Путешествие в раннее новое время. Великие географические открытия и возникновение колониальной системы. I. Организационный момент

Началом Нового времени можно считать открытие европейцами путей в Индию и Америку, что резко изменило положение Европы на карте мира, явившись предтечей ее бурного промышленного развития. Изменились и важнейшие торговые пути, обуславливавшие развитии отдельных городов. На короткий период в первой половине XVI в. вперед вырвались Лиссабон в Португалии и Севилье в Испании, куда стали стекаться товары из Индии и драгоценные металлы из Америки. Итальянские города, оказавшиеся вдали от новых путей, наоборот, начали терять свое знамение, что усугубилось созданием на Ближнем Востоке Османской империи, которая перекрыла все сухопутные пути из Европы в Индию.

Во второй половине XVI в. главный торговый перекресток Европы переместился на северо-запад материка - к побережью Северного моря. В наиболее выгодном положении оказались города Нидерландов, расположенные и устьях рек Рейна, Мааса, Шельды, которые вели во внутренние районы Европы. Главным торговым центром стал Антверпен. Вдоль берега Шельды в этом городе сформировалась целая торгово-складская зона, куда стекались товары пи многих стран, а затем распределялись по районам Европы. Наиболее важные контракты стали заключаться не на рынках, а на бирже, что резко увеличило объемы торговли. Главная площадь города предназначалась для торжественных церемоний и праздников, а украшали ее здания ратуши и важнейших торговых гильдий. Появились новые ремесленные производства, в том числе ювелирное дело, и первые текстильные мануфактуры. При этом в политическом отношении Нидерланды в тот период оказались под властью Испании, куда уходила значительная часть доходов купцов и ремесленников. Экономические противоречия усиливались национальными и религиозными. Это привело к восстанию населения Нидерландов эпохе господства Испании. В результате многолетней борь-5ы получить независимость в конце XVI в. удалось лишь северной части Нидерландов - Голландии, населенной преимущественно протестантами. Антверпен, оставшийся в южной части под властью испанцев, потерял свое главенствующее положение. Главным торговым центром Европы и всего мира в первой половине XV11 в. стала столица Голландии город Амстердам. Амстердам небольшой рыбацкий поселок - резко увеличивается в размерах. На его центральной площади Дам ("плотина") строится монументальная ратуша (впоследствии королевский дворец), вблизи - биржа и торговые кварталы. Побережье моря занимают многочисленные склады и судостроительные верфи. Жилая застройка расходится кольцами от центра города, при этом кольца образуются специально построенными каналами с набережными. На окраинах города возникают мануфактуры, перерабатывающие сырье со всего света.

Но главенство Голландии и Амстердама также оказывается недолгим. После буржуазной революции середины XVII в. значительно усиливается Англия. Она сначала выигрывает войну с Испанией, а затем и ряд войн с Голландией, становясь ведущей морской державой мира. Роль главного торгового и экономического центра мира переходит к столице Англии Лондону. Лондон возник в качестве военного лагеря еще во времена Древнего Рима. Он расположился на реке Темзе - главном пути во внутренние районы Англии с побережья - в том месте вверх по течению от устья, где река становится уже и через нее можно организовать переправу (ниже Лондона через Темзу мостов нет до сих пор). В Средневековье Лондон оставался сравнительно небольшим городом, хотя около него вниз по течению Темзы строится самая мощная королевская крепость Тауэр, а вверх по течению - Вестминстерское аббатство, являющееся местом коронации и захоронения английских королей.

