., Изд.центр “Академия”, 2003. стр.159-163

Занятия по формированию произношения у слабослышащих детей по теме:

«Дифференциация звуков и букв [ж] - [ш]. Работа над речевым дыханием, голосом и логическим ударением»

Учитель логопед

МБОУ СОШ № 21 г. Ставрополя

Цель: Развитие внятной, членораздельной, выразительной устной речи.

Задачи:

1. Закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [ж] - [ш] изолированно, в словах, предложениях.

2. Развитие речевого дыхания, фонема тического слуха, разговорной и связной речи.

3. Формирование просодической стороны речи.

4. Коррекция психических функций: памяти, внимания, логического мышления.

5. Обеспечение здоровьесберегающего пространства: организация физминуток, дыхательная, пальчиковая гимнастика, самомассаж, психогимнастика, упражнения для профилактики близорукости .

6. Обогащение словарного запаса.

7. Развитие мелкой моторики.

Оборудование: карточки с артикуляционной гимнастикой, предметные картинки, сюжетные картинки, зеркало, вата, буквы «ж» и «ш», ручки, карандаши, карточки с текстом.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Психогимнастика.

Доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

II . Основная часть.

1. Проверка слуха (за экраном).

Как ты слышишь?

Будем заниматься?

Сейчас осень?

Почему ты так решил?

Какой месяц?

Какое время суток?

Послушай и повтори: сентябрь, октябрь, декабрь – осенние месяцы.

Правильно?

Назови правильно осенние месяцы.

Какое сегодня число?

Запиши его в тетрадь.

2. Сообщение темы занятия.

Какой звук повторяется в этих предложениях?

Вышивает Даша мишку, Маша вышивает мышку. (Звук Ш).

Два жука летят, жужжат: Нужен дождик для ужат. (Звук Ж)

Сегодня мы изучаем два звука Ж и Ш.

3. Сравнение звуков Ж и Ш по артикуляции /перед зеркалом/.

Произнесение ряда слогов на одном выдохе:

Ша-шо-шу-ши-ше (выдох).

Аш-ош-уш-иш-еш (выдох).

Жа-жу-же-жи-жо (выдох).

Упражнение «Забей мяч в ворота» (задуть ватный шарик в ворота).

5. Пальчиковая гимнастика.

Самомассаж (с карандашом, грецкими орехами).

«Этот пальчик», «Колечки», «Прогулка», «Цепочки».

6. Артикуляционная гимнастика.

Я буду показывать картинки, а ты выполняй упражнения (показывает ученику схематические изображения артикуляционных упражнений, ученик выполняет. В случае затруднения учитель сам показывает упражнение).

«Заборчик» - «Хоботок», «Лопаточка» - «Иголочка», «Качели», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Маляр».

7. Развитие фонематического слуха.

Сейчас мы будем работать над звуками [ш], [ж].

Я буду называть слова с этими звуками. Если услышите «ж» или «ш» - покажите соответствующую букву:

- Каштан, жёлудь, живот, шкаф, шелест, ножницы, мышка, кукушка, солнышко, важный, жук, жилет, камыши, мороженое, лужа, каша.

Слушай внимательно, повторяй за мной:

Жа – ша – ша

Ша – жа – жа

Жа – ша – жа

Шо – жо – шо

Жо – жо – шо

Шо – шо – жо

Жи – жи – ши

Ши – жи – ши

Жи – ши – жи

Беседа по картинкам УЖИ – УШИ:

Что здесь нарисовано?

Это очень похожие слова, а чем они различаются? (Изменился только один звук, а получилось новое слово).

Уж – обычно не ядовитая змея. Змея – пресмыкающееся с длинным извивающимся телом, часто с ядовитыми железами в пасти.

Уши – органы слуха.

Придумаем предложения с этими словами.

А у меня получились вот такие предложения:

В кустах спрятались ужи.

Даша под душем моет уши.

(читаем вслух, читаем про себя и запоминаем). Записать предложение по памяти. Подчеркнуть буквы, которые обозначают звук Ж или Ш. Проверка.

Повтори за мной и покажи соответствующую картинку:

Жар – шар, машет – мажет, наживка – нашивка, тужить – тушить, Луша – лужа.

