Какой флаг у моряков. Военно-морские флаги россии. Последний флаг Российской Империи

СССР был образован в 1922 году. Все символы власти Российской империи к тому времени были отменены уже пять лет. Новому государству требовалось утвердить свои символы, в том числе и флаг ВМФ СССР. На это понадобилось время, поскольку боевые действия не прекращались еще долгое время.

За историю существования советского государства было утверждено три эскиза ВМФ. Каждый из них имел свои особенности. Последний вариант просуществовал сорок два года.

Предназначение

В Корабельном уставе флаг ВМФ СССР обозначался в качестве Боевого Знамени. Он являлся символом воинской чести, славы, доблести. Его задача была в напоминании членам экипажа о долге, который состоял в защите Советской Родины. Также флаг служил напоминанием о героических традициях.

Описание флага 1923 года

Впервые флаг ВМФ СССР появился в 1923 году. Его эскиз разработал капитан первого ранга Ордынский Н. И. За основу он взял знамя ВМС Японии.

Описание:

  • прямоугольная форма в соотношении три к двум;
  • полотно красного цвета;
  • в центре полотна белый круг, равный половине ширины полотна, он символизировал солнце;
  • от круга расходятся восемь белых полос к середине четырех сторон и четырем углам;
  • в центре круга пятиконечная звезда, ее цвет красный, она обращена одним из концов вверх, ее диаметр равен пять шестых диаметра круга;
  • в звезде расположен серп и молот белого цвета.

В этом же году флаг подняли на военных судах в честь пятой годовщины Октябрьской революции. Утвердили его только в 1924 году.

Сохранились архивные фотографии, на которых изображены миноносцы «Калинин», «Войков» с поднятыми на борту флагами, разработанными Ордынским Н. И.

Описание флага 1935 года

Просуществовало знамя 1923 года двенадцать лет. Мысли о его смене начали возникать у руководства страны еще в 1932 году. В это время были созданы Морские войска Дальнего Востока. Спустя три года из них создали Тихоокеанский флот.

Существовавший Военно-морской флаг сильно напоминал символ островного государства, из-за чего могли возникнуть проблемы. Поэтому в 1935 году утвердили новый флаг ВМФ СССР, который просуществовал пятнадцать лет.

Описание:

  • полотно белого цвета;
  • голубая полоса, расположенная вдоль нижней части полотнища;
  • пятиконечная звезда окрашена в красный цвет, она помещена в середине левой половины полотна, направлена одним из концов вверх, диаметр фигуры приравнен к двум третям ширины всего знамени;
  • красный серп с молотом перекрещены между собой, размещены в центре правой половины полотна, самый большой диаметр символа равен двум третям ширины белой части полотнища.

Соотношение белого и голубого цвета равно пяти к одному. Размеры полотна составляют три к двум.

Описание флага 1950 года

К 1950 году флаг ВМФ СССР (фото внизу) был немного видоизменен. Постановление об этом не было зафиксировано в Своде законов Союза. Внешний вид был утвержден только в 1964 году.

Описание:

  • белое полотно с голубой полосой, которое размещено вдоль нижней части;
  • в левой половине белого полотна расположена красная пятиконечная звезда, один из ее концов направлен вверх;
  • в правой части белого полотна размещены серп с молотом красного оттенка, они перекрещены между собой, а нижние крайние точки их рукояток и нижние крайние углы звезды находятся на одном уровне.

Размеры флага ВМФ СССР за 1950 год существенно отличаются от предыдущего варианта. Соотношение ширины с длиной стало один к полутора. Изменился размер пятиконечной звезды, она визуально сравнялась с перекрещенными серпом и молотом. Ширина голубой части стала равна одной шестой всей ширины флага.

Именно таким знамя оставалось до 1992 года, пока не было заменено на современный символ ВМС Российской Федерации.