Начиная с XVII в. Лондон начинает быстро развиваться. Вниз по течению реки от города возникает район лондонских доков, состоящий из многочисленных гаваней, складов, судостроительных верфей. К этой зоне примыкает Ист-Энд - рабочие жилые районы, застроенные многоэтажными зданиями казарменного типа. Исторический Лондон - Сити - постепенно застраивается зданиями банков, бирж, офисов крупнейших компаний, городскими общественными зданиями (собор Святого Павла, мэрия - Гидхолл, суд и др.). Около Вестминстерского аббатства строятся здания парламента, министерств, королевские дворцы (Букингемский и др.). Здесь сохраняются большие зеленые территории (Гайд-парк и др.), возникают районы торговли и развлечений (Сохо и др.) Вообще западная часть Лондона - Вест-Энд - становится местом проживания привилегированных слоев населения. Резкое социальное территориальное расслоение впервые появляется именно в Лондоне. Здесь предпринимаются серьезные меры по регулированию развития города, в частности, создается зеленый пояс вокруг города, а новые пригороды строятся уже за пределами этого пояса с разрывом от основного массива городской застройки. В новых пригородах применяется принцип "города-сада", когда преобладают односемейные дома, утопающие в зелени деревьев. При этом планировка центра города остается запутанной, с узкими улицами и отсутствием выраженного организующего центра города. К началу XX в. население Лондона составляет 4,5 млн. чел., и он становится крупнейшим городом, когда-либо существовавшим в истории.

Одновременно в Англии развиваются и другие города - промышленные центры (Ливерпуль, Манчестер, Бирмингем и др.). Они состоят из жилых рабочих кварталов при промышленных предприятиях, слабо связанных друг с другом, фактически при отсутствии единого городского центра. Возникают также специализированные города-порты, военные базы, курорты, при сохранении появившихся еще в Средневековье университетских городов и небольших местных центров. Таким образом, уже в XIX в. в Англии формируется система городского расселения, близкая к современной. В этой стране впервые в мире доля горожан превышает половину населения, а в начале XX в. в Великобритании горожанами является уже около 75% населения.

Большое значение для развития градостроительства имел также Париж, выделившийся среди остальных городов Франции еще в Средние века. Но интенсивное развитие этого города началось уже в Новое время, когда он стал столицей крупного централизованного государства. В середине XVII в. около Парижа создается парадная королевская резиденция Версаль, ставшая образцом для подобных построек во всех европейских странах. Были разработаны новые принципы планировки, учитывающие эффект воздействия дальних перспектив, сочетания искусственных сооружений с живой природой, чередования открытых зеленых и водных пространств. При этом возобладал архитектурный стиль классицизм, явившийся новым "возрождением" античности. По образцу Версаля ансамбль парадных дворцов и площадей сооружается в XVIII - начале XIX в. и в самом Париже вдоль правого берега Сены: Лувр - Тюильри - площадь Согласия - Елисейские поля - площадь Звезды с Триумфальной аркой. Во второй половине XIX в. в городе проводится реконструкция Османа (бывшего префектом Парижа), в ходе которой создаются широкие бульвары на месте бывших крепостных стен и расчищаются обширные пространства вдоль Сены, позволяющие оценить архитектурные шедевры центра города: собор Парижской Богоматери, Лувр, Дом Инвалидов, впоследствии - Эйфелеву башню. Одновременно произошло разделение города по социальному признаку: богатые кварталы концентрируются к северо-западу от центра города, бедные - к юго-востоку. Центр города окружили промышленные пригороды. К началу XX в. Париж с населением 2,7 млн. чел. делит 3-4 место среди городов мира вместе с Берлином, уступая только Лондону и Нью-Йорку.

Берлин - ещё один примечательный европейский город того времени... Он стал столицей крупного централизован-) государства (Германской империи) сравнительно поздно - только в 1870 г. А первоначально это небольшая крепость в центре славянских земель, завоеванных германскими князьями в XIII-XIV в. Только с 1701 г. Берлин - столица Прусского королевства - самого большого, но лишь одного из многих германских государств того времени. Но получение статуса столицы способствовало бурному развитию города. Уже во времена Пруссии в городе создаются дворцы, загородные резиденции, почти т- уступающие парижским и лондонским. Строятся система судоходных каналов, по всем направлениям прокладываются железные дороги, что резко улучшает транспортное положение города и это способствует росту промышленности. Новое выгодное положение особенно ярко проявляется во времен;. Германской империи. Во второй половине XIX в. население Берлина вырастает в 5 раз. В городе размещаются не только многочисленные административные учреждения нового большого европейского государства, но также крупные промышленные предприятия, причем новейших для то, времени от- машиностроения, электротехники, химии. Город становится одной из мировых столиц того времени.

