Сущ только во мн числе. Существительные, имеющие только форму единственного числа. Что следует о них знать? Определение ч.р. в девизе

Тема урока :

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Цель урока: знакомство с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа;

Задачи : Запомнить лексические группы слов, имеющих форму только множественного числа; разграничивать омонимичные формы множественного числа;

учиться находить их среди других существительных;

правильно употреблять их в речи

Предметные: какие существительные имеют форму только множественного числа; как их отличить от существительных, которые имеют две формы числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.

Необходимое оборудование:

    Компьютер с колонками.

    Мультимедийное оборудование.

    Презентация к уроку в программе PowerPoint.

Имена существительные - это главная составляющая нашей речи. Из множества возможных слов мы всегда выбираем более подходящие нам по стилю и окраске. То, как человек строит свою речь, может очень многое сказать о его личности и складе ума собеседнику. Поэтому очень важно уметь грамотно и четко выражать свои мысли. Для этого необходимо знать основы грамматики русского языка и уметь их применять в реальной жизни во время общения с людьми. В данной статье разберем такую категорию, как число имен существительных.

Существительное в русском языке может употребляться в виде одной из двух возможных форм - в единственном числе либо во множественном. Число является одним из главных признаков части речи под названием имя существительное. Но существуют русские существительные, которые можно использовать в речи только в единственном или же лишь во множественном числе. Разберемся во всем по порядку.

Существительные единственного числа

С существительными в единственном числе в общем-то все ясно и понятно даже без грамматических правил: они обозначают одну вещь или лицо, то есть любые (например, ручка, книга, дом, кошка). Такие существительные в единственном числе имеют свой род (женский, мужской или средний; иногда общий), а также, вне зависимости от числа, склоняются по падежам.

Существительные множественного числа

Те же самые существительные можно использовать и во множественном числе (ручки, книги, дома, кошки). Это имена существительные, обозначающие несколько предметов. Очень часто в русском языке встречаются существительные, имеющие форму только множественного числа. О них вы сможете прочитать ниже.

Существительные во множественном числе, в которых часто делают ошибки

О самых частых ошибках в бытовой речи в русском языке можно бы было написать не одну полноценную статью, но здесь сосредоточим наше внимание только на неправильном употреблении существительных. У имен существительных множественное число и правильное образование форм очень часто подвергаются сомнению.

Обязательно стоит обратить внимание на правописание следующих слов в родительном падеже: сапоги - сапог, валенки - валенок, ботинки - ботинок, солдаты - солдат, места- мест, яблоки - яблок.

А ошибки в использовании этих слов в родительном падеже можно очень часто услышать в продуктовых магазинах: мандарины - мандаринов, нектарины - нектаринов, помидоры - помидоров, апельсины - апельсинов. Существительные, имеющие форму только множественного числа, несколько отличаются от данных в плане склонения по падежам.

Образование форм множественного числа: особенности

Порой в образовании формы множественного числа для определенной категории существительных возникают некоторые трудности. В русском языке нет как таковых правил, определяющих, какое окончание требуется для множественного числа имен существительных, которые в конкретный момент нам необходимо применить. Поэтому бывает довольно сложно правильно употребить слово. Давайте обратим внимание на особые случаи, касающиеся множественного числа существительных. Их лучше просто заучить, дабы не делать ошибок и не сомневаться в правильном употреблении слов.

В первую очередь это существительные мужского рода (с в единственном числе), с окончаниями -ы, -и, чаще всего обозначающие профессии. Например, тренер - тренеры (не тренера!), договор - договоры, бухгалтер - бухгалтеры, лектор - лекторы, крем - кремы и так далее.

Следующая группа - это такие же существительные, как в предыдущей, но с окончаниями -а, -я: профессор - профессора, доктор - доктора, директор - директора, якорь - якоря и так далее.