Описание гвардейского варианта

Расшифровка символов:

  • звезда - знак Красной армии;
  • перекрещенные серп с молотом - одна из главных эмблем советского государства, означала союз между крестьянами и рабочими;
  • голубая полоса - символ моря.

В последнее время оригинальные флаги стали популярными среди населения. Спрос рождает предложение, поэтому появились интернет-магазины, которые занимаются изготовлением и продажей флагов, а также другой атрибутики СССР.

Крёстные братья шотландцы

Андреевский флаг, ставший символом побед русского военно-морского флота, как и многие другие новшества, появился в России во времена Петра I.

Первый в истории государственный флаг с так называемым андреевским крестом появился в Шотландии.

На косом кресте принял мученическую смерть апостол Андрей Первозванный. Согласно легенде, в 832 году король Ангус II, возглавлявший войско пиктов и скоттов, перед битвой с англами, которых возглавлял Этельстан, в ночь перед сражением молился Богу о даровании победы на поле брани и дал обет, что в случае победы объявит святого апостола Андрея Первозванного покровителем Шотландии. Утром облака над полем битвы образовали на голубом небе букву «Х», повторяющую форму креста, на котором был распят апостол Андрей. Воодушевлённые скотты и пикты разгромили противника, после чего Андрей Первозванный был провозглашён покровителем Шотландии. Флагом страны стал белый косой крест на голубом фоне.

После возникновения личной унии Англии и Шотландии в 1606 году шотландский косой крест стал частью общего флага Соединённого Королевства и присутствует в нём и по сей день.

Флот обрёл флаг в честь небесного покровителя России

Когда на рубеже XVII–XVIII веков Пётр I задумался над новой государственной символикой, косой крест оказался в числе наиболее предпочтительных символов.

Согласно преданию, апостол Андрей посещал земли будущей Руси, поэтому начиная с XI века в русских землях являлся особо почитаемым святым - небесным покровителем России.

В 1698 году Пётр I учредил первый в России орден, который являлся высшей наградой Российской империи, - орден Святого апостола Андрея Первозванного. Нет ничего удивительного, что среди проектов флагов, которые рисовал сам царь, существовал и флаг с косым крестом.

11 декабря 1699 года Пётр I утвердил флаг с синим косым крестом на белом фоне одним из флагов, принятых для использования на русском флоте. На самом деле доработка флага и статуса велась царём ещё на протяжении двух десятилетий, и лишь Корабельный устав 1720 года установил: «Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он».

«С нами Бог и Андреевский флаг!»

С этого момента и до 1917 года Андреевский флаг стал главным и единственным в Военно-морском флоте России. В 1819 году он был дополнен Георгиевским адмиральским флагом, представлявшим из себя Андреевский флаг, в центр которого был помещён красный геральдический щит с каноническим изображением святого Георгия Победоносца . Подобный флаг вручался кораблю, чей экипаж проявил исключительное мужество и отвагу в достижении победы или при защите чести военно-морского флага.

Изначально длина Андреевского флага достигала четырёх метров. Гигантские размеры были нужны для того, чтобы развевающееся на ветру знамя создавало ужасающий рёв - это было своеобразной психической атакой.

Почитание Андреевского флага на флоте было чрезвычайно велико. Командиры русских кораблей, вступая в бой, неизменно повторяли одну и ту же фразу: «С нами Бог и Андреевский флаг».

Спустивший флаг корабль сожгли, капитану запретили жениться

Корабельный устав Петра I, предписывавший защищать Андреевский флаг до последней капли крови, соблюдался свято. За всю историю русского флота добровольно флаг был спущен лишь дважды.

11 мая 1829 года командир русского фрегата «Рафаил» капитан 2-го ранга Семён Стройников спустил флаг перед турецкой эскадрой из 15 кораблей, стремясь сохранить жизнь экипажу.

Именным указом императора Николая I было предписано опозоривший себя фрегат при попадании в руки русских сжечь. Произошло это лишь 24 года спустя, в Синопском сражении, однако воля императора была выполнена - «Рафаил», состоявший в турецком флоте, сожгли, а данное имя более никогда не использовалось для русских кораблей.