В общем случае можно сказать, что в Новое время главным стимулом развития европейских городом первоначально является международная торговля, но впоследствии ведущее место переходит к промышленности. Быстро развивается также административные центры - столицы централизованных государств. Все большее значение начинают приобретать отрасли: непроизводственной сферы - финансы образование, наука, культура

Учебник: главы 4, 8::: История средних веков: Раннее новое время

Глава 4.

Великие географические открытия середины XV - середины XVII в. были связаны с процессом первоначального накопления капитала в Европе. Освоение новых торговых путей и стран, ограбление вновь открытых земель способствовали развитию этого процесса, положили начало созданию колониальной системы капитализма, складыванию мирового рынка.

Пионерами Великих географических открытий стали в XV в. страны Пиренейского полуострова - Испания и Португалия. Отвоевав в XIII в. свою территорию у арабов, португальцы в XIV-XV вв. продолжали войны с арабами в Северной Африке, в ходе которых был создан значительный флот.

Первый этап португальских географических открытий (1418- 1460) связан с деятельностью принца Энрике Мореплавателя, талантливого организатора морских экспедиций, в которых участвовали не только дворяне, но и купечество. Еще в 20-30-е годы XV в. португальцы открыли остров Мадейру, Канарские и Азорские острова, продвинулись далеко на юг вдоль западного побережья Африки. Обогнув мыс Бохадор, они достигли побережья Гвинеи (1434) и островов Зеленого мыса, а в 1462 г. - Сьерра-Леоне. В 1471 г. они обследовали побережье Ганы, где нашли богатые золотые россыпи. Открытие в 1486 г. Бартоломео Диашем мыса Доброй Надежды на южной оконечности Африки создало реальную возможность для подготовки экспедиции в Индию.

Далекие морские путешествия стали возможными во второй половине XV в. в результате значительных успехов в науке и технике. До конца XVI в. португальцы шли впереди других стран не только по количеству открытий. Полученные ими во время путешествий знания дали мореплавателям многих стран новую ценную информацию о морских течениях, приливах и отливах, направлении ветров. Нанесение на карту новых земель подтолкнуло развитие картографии. Португальские карты отличались большой точностью и содержали данные о неизвестных ранее европейцам районах мира. Во многих странах издавались и переиздавались отчеты о португальских морских экспедициях, португальские руководства по навигации. Португальские картографы работали во многих странах с Европы. В начале XVI в. появились первые карты, на которых были нанесены линии тропиков и экватора и шкала широт.

Исходя из учения о шарообразности Земли, итальянский ученый, астроном и космограф Паоло Тосканелли составил карту мира, на которой берега Азии были обозначены на западном побережье Атлантического океана: он считал, что можно достичь Индии, опыта на запад от берегов Европы. Итальянский ученый неправильно представлял себе протяженность Земли по экватору, делая ошибку на 12 тыс. км. Впоследствии говорили, что это были великая ошибка, которая привела к великому открытию.

К концу XV в. были значительно усовершенствованы навигационные приборы (компас и астролябия), позволявшие более точно, чем раньше, определять положение корабля в открытом море. Появился новый тип судна - каравелла, которая благодаря системе парусов могла идти и по ветру, и против ветра, достигая скорости 22 км в час. Корабль имел небольшой экипаж (1/10 экипажа гребной галеры) и мог взять на борт достаточно продовольствия и пресной воды для дальнего плавания.

В конце XV в. новых торговых путей искали и испанцы. В 1492 г. ко двору испанских королей Фердинанда и Изабеллы прибыл генуэзский мореплаватель Христофор Колумб (1451-1506). О предшествующем периоде жизни Колумба известно мало. Он родился в Генуе в семье ткача, в молодости принимал участие в морских путешествиях, был опытным лоцманом и капитаном, много читал, хорошо знал астрономию и географию. Колумб предложил испанским монархам свой, одобренный Тосканелли, проект - достичь берегов Индии, плывя на запад через Атлантику. До этого Колумб тщетно предлагал свой план португальскому королю, а затем английскому и французскому монархам, но получил отказ. Португальцы к этому времени уже были близки к открытию пути в Индию через Африку, что и предопределило отказ португальского короля Альфонса V. Франция и Англия же не располагали в это время достаточным флотом для снаряжения экспедиции.