Имена существительные, всегда используемые в единственном числе

В русском языке есть немало существительных, не изменяющихся по числам и всегда употребляющихся исключительно в форме единственного числа. Рассмотрим группы, на которые условно можно разделить такие существительные:

Обозначающие разные чувства, особенности состояния и человеческие качества (нежность, гнев, злость, ненависть, похоть, зависимость, безопасность, слабость, доброта);

Обозначающие признаки предмета (серость, голубизна, краснота, худоба, полнота, плотность);

Вещественные (нефть, золото, сталь, олово, серебро, никель, сахар, сметана, масло, жемчуг);

Обозначающие несколько каких-то одинаковых предметов в совокупности (посуда, листва, детвора, зверье);

Обозначающие предметы, существующие во всей природе в единственном экземпляре (Солнце, Земля, небо, Луна); к этой же группе относятся географические названия (Аргентина, Стокгольм, Москва, Иртыш, Новосибирск, Крым, Обь).

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

Только во множественном числе существуют в русском языке следующие имена существительные:

Обозначающие разного рода вещества (румяна, духи, чернила, дрожжи);

Обозначающие предметы в паре (джинсы, грабли, ролики, брюки, лосины, штаны, гетры, очки, санки, салазки);

Обозначающие игры или какие-то процессы (шашки, салочки, прятки, жмурки, догонялки, выборы);

Обозначающие природные явления или временные отрезки (сутки, каникулы, сумерки, будни);

Являющиеся географическими или астрономическими названиями (Сочи, Альпы, Курилы, Весы).

Итак, суммируем: в русском языке существует две формы имен существительных - единственная и множественная. Большинство слов имеют обе формы, однако встречаются и существительные, имеющие форму только множественного числа, ну и, конечно, те, которые употребляются только лишь в единственном числе.

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

учителя русского языка и литературы

МБОУ Новоназимовская СОШ №4

Римашевской Светланы Фёдоровны.

УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.

Изложение нового материала урока основывается на деятельностном подходе – создаётся интрига урока, привлечение внимания к теме вызывается путём применения «волшебной шкатулки» и предметов, находящихся в ней. В процессе разрешения проблемной ситуации, учащиеся сами формулируют тему урока и его цели.

Усвоение нового материала на уроке осуществляется посредством выполнения тренировочных упражнений в парах и группах, что позволяет включить в работу и «слабых» учащихся.

Тема: Имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

Цели:

Образовательные : дать понятие об именах существительных, имеющих форму только множественного числа и их отличительных признаках от существительных, которые имеют две формы числа; познакомить с основными группами этих существительных по значению; учить находить их среди других существительных; употреблять их в речи, соблюдая орфоэпические нормы.

Развивающие : формировать умение ставить цели, самостоятельно анализировать информацию, умение работать в паре и группе, расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи существительных только множественного числа, развивать монологическую речь.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению предмета.

Тип урока : комбинированный.

Методы обучения : репродуктивный, частично-поисковый. словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез, сравнение, обобщение, эвристический,

Формы организации учебной деятельности : фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование : учебник Т.А. Ладыженской, презентация к уроку в программе PowerPoint , дидактический материал (карточки – задания, таблица), картинки для физминутки, «волшебная шкатулка», предметы для шкатулки (ножницы, очки, часы, щипцы).

Ход урока .

    Оргмомент.

Психологический настрой на работу. Приветствие. (Приложение1)

Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу и посмотрите на меня, подарите свои улыбки гостям.

Откройте тетради, запишите число, «классная работа».

II . Актуализация знаний

Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!». (Девиз записан на доске).

Как поняли этот девиз?

Ребята, похлопайте в ладоши, если знаете, какой частью речи является первое слово в этой фразе. Потопайте, если узнали часть речи второго слова. Поднимите правую руку те, кто узнал часть речи третьего слова. Поднимите левую руку те, кто знает, что за часть речи последнее слово в предложении. Молодцы! Надпишите над словами часть речи .