Что касается капитана Стройникова, то он по возвращении из плена был лишён всех наград и званий, а также разжалован в простые матросы. Более того, Стройникову было запрещено жениться, «дабы не иметь в России потомства труса и изменника». Парадокс, однако, заключался в том, что у опального капитана уже было к тому времени два сына, и оба они впоследствии стали контр-адмиралами русского флота.

Второй раз флаги на русских кораблях были спущены в 1905 году, в конце Цусимского сражения, по приказу контр-адмирала Небогатова, стремившегося спасти жизнь оставшимся матросам и офицерам.

В августе 1905 года за этот поступок он был лишён чинов, а затем предан суду, который в декабре 1906 года приговорил контр-адмирала к смертной казни, заменённой на 10 лет заключения в крепости. Небогатов отсидел 25 месяцев, после чего был помилован.

Возвращение

Флагом ВМФ России Андреевский флаг перестал быть в 1917 году. Последние Андреевские флаги на русских кораблях были спущены в 1924 году в порту Бизерта в северной Африке, где были сосредоточены корабли эскадры Белой армии.

Самой мрачной страницей в истории Андреевского флага было использование его в качестве символики коллаборационистами из Русской освободительной армии (РОА) генерала Власова, воевавшими на стороне гитлеровцев.

В январе 1992 года правительство РФ приняло решение о возвращении ВМФ России Андреевского флага вместо флага ВМФ СССР.

26 июля 1992 года в День Военно-Морского Флота на всех боевых кораблях в последний раз были подняты флаги ВМФ СССР, после чего под звуки гимна СССР они были
спущены. Вместо них под гимн Российской Федерации были подняты Андреевские флаги.

Единственным кораблём, где и по сей день не поднимается Андреевский флаг, является советская подводная лодка С-56, ставшая военным мемориалом. В дань уважения к подвигу советских моряков в годы Великой Отечественной войны на С-56 проходит ежедневно церемония подъёма и спуска флага ВМФ СССР, а российская символика не используется

День Андреевского флага


11 декабря в России отмечается День Андреевского флага. В обзоре Военпро - история военно-морского Андреевского флага. Также есть возможность купить Андреевский флаг и другие товары с символикой морского флага России.

История создания Андреевского флага

Обязательным государственным атрибутом является флаг, который создается на основе сочетания разных цветов и символов. Но свои собственные знамена есть и у других административно-территориальных единиц, международных организаций, правительственных учреждений и воинских формирований.

Для армии флаг не просто играет символическую роль, а является одним из главных элементов существования боевой единицы. В былые времена потеря боевого знамени могла привести к роспуску всей части, которая не смогла уследить за своим флагом.

История создания русского военно-морского флота связана с Петром Великим, который после своего путешествия по странам Европы принял решение о необходимости формирования сильной армии на море.

Для нового боевого соединения требовался свой флаг, поэтому император лично занялся его разработкой. Всего было отрисовано 8-мь вариантов, из которых выбрали самый удачный. Фактическая история Андреевского флага на Руси берет свое начало 11-го декабря 1699-го года.

Вначале на стяг был просто добавлен Андреевский крест, а полный переход на флаг в привычном виде состоялся в 1712-ом году, после чего его использовали на всех суднах русской эскадры.

Стоит отметить, что Андреевский крест уходит корнями в далекое прошлое, связанное с религиозными событиями. Дело в том, что один из апостолов - Андрей Первозванный - был казнен через распятие на косом кресте, после чего его стали именовать Андреевским.

Данный символ весьма популярен в геральдике и часто используется на флагах в различных вариациях. Его можно увидеть на полотнищах Ямайки, Великобритании, Шотландии, Австралии, Британских территорий, различных региональных объединений и организаций.