В Испании обстановка была более благоприятной для осуществления замыслов Колумба. После отвоевания в 1492 г. Гранады и завершения последней войны с арабами экономическое положение испанской монархии было очень тяжелым. Казна была пуста, корона больше не имела в своем распоряжении свободных земель для продажи, доходы от налогов на торговлю и промышленность были незначительны. Огромное число дворян (идальго) осталось без средств к существованию. Воспитанные веками Реконкисты, они презирали всякую экономическую деятельность - единственным источником доходов для большинства из них была война. Не утратив стремления к быстрому обогащению, испанские идальго были готовы ринуться в новые завоевательные походы. Корона же была заинтересована в том, чтобы направить эту беспокойную дворянскую вольницу подальше от Испании, за океан, в неведомые земли. Кроме того, испанская промышленность нуждалась в рынках. В силу своего географического положения и длительной борьбы с арабами Испания в XV в. оказалась отрезанной от торговли по Средиземному морю, которую контролировали итальянские города. Расширение в конце XV в. турецких завоеваний еще больше затруднило для Европы торговлю с Востоком. Путь в Индию вокруг Африки был закрыт для Испании, так как продвижение в этом направлении означало столкновение с Португалией.

Все эти обстоятельства оказались решающими для принятия испанским двором проекта Колумба. Идея заокеанской экспансии была поддержана верхами католической церкви. Ее одобрили и ученые Саламанкского университета, одного из наиболее известных в Европе. Между испанскими королями и Колумбом был заключен договор (капитуляция), по которому великий мореплаватель назначался вице-королем вновь открытых земель, получал наследственный чин адмирала, право на 1/10 часть дохода от вновь открытых владений и 1/8 часть прибылей от торговли.

3 августа 1492 г. из гавани Палос (недалеко от Севильи) отплыла флотилия из трех каравелл, взяв курс на юго-запад. Пройдя Канарские острова, Колумб повел эскадру в северо-западном направлении и через несколько дней плавания достиг Саргассова моря, значительная часть которого покрыта водорослями, что создавало иллюзию близости земли. Флотилия попала в зону пассатов и быстро двигалась вперед. Несколько дней корабли блуждали среди водорослей, но берега не было видно. Это порождало суеверный страх среди моряков, на кораблях назревал мятеж. В начале октября после двух месяцев плавания под давлением экипажа Колумб изменил курс и двинулся на юго-запад. Ночью 12 октября 1492 г. один из моряков увидел землю, и с рассветом флотилия подошла к одному из Багамских островов (остров Гуанахани, названный испанцами Сан-Сальвадор). Во время этого первого путешествия (1492-1493) Колумб открыл остров Кубу и исследовал его северный берег.

Приняв Кубу за один из островов у берегов Японии, он пытался продолжить плавание на запад и открыл остров Гаити (Эспаньола), на котором встретил больше золота, чем в других местах. У берегов Гаити Колумб потерял свой самый большой корабль и был вынужден оставить часть экипажа на Эспаньоле. На острове был сооружен форт. Укрепив его пушками с погибшего корабля и оставив гарнизону запасы продовольствия и пороха, Колумб стал готовиться к обратному плаванию. Крепость на Эспаньоле - Навидад (Рождество) - стала первым испанским поселением в Новом Свете.

Открытые земли, их природа, облик и занятия их обитателей ничем не напоминали описанные путешественниками многих стран богатые земли Юго-Восточной Азии. Туземцы имели медно-красный цвет кожи, прямые черные волосы, они ходили обнаженными или носили на бедрах куски хлопчатобумажной ткани. На островах не было никаких признаков добычи золота, лишь некоторые из жителей имели золотые украшения. Захватив в плен несколько туземцев, Колумб в поисках золотых рудников обследовал Багамские острова. Испанцы видели сотни незнакомых растений, плодовых деревьев и цветов. В 1493 г. Колумб вернулся в Испанию, где был принят с большим почетом.

Открытия Колумба обеспокоили португальцев. В 1494 г. при посредничестве римского папы был заключен договор в городе Тордесильясе, по которому Испании передавалось право владеть земля-ми к западу от Азорских островов, а Португалии - к востоку.