Правильно, ребята! Уже несколько дней на уроках мы ведем разговоры о части речи, волшебство которой состоит в том, что она называет сущность всего, что окружает нас в мире. Что вы можете рассказать об имени существительном?

III . Целеполагание и мотивация . (Создание мотивации к обучению. Заинтересовать учащихся новой темой.)

Урок у нас сегодня не простой, а необычный. Я принесла волшебную шкатулочку. В ней следующие предметы: очки, часы, ножницы, щипцы.

- Как вы думаете, что это за предметы? Что их объединяет? Затрудняетесь? Тогда посмотрите на 1 слайд презентации.

На нём представлены имена существительные множественного числа. Вы должны образовать от них форму единственного числа.

Певцы – (певец) Венцы – (венец) Шипцы –

Олени – (олень) кони – конь пони -

успехи – (успех) орехи – орех Доспехи -

Что получилось у вас? У каких существительных вы не смогли образовать форму ед.ч.? Что это за существительные?

- Значит, о чём будем говорить с вами сегодня на уроке? Какова тема урока? (сущ-е, имеющие форму только мн.ч .) Слайд2 .

- Какие цели мы поставим перед собой? Сформулируйте цель урока , опираясь на его тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске.

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С…;

УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ… .

(Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать в речи.) Слайд3.

IV . Объяснение нового материала.

    Знакомство с материалом учебника – с.204.

    Работа в парах . Распределительный диктант.

Прочитайте слова. Что их объединяет? На какие тематические группы вы бы разделили эти слова? Найдите пары слов по значению. Заполните таблицу. Слайд 6 , приложение2 . Как назовёте каждую группу слов?

Предметы для передвижения; спортинвентарь

инструменты

Явления природы

Периоды времени

Продукты, вещества

Геогр. назван.

События, праздники.

заморозки

каникулы

макароны

крестины

3 . Беседа.

- Ребята, что могут обозначать имена существительные, имеющие форму только множ.числа?

- Как вы думаете, какие грамматические признаки есть у таких существительных?

(Падеж. Род и склонение у них определить невозможно.)

- А какая морфема подскажет нам, что это существительное только множ. числа?

(Большинство сущ. имеют окончание –Ы (-И) (это свойственно лит. языку ). Некоторые сущ. имеют ударное окончание –А (-Я) (это свойственно разговорной речи).

- Ребята, а теперь снова вернёмся к нашей шкатулочке. Что за предметы в ней находятся? (сущ. только мн.ч.)

- Давайте попробуем дать определение существительным только множественного числа.

V . Первичное усвоение, осознание и осмысление нового материала.

Упр. 509, с.205

VI . Физкультминутка.

А теперь отдохнём и поиграем. Я буду показывать вам картинки с нарисованными предметами. Если на картинке изображено сущ-е только мн. числа, вы встаёте, если ед.ч. или имеют форму и ед.и мн. ч. – сидите.

Часы, сапоги, ножницы, чулки, молоко, деньги, ботинки, грабли, дрожжи, молотки.

VII . Закрепление.

Работа в парах. Задание. Слайд8. Приложение3 . Выпишите имена существительные в следующей последовательности:

Территория, салазки, роща, каникулы, шахматы, клещи, сумерки, имя, учитель, сливки, ворота, чернила.

Только мн.ч.

Ед.и мн.ч.

территория

каникулы,

VIII . Творческая работа в группах. Приложение4.

(Для слабых – карточка).

А сейчас, ребята, послушайте, пожалуйста, загадку. Отгадайте, о каком предмете идёт речь? Это существительное только множ. числа. Слайд 10.

Эту ткань изготавливали в XVI веке в городе Генуя который итальянцы называли Дженовой. Из этой прочной ткани шили брюки для моряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для пастухов и золотоискателей. Сейчас их носят люди всех возрастов. Это… (джинсы).