Придумай и запиши в тетрадь предложения с каждой парой слов.

8. Физминутка.

Игра с мячом «Замени Ж на Ш».

жест шить

жаль шалить

жила шитьё

ужи Саша

жалость скошу

жутко широк

9. Развитие фонематического восприятия.

Цифровой ряд.

Я буду показывать картинки, а вы букву «ж» или «ш» и цифру, соответствующую месту звука в слове:

Груша, мышка, жук, мороженое, пиджак, джинсы, кошка, медвежонок, лягушка, афиша.

10. Дифференциация звуков [ ш ] , [ ж ] на письме /доска/.

Вставьте пропущенные буквы:

…уба, ве…алка, кру…ево, е…ата, …орох, …урнал.

У лисы пу…истый хвост. Ды…и све…им воздухом. У …оры ду…истые ланды…и.

11. Коррекция зрения. Упражнение с использованием зрительных ориентиров.

12. Составление предложений по серии картинок /за экраном/.

Какое наступило время года?

Что делает мальчик?

Кого он увидел в лесу?

Почему мальчик испугался?

13. Выразительное чтение стихотворения учеником /индивидуальная карточка/:

Мишка лапу занозил-

Наступил на шишку.

Обозлился, погрозил:

«Ты узнаешь мишку!»

Шишку в сучья закопал,

Поплясал на сучьях,

Поскользнулся и упал

У норы барсучьей.

Вышел заспанный барсук,

Заворчал на мишку.

Мишка струсил, влез на сук,

Притаился мышкой.

14. Работа над диалогом /текст на доске/.

– Будем работать над диалогом. Сначала я прочитаю.

– Мама, можно я пойду в сад?

– Можно, Женя. Что ты будешь делать в саду?

– Я буду собирать листья, каштаны, желуди.

– На улице грязь, надень сапоги.

– Я надену сапоги.

– О чём разговаривали мама и мальчик?

– Как зовут мальчика? Что он будет делать в саду? Почему надо надеть сапоги?

Самостоятельное чтение.

– А теперь ты прочитай и за маму, и за Женю.

Воспроизведение диалога без написанного текста.

– Говори за маму и за Женю самостоятельно, своими словами.

III. Итог занятия.

Рефлексия. Какие звуки мы сегодня различали? У тебя были ошибки? Молодец, ты справился со всеми заданиями. Но мы ещё поработаем над звуками «ж»-«ш» на следующем занятии. До свидания.

Мишка лапу занозил-

Наступил на шишку.

Обозлился, погрозил:

«Ты узнаешь мишку!»

Шишку в сучья закопал,

Поплясал на сучьях,

Поскользнулся и упал

У норы барсучьей.

Вышел заспанный барсук,

Заворчал на мишку.

Мишка струсил, влез на сук,

Притаился мышкой.

Вот какая птичка.

Цель занятия : знакомство детей с новым методом рисования птицы, закрепление нового слова для слабослышащих деток.

Задачи: Учить детей рисовать птицу нетрадиционным способом (оттиск ладошки), учить располагать образ по центру листа бумаги. Упражнять детей в рисавании «тычком» ватной палочкой. Развивать творческие способности: чувство цвета, составление узора. Воспитывать самостоятельность, желание рисовать. Доставить детям радость от выполненной работы.

Материал к занятию : белая бумага формата А4, акварельные краски, гуашь, кисть, клеенка, ватные палочки, влажные салфетки, диск «звуки природы и пение птиц»

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций различных птиц; кормление птиц на прогулке; восприятие на слух пения птиц; тонирование бумаги.

Ход занятия:

1. Фонетическая ритмика:

(работа над ритмом) (произносим слова совмещаем их с движениями)

ОПА-ОПА

ТОП-ТОП-ТОП

ОПА-ОПА

ХЛОП-ХЛОП-ХЛОП

(дети выполняют ритмику вместе с воспитателем, по одному, работая парами)

ВИ-па-ву, ви-Па-ву, ви-па-ВУ (работаем над ударным слогом)

Ча-ча-ча- нет кирпича; чи- чи чи- там кирпичи; чо-чо-чо- где плечо Ач-оч-уч-ич

(работаем над автоматизацией «ч», для облегчения произнесения слова «птичка»

2. Вступление:

Ребята, покажите мне свои ладошки. Где ваши ладошки?