Колумб совершил еще три путешествия в Америку: в 1493- 1496, 1498-1500 и в 1502-1504 гг., во время которых были открыты Малые Антильские острова, остров Пуэрто-Рико, Ямайка, Тринидад и другие, а также было обследовано побережье Центральной Америки. Колумб до конца своих дней полагал, что нашел западный путь в Индию, отсюда и происходило название земель "Западные Индии", сохранявшееся в официальных документах до конца XVI в. Однако и в следующих путешествиях не нашли там богатых месторождений золота и драгоценных металлов, доходы от новых земель лишь незначительно превышали расходы на их освоение. Многие высказывали сомнение в том, что эти земли - Индия, росло число врагов Колумба. Особенно велико было недовольство дворян-конкистадоров в Новом Свете, которых адмирал сурово карал за неповиновение. В 1500 г. Колумб был обвинен в превышении власти и в кандалах отправлен в Испанию. Однако появление в Испании знаменитого мореплавателя в оковах и под арестом вызвало возмущение многих людей, принадлежавших к различным слоям общества, в том числе и приближенных королевы. Вскоре Колумб был реабилитирован, ему были возвращены все его титулы.

Во время последнего путешествия Колумб сделал великие открытия: он обнаружил побережье материка к югу от Кубы, обследовал юго-западные берега Карибского моря на протяжении 1500 км. Было доказано, что Атлантический океан отделен сушей от "Южного моря" и побережья Азии. Таким образом, адмирал не нашел прохода из Атлантического океана в Индийский.

Во время плавания вдоль берегов Юкатана Колумб столкнулся с более развитыми племенами: они изготовляли цветные ткани, пользовались бронзовой посудой, бронзовыми топорами, знали плавку металлов. В тот момент адмирал не придал значения этим землям, которые, как выяснилось впоследствии, были частью государства майя - страны с высокой культурой, одной из великих американских цивилизаций. На обратном пути корабль Колумба был застигнут сильным штормом, Колумб с большим трудом достиг берегов Испании. Обстановка там была неблагоприятной. Через две недели после его возвращения умерла королева Изабелла, покровительствовавшая Колумбу, и он потерял всякую поддержку при дворе. На свои письма королю Фердинанду он не получал ответа. Тщетно пытался великий мореплаватель восстановить свои права на получение доходов с вновь открытых земель. Его имущество в Испании и на Эспаньоле было описано и продано за долги. Колумб умер в 1506 г. всеми забытый, в полной нищете. Даже известие о его смерти было опубликовано только 27 лет спустя.

Открытие морского пути в Индию, колониальные захваты португальцев.

Трагическая судьба Колумба во многом объясняется успехами португальцев. В 1497 г. для разведки морского пути в Индию вокруг Африки была послана экспедиция Васко да Гамы. Обогнув мыс Доброй Надежды, португальские моряки вышли в Индийский океан и открыли устье реки Замбези. Продвигаясь к северу, вдоль побережья Африки, Васко да Гама достиг арабских торговых городов Мозамбика - Момбасы и Малинди. В мае 1498 г. с помощью арабского лоцмана эскадра достигла индийского порта Каликут. Все плавание в Индию продолжалось 10 месяцев. Закупив большой груз пряностей для продажи в Европе, экспедиция отправилась в обратный путь; он занял целый год, за время путешествия погибло 2/3- экипажа.

Успех экспедиции Васко да Гамы произвел огромное впечатление в Европе. Несмотря на большие потери, цель была достигнута, перед португальцами открывались огромные возможности для торговой эксплуатации Индии. Вскоре благодаря превосходству в вооружениях и морской технике им удалось вытеснить из Индийского океана арабских купцов и захватить в свои руки всю морскую торговлю. Португальцы стали несравненно более жестокими, чем арабы, эксплуататорами населения прибрежных областей Индии, а затем Малакки и Индонезии. От индийских князьков португальцы требовали прекращения всяких торговых отношений с арабами и изгнания арабского населения с их территории. Они нападали на все суда, как арабские, так и местные, грабили их, зверски истребляли экипажи. Особой свирепостью отличался Альбукерке, бывший сначала командиром эскадры, а затем ставший вице-королем Индии. Он считал, что португальцы должны укрепиться по всему побережью Индийского океана и закрыть арабским купцам все выходы в океан. Эскадра Альбукерке громила беззащитные города на южном берегу Аравии, наводя ужас своими зверствами. Попытки арабов вытеснить португальцев из Индийского океана не удались. В 1509 г. их флот при Диу (северное побережье Индии) потерпел поражение.