Кто и когда их изобрел – неизвестно. В Древней Греции для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венеция – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали носить с XV века. Это... (очки)

На ночном небе в созвездии Большого Пса есть звезда которую можно видеть только летом. В эту пору работать было тяжело из-за жары и люди отдыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осенний отдых, и зимний, и весенний. Это … (каникулы).

Задание. А теперь вы попробуйте в группах составить подобную загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

(слова путём жеребьёвки вытягивают представители групп). Прятки, ножницы, ползунки, весы, очистки, духи, вилы, качели, носилки.

Карточка для «слабых» учеников.

I Х. Рефлексия.

Подведем итог нашей совместной работы и оформим его в виде схемы – паутины. Начнем со слов «Сегодня мы…». Посовещайтесь и запишите на листах, что мы сегодня делали…. Следующие слова помогут сделать вывод о своей деятельности. Приложение5.

узнали… (Есть группа слов – существительных, которая имеет форму только множественного числа)

выполняли задания… (на нахождение сущ. только мн.ч.)

поняли …. (как отличить сущ-е т.мн.ч. от др.сущ-х)

научились… (находить сущ. т.мн.ч.)

Ребята, у вас на столах лежит конверт. В нем вы найдете 3 картинки. Выберите тот рисунок, который соответствует вашему настроению, и прикрепите его на доску. Приложение №1.

Х. Домашнее задание.

Найти в орф. словаре и выписать 10 слов-сущ-х, имеющих форму только мн.ч.

Х I . Оценивание.

- Все хорошо работали. / Объявляю оценки, даю комментарий /. Вы подарили мне тепло и радость. Наш урок окончен. Всем спасибо! До свидания!

Приложение 1.

Приложение 2

Задание

Ножницы, щипцы, Альпы, именины, каникулы, сливки, Сочи, лыжи, шахматы, макароны, заморозки, шорты, сумерки, прятки, джинсы, сутки, коньки, крестины.

Задание . Прочитайте слова. Что их объединяет? На какие тематические группы вы бы разделили эти слова? Найдите пары слов по значению. Заполните таблицу. Как назовёте каждую группу слов?

Ножницы, щипцы, Альпы, именины, каникулы, сливки, Сочи, лыжи, шахматы, макароны, заморозки, шорты, сумерки, прятки, джинсы, сутки, коньки, крестины.

Приложение 3

ЗАДАНИЕ.

употребляющиеся только во множественном числе;

употребляющиеся в единственном и множественном числе.

чернила.

Только мн.ч.

Ед.и мн.ч.

ЗАДАНИЕ. .Выпишите имена существительные в следующей последовательности:

употребляющиеся только во множественном числе;

употребляющиеся в единственном и множественном числе.

Территория, салазки, роща, каникулы, шахматы, клещи, сумерки, имя, учитель, сливки, ворота, чернила.

Только мн.ч.

Ед.и мн.ч.

Приложение 4

Карточка №1

Задание :

Карточка №2

Задание : составьте загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

Ползунки.

Карточка №3

Задание : составьте загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

Карточка №4

Задание : составьте загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

Карточка №5

Задание : составьте загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

Карточка №6

Задание : составьте загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

Карточка №7

Задание : составьте загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

Карточка №8

Задание : составьте загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

Результат творческой работы 1 группы.

Они острые всегда,

И нужны они для труда.

В огороде стоят всегда. (Грабли)

Результат творческой работы 2 группы.

Они прячутся, играют,

До пяти потом считают.

Назовите игру, дорогие ребятки!

Ну, конечно же, это … (прятки)

Результат творческой работы 3 группы.

На них люди измеряют вес, но могут взвешивать и продукты. Это существительное нарицательное, неодушевлённое, только множественного числа. (Весы)

Приложение 5.

Вывод о своей деятельности.

«Сегодня мы…»

выполняли задания

поняли ….

научились…

Вывод о своей деятельности.

«Сегодня мы…»

выполняли задания

поняли ….