(Слаборслышащие детки могут сразу и не показать; тогда воспитатель показывает свои ладошки, проговаривая слово «ладшки» несколько раз)

Давайте похлопаем в ладоши. Это как?

(Слабослышащие детки показывают как хлопают ладошки)

Давайте потрем ладошки. Покажите как?

(Дети могут затрудниться показать это движение, тогда воспитатель показывает движение и приговаривает «трем, трем»)

Потрем ладошками щечки. Вот так (показывает воспитатель на себе, а дети повторяют). Вот сколько могут наши ладошки.

Ребята, а еще с ладошками можно поиграть. Превратим их в птичек.

3. Физкультурная минутка:

Ребята встаньте в круг (воспитатель говорит за экраном, чтобы детки не считывали с губ)

Птички по небу летают (воспитатель и дети машут руками «крыльями»)

Птички зернышки клюют (садятся на корточи, стучат пальчиками по ковру)

Птички ветки собирают (собирательные движения руками)

Птички гнездышки совьют (из ладошек делаем гнездо)

(разминка повторяется 2-3 раза) потом включается ноутбук на 2 минутки фильм про птичек.

4. Основная часть

Ребята, сядьте в круг (за экраном, для развития остаточного слуха)

(дети садятся на ковер вкруг)

Ребята, а давайте мы с вами нарисуем птичек. А помогут нам ладошки.

Вам нужна бумага?

(дети поочереди просят бумагу; если ребенок не может правильно произнести свою просьбу, то ему воспитателем предлагаются таблички на выбор по которым ребенок читает и правильно произносит все слова); таким образом раздаются все нужные ребенку принадлежности для рисования.

Ребята, а где же краски?

(дети ищут краски по группе, находят)

А вот они где спрятались, под столом!!! («под столом» воспитатель произносит громко и протяжно, чтобы слабослышащие дети обратили внимание на предлог «под»)

Дети и воспитатель выбирают для себя цвет, проговаривая и называя его (если есть трудности пользуются опорными табличками)

Ребята, посмотрите на меня. Нужно широко раскрыть свои пальчики и приложить всю ладошку к бумаге. Вот так!!! Крепко, крепко прижали ладошки, а потом подняли вверх. Вот так!!!

Ой, моя ладошка грязная. А у вас? Будем вытирать ладошки? (вытирают влажными салфетками руки)

ОЙ, а что тут получилось? Птичка!!!

Вам нравится ваша птичка? Какая красивая… Как поет ваша птичка?

Ребята, а птичка голодная! Угостим ее горошком?

Нарисуем? (ватными палочками рисуют угощение для птиц)

Теперь ваши птички сытые и радостные…

5. Итог:

Ребята, я забыла, что мы с вами сегодня делали? (дети начинают перечислять чем занимались, воспитатель помогает им в произношении, для слабых деток предлагает таблички или опорные таблицы, по которым детки читают… потом еще раз сам перечисляет все названные действия детей)

Ой, какие вы молодцы!!! Какие красивые птички у вас получились. (дети любуются птичками)

Неожиданно для детей звучит музыка: звуки природы и пение птиц. Дети прислушиваются. Воспитатель произносит слово «птица» и показывает детям табличку «птица». Птица поет, красиво… слушайте…(пока дети слушают воспитатель одевает им маски птичек). Ребята птички... Под музыку дети летают как птицы. За воспитателем улетают мыть руки.

Тема : «Транспорт».

Цель: формировать у детей представление о различных видах транспорта.

Задачи: – уточнить знания детей о транспорте, повторить названия транспорта, названия действий (едет, летит, плывет), ввести в речь детей новое понятие «транспорт»;

Продолжать учить детей отвечать на вопросы «Что это?» используя слово «это…»;

Закрепить умение узнавать знакомые предметы, обозначать предмет словом (самостоятельно выбранной табличкой или устно-дактильно);

Развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение);

Совершенствовать умение работать с перфокартами, записывать слова печат-ными буквами;

Во время создания коллективной работы закрепить умение правильно распо-лагать детали, аккуратно намазывать их клеем, пользоваться салфеткой;

Воспитывать положительное отношение к деятельности, умение доводить на-чатое до конца.