В самой Индии португальцы не захватывали обширных территорий, а стремились овладеть лишь опорными пунктами на побережье. Они широко использовали соперничество местных раджей. С некоторыми из них колонизаторы заключали союзы, строили на их территории крепости и размещали там свои гарнизоны. Постепенно португальцы захватили в свои руки все торговые отношения между отдельными областями побережья Индийского океана. Эта торговля давала огромные прибыли. Продвигаясь дальше на восток от побережья, они овладели транзитными путями торговли пряностями, которые привозились сюда с островов Зондского и Молуккского архипелагов. В 1511 г. португальцами была захвачена Малакка, а в 1521 г. их фактории возникли на Молуккских островах. Торговля с Индией была объявлена монополией португальского короля. Купцы, привозившие пряности в Лиссабон, получали до 800% прибыли. Правительство искусственно поддерживало высокие цены. Ежегодно из огромных колониальных владений разрешалось вывозить лишь 5-6 кораблей пряностей. Если привезенных товаров оказывалось больше, чем нужно было, чтобы сохранить высокие цены, их уничтожали.

Захватив в свои руки контроль над торговлей с Индией, португальцы упорно искали и западный путь в эту богатейшую страну. В конце XV - начале XVI в. в составе испанских и португальских экспедиций путешествия к берегам Америки совершил флорентийский мореплаватель и астроном Америго Веспуччи. Во время второго путешествия португальская эскадра прошла вдоль берегов Бразилии, посчитав ее островом. В 1501 г. Веспуччи принял участие в экспедиции, обследовавшей побережье Бразилии, и пришел к выводу, что Колумб открыл не побережье Индии, а новый материк, который в честь Америго был назван Америкой. В 1515 г. в Германии появился первый глобус с этим названием, а затем атласы и карты,

Открытие западного пути в Индию. Первое кругосветное путешествие.

Гипотеза Веспуччи была окончательно подтверждена в результате кругосветного путешествия Магеллана (1519-1522).

Фернандо Магеллан (Магайльянш) был выходцем из португальского дворянства. В ранней молодости он участвовал в морских экспедициях, находясь на службе у португальского короля. Он свершил несколько путешествий к Молуккским островам и думал, что они лежат гораздо ближе к берегам Южной Америки. Не имея считал возможным достичь их, двигаясь на запад и огибая вновь открытый континент с юга. В это время уже было известно, что западнее Панамского перешейка лежит "Южное море", как называли Тихий океан. Испанское правительство, не получавшее в то время больших доходов от вновь открытых земель, с интересом отнеслось к проекту Магеллана. Согласно заключенному испанским королем договору с Магелланом тот должен был проплыть до южной оконечности Американского материка и открыть западный путь в Индию. Ему жаловались титулы правителя и губернатора новых земель и двадцатая часть от всех доходов, которые будут поступать в казну.

20 сентября 1519 г. эскадра из пяти кораблей вышла из испанской гавани Сан-Лукар, взяв курс на запад. Через месяц флотилия достигла южной оконечности Американского материка и три недели двигалась по проливу, который теперь носит имя Магеллана. В конце ноября 1520 г. флотилия вышла в Тихий океан, плавание по которому продолжалось свыше трех месяцев. Стояла превосходная погода, дул попутный ветер, и Магеллан дал океану такое название, не зная, что в другое время он бывает бурным и грозным. За все время пути, как писал в своем дневнике спутник Магеллана Пигафетта, эскадра встретила только два пустынных острова. Команды кораблей страдали от голода и жажды. Матросы питались кожей, размачивая ее в морской воде, пили гнилую воду, поголовно страдали от цинги. Во время плавания погибла большая часть экипажа. Лишь 6 марта 1521 г. мореплаватели достигли трех маленьких островов из группы Марианских, где смогли запастись продовольствием и пресной водой. Продолжая путь на запад, Магеллан достиг Филиппинских островов и там вскоре погиб в стычке с туземцами. Оставшиеся два корабля под командованием д"Элькано дошли до Молуккских островов и, захватив груз пряностей, двинулись на запад. Эскадра пришла в испанский порт Сан-Лукар 6 сентября 1522 г. Из экипажа в 253 человека вернулось только 18.