научились…

Вывод о своей деятельности.

«Сегодня мы…»

выполняли задания

поняли ….

научились…

Вывод о своей деятельности.

«Сегодня мы…»

выполняли задания

поняли ….

научились…

Карточка для слабых учащихся.

Списать и подчеркнуть имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

На Садовой улице открылся новый магазин. В нем три отдела. В первом – большой выбор молочных продуктов: кефир, сметана, йогурт, сливки, простокваша. Во втором отделе можно купить макароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты, зефир, мармелад, пряники.

Списать и подчеркнуть имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

На Садовой улице открылся новый магазин. В нем три отдела. В первом – большой выбор молочных продуктов: кефир, сметана, йогурт, сливки, простокваша. Во втором отделе можно купить макароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты, зефир, мармелад, пряники.

Списать и подчеркнуть имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

На Садовой улице открылся новый магазин. В нем три отдела. В первом – большой выбор молочных продуктов: кефир, сметана, йогурт, сливки, простокваша. Во втором отделе можно купить макароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты, зефир, мармелад, пряники.

Списать и подчеркнуть имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

На Садовой улице открылся новый магазин. В нем три отдела. В первом – большой выбор молочных продуктов: кефир, сметана, йогурт, сливки, простокваша. Во втором отделе можно купить макароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты, зефир, мармелад, пряники.

Списать и подчеркнуть имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

На Садовой улице открылся новый магазин. В нем три отдела. В первом – большой выбор молочных продуктов: кефир, сметана, йогурт, сливки, простокваша. Во втором отделе можно купить макароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты, зефир, мармелад, пряники.

Лист оценивания.

Определение ч.р. в девизе

Определение сущ. как ч.р.

Проверка зап-я табл. «Группы сущ-х т. мн.ч.»

Проверка упр. 509

Распред. дикт.

Творч. Раб.

рефлексия

итог

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Имена существительные, имеющие форму

только единственного и только множественного числа

(урок русского языка в 5 классе)

Цели урока : формировать представление об именах существительных, имеющих форму только единственного и форму только множественного числа; формировать умение находить их и соотносить с определенной лексической группой; совершенствовать речь учащихся, научив их правильно употреблять такие существительные в своей речи.

Задачи урока :

Образовательные (формирование познавательных УУД):

Продолжить знакомство с именем существительным как самостоятельной частью речи;

Уметь находить существительные только единственного числа;

Выявить особенности употребления таких существительных в собственной речи;

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

Планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;

Развивать логическое мышление; формирование умения систематизировать материал в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста (освоение графической техники представления информации);

Развитие приемов умственной деятельности, внимания, памяти, творческой активности;

Контролировать и оценивать процесс и результаты действия.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

Уметь слушать и вступать в диалог;

Участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Развивать умение работать в группе;

Формировать умение проверять результаты деятельности;

Воспитывать ответственность и аккуратность;

Воспитывать положительное отношение к учению.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствую класс.

Проверяю готовность учащихся к уроку.

- Прозвенел звонок наш в срок.

Вы готовы начать урок?

Все ль на месте? Всё в порядке?

Учебник Быстровой с собой и тетрадка?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

-С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Поднимите смайлики.

Давайте поиграем в игру "Третий лишний”

1) Кони, лошади, пони

2)Песни, ножницы, бури

3)Сумерки, темнота, вечер

4) Сухари, батоны, молоко

5) Вафли, конфеты, сахар.

Задаю вопрос:

Какое мы можем сделать открытие?

Прошу открыть тетради, записать дату, тему урока.

Давайте сформулируем цели сегодняшнего урока.

*Не забудьте оценить себя

Встают, успокаиваются и усаживаются за свои столы.

Играют в игру "Третий лишний”, проверяют

2) ножницы

3) сумерки

Отвечают на вопрос:

Есть сущ., которые имеют форму только ед и только множ. числа.