Окончательно утвердив русский Андреевский флаг, император молвил такую фразу: «Флаг белый, через который синий крест Святого Андрея того ради, что от сего апостола приняла Русь святое крещение».

Именно под этим знаменем императорский флот одержал большое количество славных побед и совершил массу героических подвигов. За всю историю сражений, коих наберется несколько десятков, Андреевский флаг был спущен командой лишь дважды.

Впервые добровольно капитулировал фрегат «Рафаил», сдавшись на милость турецкой эскадре в мае 1829-го года, а во второй раз сдались сразу 5-ть кораблей в период Цусимского сражения Русско-японской войны.

Важность знамени для флота свидетельствует тот факт, что в напутственном слове перед битвой командир корабля говорил в конце фразу: «С нами Бог и Андреевский флаг!» Защищать знамя нужно было до последнего, а, в крайнем случае - уничтожить, но не отдать в руки врага.

Андреевский флаг в СССР

Андреевский флаг ВМФ утратил свой официальный статус в 1917-ом году после революции. Но до 1924-го года его использовали корабли мятежных белогвардейцев, которые сражались за восстановление монархии. В советские времена все символы императорской России находились под запретом.

В ВОВ под Андреевским флагом сражалась коллаборационистская армия генерала Власова. Из-за этого частью населения белое полотнище, перечеркнутое синим крестом воспринимается негативно. Но здесь стоит отметить, что просто не все знают истинного происхождения и значения этого символа.

День Андреевского флага России


Военно-морской Андреевский флаг после распада СССР был возвращен русскому флоту 17-го января 1992-го года. Примечательно, что за день до этого состоялась встреча глав держав СНГ, на которой было принято совместное решение вернуть на корабли исторические знамена.

21-го июля 1992-го года был подписан соответствующий указ Президента РФ об использовании Андреевского флага всеми боевыми единицами ВМФ.

Праздник Андреевского флага было решено отмечать 11-го декабря, чтобы отдать должное его создателю. Для населения в целом этот день проходит практически незаметно, но на флоте дата является одной из главных в году.

Все моряки поздравляют друг друга с праздником, а на кораблях подают торжественные обеды. Также командование проводит лекции по истории русского флота, чтобы поднять боевой дух личного состава и показать, что они могут гордиться своими предками.

Морской Андреевский флаг реет не только на кораблях флота, но и над кронштадтским маяком. Именно этот город-порт является колыбелью русского флота, так что здесь вопреки сложившейся традиции используются не региональные символы, а военное знамя.

Хотя на самом флаге города нет никаких символов, связанных с Андреевским крестом, никто из горожан не возражает против такого символизма.

Где купить символику с Андреевским флагом?

Купить подарки с Андреевским флагом можно в военторге Военпро. Интернет-магазин предлагает богатейшую коллекцию аксессуаров с принтами русского военного флота.

Здесь можно найти тематические футболки, толстовки, пайты, головные уборы и массу других элементов одежды. Все изображения наносятся при помощи современных технологий, так что могут выдерживать многочисленные циклы стирки и не терять своего первоначального вида под воздействием внешних факторов.

Доставка осуществляется в любой город мира, а способ оплаты клиент может выбрать из многочисленных вариантов.

В продаже имеются и другие сувениры с Андреевским флагом. Например, можно приобрести флягу, брелок, зажигалку и много-много других полезных изделий, которые будут иметь практическое применение.

Любой моряк с удовольствием примет в дар подобную вещь, которая всегда будет напоминать ему о принадлежности к морской стихии. Даже на берегу он всегда будет помнить о бескрайних синих просторах.

Сам флаг тоже продается в Военпро, причем можно выбрать размеры от небольшого флажка на стекло в автомобиль, до огромного стяга, который можно поставить во дворе своего дома.