Методы и приемы: рассматривание картины с изображением транспорта, гло-бальное чтение, аналитическое чтение, работа с перфокартами, практическая д-еятельность детей, ответы на вопросы педагога, сюрпризный момент, введение игрового персонажа.

Предварительная работа: рассматривание тематических альбомов «Транс-порт», иллюстраций в книгах о транспорте, наблюдение за транспортом на про-гулке, сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры («Автобус», «По-езд», «Самолеты», «Цветные автомобили» и др.), работа с перфокартами, созда-ние книжек-малышек по теме «Транспорт», аппликация, рисование, лепка ра-зных видов транспорта на занятиях и в свободной деятельности.

Словарь: Что будем делать? Будем заниматься. Будем думать, слушать, гово-рить. Кто прилетел? Мишка. Это воздушный шар.Что это? Это…самолет, авто-бус, пароход, машина, поезд. Что делает? Едет, плывет, летит. Клей, салфетка, кисточка, бумага. Будем наклеивать. Что ты наклеил(а)? Я наклеил(а)… Зани-мались хорошо. Идите играть.

Материалы и оборудование: плакат с изображением воздушного шара, иг-рушка мишки, коробка с игрушками (самолет, автобус, поезд, пароход, маши-на), таблички, картина с прорезями для картинок транспорта, силуэты транс-порта, оборудование для аппликации, конверты с перфокартами, раскраски.

Место проведения: групповая комната.

Длительность: 25-30 минут.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Это гости. Поздоровайтесь с гостями. (Привет. Здравствуйте.)

Что будем делать? (Будем заниматься.)

Будем думать. Будем слушать. Будем говорить. (Дети читают по плакату.)

Лиза! (Я.) Сядь!

Данил, Катя, Рома! (Я.) Сядь! (Этот материал предоставляется детям слухо-зрительно.)

2. Основная часть.

Педагог подводит детей к мольберту накрытому тканью.

Что там? Давайте посмотрим.

Педагог убирает ткань, на мольберте лист ватмана с изображением воздуш-ного шара. Рядом коробка, на ней сидит мишка.

Что это? Это воздушный шар.

Кто прилетел? (Мишка.) Что тут? (в коробке)

Педагог достает из коробки поочередно самолет, автобус, поезд, пароход, машину.

Что это? Какой по цвету?

Дети называют транспорт в устно-дактильной форме, при необходимости выбирают нужную табличку, табличку помещают на наборное полотно.

Автобус, машина, поезд, пароход, самолет – это траспорт.

Посмотрите, что еще принес мишка.

Педагог достает из кармашка на воздушном шаре конверт с силуэтами тран-спорта. На доске изображен пейзаж –дорога, река, небо. Дети рассматривают картину, называют изображенные объекты (дорога, река, небо). Затем педагог достает из конверта силуэты транспорта.

Что это? (Это самолет.) Что делает самолет? (Самолет летит.)

Дети выставляют таблички на наборное полотно, а силуэты транспорта в

прорези на картине.

Физминутка «Светофор».

Педагог показывает макет светофора, затем поочередно круги зеленого, красно-го, желтого цвета.

Зеленый – ходьба с одновременным проговариванием «та-та-та».

Красный – дети останавливаются, говорят «стой».

Зленый – «та-та-та».

Желтый – дети стоят, говорят «думай, смотри».

Что еще принес мишка?

Педагог достает из кармашка конверт с перфокартами, раздает детям.

Будем писать, пишите.

Педагог наблюдает за работой детей, помогает по мере необходимости. Дети выборочно прочитывают по 2-3 слова.

Молодцы, с этим заданием справились.