Не все сущ. могут иметь два числа (ед. и мн.)

Дети записывают в тетрадях число, тему урока.

Дети формулир-т цели урока:

Д.науч-ся находить сущ-е, кот-е употр-ся в форме только одного числа;

Включать в систему знаний новый материал и повторять пройденный;

Вырабатывать орфографич. зоркость.

Формируются личностные УУД.

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)

Подведение под понятие (П)

2. Актуализа-ция знаний (разминка)

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

Мы продолжаем путешествие по стране Морфологии.

Что изучает морфология?

На к-ие 2 гр дел-ся все ч.р?

Над какой частью речи мы работаем в последнее время?

Что такое имя сущ-е?

К-ие постоянные морф. признаки есть у сущ-х?

Даю задание: из данных слов выписать существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Алфавит, верба, ворота, очки, погода, метель, тиски, вьюга, чернила, опилки, молоко, весы, портфель, хлопоты, макароны, лес, горелки, инструмент, диван, грабли.

Проверим, какие слова вы выписали.

*Не забудьте оценить себя

Имя сущ-е – самост. часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?

Пост. морф. признаки: одуш-е – неодуш, собст. – нариц, род, скл.

Выписывают существительные, имеющие форму только множественного числа.

По очереди называют выписанные слова.

Проверяют.

Ворота, очки, тиски, чернила, опилки, весы, хлопоты, макароны, горелки, грабли.

Выборочная работа (П)

Логические действия (П)

Самоопределение (Л)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

3. Объяснение нового материала.

Цель: знакомство уч-ся с сущ-ми, кот-е им-т форму только ед.ч и только мн.ч.

Большая часть имен сущ-х обозначает предметы, поддающиеся счету. Такие сущ-е им-т форму ед.ч (для обозначения 1 предмета) и форму мн.ч (для обозначения нескольких предм)

Как отличить сущ-е, к-е имеют оба числа, от тех,

к-е им-т форму только одного числа?

Изм-е по числам – непост. морф. признак сущ-го.

Выполним упр.191.

Можно ли образовать форму мн.ч. от данных сущ-х?

Поддается ли счёту то, что они называют?

Дополните лексические группы сущ-ми из 1 части.

С 1 словом каждой группы составьте пр-я.

В каком числе употреблены выписанные существительные?

*Не забудьте оценить себя

Учащиеся знакомятся с примерами и непост. морф. признаком имени сущ-го.

Надо попытаться образовать от сущ-х 2 формы числа. Если форма ед.ч. не образуется, то это сущ-е употреб-ся только в форме мн.ч.

Уч-ся делают вывод, что форму мн.ч. образовать нельзя..

Проверим.

Учащиеся выполняют работу в тетрадях.

1.Дома кончилась мука.

2.Мне купили новую обувь.

3.Ходьба очень полезна для здоровья.

4.Летом мы поедем отдыхать в Крым.

Формируются познавательные, регулятивные УУД.

Общение и взаимодействие с партнёром (К)

Самоопределение (Л)

4. Самостоят. работа с самопроверкой по эталону

Цель: применение нового способа действий; рефлексия достижения цели

А) Предлагаю выполнить самостоятельно задание.

В-1. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

А что такое антонимы?

Правда, бедность, горе, старость, белизна,

свет, доброта, детство

*Не забудьте оценить себя

Ученики выполняют самостоятельно задание по эталону.

Антонимы-слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (белый – черный, бег – ходьба).

1 .Правда - ложь, бедность - богатство, горе - радость,

старость - молодость, белизна- чернота,

свет-тьма,

доброта - злость,

детство - взрослость

Затем проверяют, делают вывод

Самоопределение (Л)

Выполнение действий по алгоритму (П)

Коррекция (Р

5. Включение в систему знаний и повторение

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Задание 1. (конструирование текста)

Задание: составить предложения на тему «Как мы готовимся к празднику», включив в них необходимые существительные. (Слова находятся на учительском столе, их нужно выбрать из общего состава. Текст для каждого индивидуальный.)