Расположение флагов и вымпелов на современном корабле

  1. Кормовой флаг - , поднимаемый на кормовом флагштоке или на гафеле. Это основной символ корабля и один из главных символов государства, равный по значению государственному флагу. Кроме основного военно-морского флага существуют также особые - гвардейский, орденский. флаги вспомогательных, гидрографических и поисково-спасательных судов ВМФ. пограничные флаги, флаги кораблей береговой охраны. Как правило, в основе всех этих полотнищ лежит рисунок кормового флага ВМФ.
  2. Стеньговые флаги , раз­меры которых значительно ус­тупают размерам кормовых, поднимаются на стеньгах ко­рабля (стеньгой на парусном флоте назывался деревянный брус, завершающий мачту). Условно их можно разделить на служебные , должностные , сигнальные .

Кормовой флаг ВМФ России

  • Служебными яв­ляются флаги какой-либо госу­дарственной военизированной организации, поднимаемые как определители судов этой службы (кормовой же флаг корабля имеет другой рису­нок).
  • Должностные флаги это символы, поднимаемые на кораблях во время присут­ствия на их борту флагманов или других лиц, которым при­своены особые отличительные флаги.
  • Сигнальные служат для передачи команд флагманом подчиненным ему командирам, дня подачи сигналов или пере­говоров между судами.

3. Гюйс (от голландского слова geus - нищий, которое Петр Великий прочитал как «гюйс») - флаг, поднимаемый на носовом флагштоке (гюйсштоке) корабля. Имеет меньшие размеры, чем кормовой флаг. Являясь также и флагом морских крепостей, означает, что военный корабль есть неприступная крепость.

4. Шлюпочные флаги в ВМФ не имеют сегодня индивидуального рисунка и не используются как специальные должностные символы уже со второй половины XIX в. Однако ранее это был особый флаг, означающий ранг флагмана, находящегося в шлюпке, и поднимался он на ее носовом флагштоке (на кормовом флагштоке помещался корабельный флаг).

5. Вымпел означает ныне, что боевой корабль находится в компании, т. е. полностью укомплектован командой, боевыми и прочими припасами и готов к выполнению боевой задачи. Полотнище вымпела может быть коническим (треугольным) или иметь коническую или прямую ленту, завершающуюся на конце двумя косицами. У шкаторины часто помещается головка, играющая роль крыжа.

6. Рейд-вымпел поднимается на корабле - официальном местопребывании должностного лица, которому брейд-вымпел присвоен.

7. специальные флаги глав государств, поднимаемые на военном корабле во время посещения его королем, президентом и т. п. Обычно поднимается на грот-мачте, но иногда оказывается и на месте кормовою флага.

Связано с постройкой в 1669 году первого русского военного корабля "Орёл". По сохранившимся свидетельствам для "Орла" в 1668 году был изготовлен флаг, состоящий из белого, синего и красного цветов (при чём для изготовления флага потребовалось равное количества ткани каждого цвета), точное расположение цветов не известно, на флаге было велено "написать" российский государственный герб. Существует несколько реконструкций этого флага. Согласно одной из реконструкций (автор П.И.Белавенец) флаг "Орла" был разделён синим крестом на 2 красных и 2 белых поля по стрелецкому образцу (подобные флаги изображены на гравюре Адриана Шхонебека "Осада Азова в 1696 году"(ок 1700). Подобный же флаг вместе с другими вариантами изображён в одной из первых книг о флагах голландца Карла Алярда (1695). Дата издания книги Алярда (1695) не должна смущать читателя, в то время книги печатались очень долго, и в процессе печати вносились исправления и добавления. Реально этот вариант флага мог появиться в книге не ранее 1698 года.

Другие историки считали, что уже на "Орле" появился флаг из трёх горизонтальных полос: белой, синей и красной. Вероятно, первым эту идею высказал историк флота Ф.Ф.Веселаго

Пётр I, увлёкшись идеей создания российского флота, сам учился морскому делу, он ходил на ботике по Переяславскому озеру, Просяному пруду в Измайлово. Ныне ботик Петра I хранится в музее флота. На сохранившихся гравюрах ботик изображён с императорским штандартом на мачте и флагом генерал-адмирала на корме.