Педагог подводит детей к доске, на которой прикреплен лист бумаги. На нем цветные прямоугольники с именами детей. Дети поочередно убирают листочки со своим именем, на обратной стороне – задание: нарисуй машину, самолет, наклей поезд, автобус, пароход. На столах – оборудование для аппликации и рисования, заготовки транспорта, сделанные заранее (пароход – оригами, поезд, автобус – ручной труд).

Дети в окошечках рисуют и наклеивают транспорт. По окончании работы педагог убирает лист ватмана с окошками, под ним видят картину, аналогич-ную предыдущей.

3. Итог занятия.

Педагог с детьми еще раз проговаривают названия транспорта и обобщаю-щее слово «транспорт».

Мишка говорит: -Занимались хорошо. Молодцы!

Педагог достает из кармашка на воздушном шаре конверты с именами детей, в них – раскраски с машинами. Дети благодарят мишку, прощаются с ним.

ОГКОУ «Школа –интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №92» (дошкольное отделение)

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Посуда»

Выполнил:

Учитель-дефектолог,

Майорова Ирина Николаевна.

Ульяновск, 2016

Форма занятия: фронтальное

Длительность : 20 минут
Цель занятия : расширять активный словарь детей по теме «Посуда».

Задачи :
Обучающая - учить детей самостоятельно называть предметы посуды по картинке; понимать смысл прочитанного слова; закрепить умение сообщать о выполненном действии; научить детей понимать и выполнять инструкции по табличкам.
Развивающая – совершенствовать целостность зрительного восприятия через складывание разрезных картинок и сличение контура изображённого с образцом.

Воспитательная – воспитывать интерес к занятиям, желание говорить;

Коррекционная – формировать навыки сопряженно-отраженного проговаривания речевого материала (вместе с педагогом); фиксировать внимание детей на табличках, учить подбирать и соотносить парные таблички к картинкам; развитие восприятия.

Оборудование : картина: «Домашнее чаепитие», картинки с изображением посуды, разрезные картинки по количеству детей, опорные таблицы, экоан.

Речевой материал : Посуда, чашка, тарелка, чайник, ложка., покажи ложку, покажи тарелку, покажи чайник.

Фразовый материал: Что это? Это чашка, это ложка, это тарелка, это чайник. Покажи чашку? Вот чашка.

Ход занятия:

    Организационный момент (5 мин.)

Ребята, привет!

Педагог здоровается с каждым ребёнком по очереди:

Рита, привет!

Тётя Ира, привет!

Педагог называет имена детей за экраном. Дети, услышав своё имя, садятся на места.

Ребята, что будем делать?

Будем заниматься. Будем слушать. Будем говорить хорошо.

II. Основная часть (10 мин.)

    «Назови предметы посуды».

Педагог, указывая на надпись, просит детей назвать предметы посуды.

Дети называют предметы посуды по очереди.

    «Покажи».

Педагог помещает на доску картину: «Домашнее чаепитие».

Ребята, посмотрите, посуда. Картина называется «Домашнее чаепитие».

Дети сопряжено с педагогом читают название картины.

Будем играть. Кто первый? Настя, выходи. Покажи чашку (на слух, без таблички).

Ребенок находит чашку и называет:

Это чашка.

Так, с каждым ребёнком.

Хорошо, молодцы!

Из чашки пьют?

Из тарелки едят?

    Дидактич. Игра «Что не так?»

Педагог просит детей закрыть глаза. Меняет надписи под картинками.-

Откройте глаза. Посмотрите, что не так?

Дети поднимают руки и исправляют ошибки.

Педагог, показывая на исправленную ошибку, спрашивает каждый раз у детей:

Это тарелка? Правильно?

Молодцы, внимательные!

Динамическая пауза:

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

4.«Собери картинку»

Педагог раздаёт детям разрезные картинки с изображением посуды.

Собери картинку.

Дети собирают картинки.

Игорь, что у тебя?

Это чайник.

Педагог спрашивает у каждого ребёнка.

III. Заключительная часть (5 мин.)

Ребята, что мы делали?

Мы занимались. Мы говорили.

Мы говорили о посуде. Говорили хорошо.

Завершение занятия эмоционально-положительной оценкой детей (похвалить). Сопровождать жестами.

«Наше занятие подошло к концу. Вы молодцы! Встаньте. Идите.»