1 чел.: Перед, праздник, папа, сделать, в, квартира, небольшой, _ _ _ _ _ _ _.

Я, он, помогать. Мы, заменить, в, кухня, на, пол, _ _ _ _ _ _ , а, в, ванная, наклеить, новый, _ _ _ _ _ . Побелить, _ _ _ _ _ _ , потолок.

2 чел.: Скоро, 8, Марта. Мы, с, сестра, испечем, торт. Для, он, понадобятся, продукты ________ , __________, ___________, _________ , _________ , __________ и ________________ .

Всё, это, мы, уже, купить.

3 чел.: Мы, захотеть, поздравить, папа, 23, февраль, и, испечь, он,______. Для, этот, взять, 2, стакан_____, налить, полстакан_____, разбить, в, тесто, 3, _____, добавить, для сладость ___

и чуть-чуть ______. Наш сюрприз очень понравился папе!

Слова для справок: яйца, ремонт, мел, сахар, сливочное масло, линолеум, кафель, сметана, какао, пищевая сода, мука, сюрприз, молоко, пирог,фрукты.

2) Выполним упр.193.

Угадайте слова по их лексическому значению.

Имеют ли данные слова род?

3) Сейчас разные задания для мальчиков и девочек.

Задание мальчикам: вспомнить название 3-4 инструментов, которые имеют только формы мн. ч. и составить предложение по схеме О,О,О и О – это рабочие инструменты .

Задание девочкам: вспомнить "вкусные” сущ. и "подать” их к завтраку, причём сущ. должны иметь только формы ед.ч. Составить предложение по схеме О, О, О и О – это наш любимый завтрак.

4) Выполним упр. 194. Рассмотр. рис-к и найдите предметы-сущ-е в форме только мн.ч.и составьте с ними словосоч «прил. +сущ».

Какая группа запишет больше слов.

5) Работа в группе:

Перед вами в конверте 2 загадки, они разрезаны на отдельные слова, их нужно собрать.

*Не забудьте оценить себя

Перед праздником папа сделал в квартире небольшой ремонт. Я ему помогал. Мы заменили в кухне на полу линолеум, а в ванной наклеили новый кафель. Побелили мелом потолок.

Скоро 8 Марта. Мы с сестрой испечём торт. Для его понадобятся продукты: мука, молоко, яйца, сливочное масло, сахар и какое.

Всё это мы уже купили.

Мы захотели поздравить папу с 23 февраля и испечь ему пирог. Для этого взяли 2 стакана муки, налили полстакана молока, разбили в тесто 3 яйца, добавили для сладости сахара и чуть-чуть соды.

Наш сюрприз очень понравился папе!

Сутки, сани, ясли, весы, обои, опилки.

Тиски, кусачки, плоскогубцы и клещи - ...

Молоко, творог, сметана и редис - ...

Черные шахматы, сухие дрова, красные шорты, кудрявые волосы, густые усы, синие джинсы, острые вилы, короткие грабли, новые часы, ненадежные качели, темные бусы, длинные брюки.

1.Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (ножницы)

2.Ходят весь век, а не зверь, не человек.(часы)

Извлечение необходимой информации

Работа в паре(К)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Постановка и формулирование проблемы П)

Работа в группах (К)

Составление предложений по схеме (П)

Задание творческого характера (Л)

Способность действовать с учётом позиций других (К)

6. Рефлексия

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

Ребята, вспомните, что мы сегодня делали на уроке?

Какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

Составляет внутреннюю речь.

Клише при рефлексии:

Что мне удается?

Что мне не удается?

Что ты мне посоветуешь?

Высказываются вслух по желанию или по просьбе учителя

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

7. Д.З.

П. 25, упр.195 или разгадать кроссворд.

Каждый ребёнок записал д/ з в дневник.

Дифференциро-ванное задание (Л)