Согласно сведениям историка П.И.Белавенеца 6 августа 1693 года в Архангельске на вооружённой яхте "Святой Пётр" Пётр I использовал полосатый бело-сине-красный "флаг царя Московского" с золотым двуглавым орлом на средней полосе. В книге флагов Карлуса Алярда этот флаг описывался так:

"Флаг его Царского Величества Московского разделён на трое, верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царскою каруною венчан двоеглавый орёл, имеющий в сердце красное клеймо, с серебряным Святым Георгием без змия".

Ныне этот флаг хранится в Морском музее Санкт-Петербурга. Он попал туда из Архангельска, где пребывал много лет, будучи подаренным Петром I архиепископу Архангельскому Афанасию.

Некоторые историки склонны считать, что бело-сине-красный флаг заимствован Петром у Голландии (голландский флаг почти такой же, отличается лишь порядок расположения полос). Возможно это так. Но, как видим, использование белых, синих и красных цветов на флаге зафиксировано ещё при царе Алексее Михайловиче, отце Петра, задолго до западноевропейского вояжа Петра Алексеевича. "Голландская" версия также связана и с руководителем постройки "Орла" голландским капитаном О.Бутлером. Ему приписывается идея сделать флаг русского корабля по образцу флагов своей родины.

В 1695 году Пётр I начал войну с Турцией. Это послужило мощным толчком к созданию военного флота. Было построено множество военных кораблей. Российские моряки проникли в Чёрное, а затем и в Балтийское море.

В 1697 году Пётр I учредил новый образец военно-морского флага России, который состоял из горизонтальных белой, синей, красной полос. В октябре-ноябре 1699 года появились первые варианты андреевского флага. В 1699 году, когда корабль "Крепость" отправился в Константинополь, Пётр I в инструкции русскому посланнику Емельяну Украинцеву нарисовал трёхполостный флаг с пересекающим его косым крестом.

Особо Пётр I подчёркивал, что андреевский флаг выбран им в честь Святого Андрея Первозванного "ради того, что от сего апостола приняла Россия святое крещение". Дополнительно андреевский флаг по мысли Петра I показывал, что Россия имеет выход к четырём морям. Весьма вероятно, что на выбор Петра повлиял виденный им в Европе флаг Шотландии (синий с белым Андреевским крестом). Святой Андрей считался покровителем Шотландии задолго до введения его культа в России. Известен шотландский Орден Святого Андрея. Пётр скопировал орден и возможно решил перенести на русскую землю и Андреевский флаг, лишь поменяв его цвета.


На гравюрах с изображениями кораблей того времени можно увидеть различные варианты переходных типов флотских флагов (часть из них возможно истинна, часть - вероятнее всего ошибочная реконструкция гравёра). Например, на гравюре, изображающей корабль "Предистинация" на носу, на стеньге и на корме изображены флаги из 9 горизонтальных полос; белых, синих и красных (подобная практика была широко распространена в Голландии). Фрегат "Думкарт" изображён с "гибридным" флагом - андреевский крест обрамлён сверху и снизу полосами национальных цветов.

На гравюре с изображением "Полтавы" на корме корабля реет белый флаг с андреевским крестом, не достигающим концами углов флага, на стеньге - императорский штандарт. Впрочем, гравюра "Полтавы" вызывает определённые нарекания. Дело в том, что на носу корабля изображён красный флаг с андреевским крестом в кантоне, а на корме флаг с андреевским крестом во всё полотнище. Такая практика весьма сомнительна. В русском флоте гюйс (носовой флаг) сначала повторял кормовой, а затем был введён единый гюйс. Если на носу "цветной" флаг, то на корме тоже обязательно должен быть такой. Видимо автор гравюры несколько "аппроксимировал" имеющиеся у него сведения.