Новые открытия привели к обострению прежних противоречий между Испанией и Португалией. Долгое время эксперты обеих сторон не могли точно определить границы испанских и португальских владений из-за отсутствия точных данных о долготе вновь открытых островов. В 1529 г. соглашение было достигнуто: Испания отказалась от своих притязаний на Молуккские острова, но сохранила права на Филиппинские острова, которые получили свое название в честь наследника испанского престола, будущего короля Филиппа II. Однако в течение долгого времени никто не решался повторить путешествие Магеллана, и путь через Тихий океан к берегам Азии не имел практического значения.

Испанская колонизация Карибского бассейна. Завоевание Мексики и Перу.

В 1500-1510 гг. экспедиции, возглавляемые участниками путешествий Колумба, обследовали северное побережье Южной Америки, Флориды и достигли Мексиканского залива. К этому времени испанцы захватили Большие Антильские острова: Кубу, Ямайку, Гаити, Пуэрто-Рико, Малые Антиллы (Тринидад, Табаго, Барбадос, Гваделупу и др.), а также ряд мелких островов в Карибском море. Большие Антильские острова стали форпостом испанской колонизации Западного полушария. Особое внимание испанские власти уделяли Кубе, которую называли "ключом к Новому Свету". На островах строились крепости, поселки для переселенцев из Испании, прокладывались дороги, возникали плантации хлопка, сахарного тростника, пряностей. Найденные здесь месторождения золота были незначительны. Чтобы покрыть расходы на морские экспедиции, испанцы начали хозяйственное освоение этого района. Порабощение и нещадная эксплуатация коренного населения Больших Антильских островов, а также завезенные из Старого Света эпидемии привели к катастрофическому сокращению населения. Чтобы пополнить ресурсы рабочей силы, завоеватели стали ввозить на Антиллы индейцев с малых островов и с побережья материка, что приводило к опустошению целых областей. Одновременно испанское правительство стало привлекать сюда переселенцев из северных районов Испании. Особенно поощрялось переселение крестьян, которым давались участки земли, они освобождались от налогов на 20 лет, им выплачивались премии за производство пряностей. Однако рабочей силы не хватало, и с середины XVI в. на Антиллы стали ввозить африканских невольников.

С 1510 г. начался новый этап завоевания Америки - колонизация и освоение внутренних областей континента, становление системы колониальной эксплуатации. В историографии этот этап, продолжавшийся до середины XVII в., носит название конкисты (завоевание). Начало этому этапу было положено вторжением конкистадоров на Панамский перешеек и строительством первых укреплений на материке (1510). В 1513 г. Васко Нуньес Бальбоа пересек перешеек в поисках фантастической "страны золота" - Эльдорадо. Выйдя к побережью Тихого океана, он водрузил на берегу знамя кастильского короля. В 1519 г. был основан город Панама - первый на Американском континенте. Здесь стали формироваться отряды конкистадоров, направлявшихся в глубь материка.

В 1517-1518 гг. отряды Эрнандо де Кордоба и Хуана Грихальвы, высадившиеся на побережье Юкатана в поисках рабов, столкнулись с древнейшей из доколумбовых цивилизаций - государством майя. Перед потрясенными конкистадорами предстали великолепные города, окруженные крепостными стенами, ряды пирамид, каменные храмы, богато украшенные резьбой с изображениями богов и культовых животных. В храмах и дворцах знати испанцы обнаружили множество украшения, статуэток, сосудов, изготовленных из золота и меди, чеканные золотые диски с видами сражений и сцен жертвоприношений. Стены храмов были украшены богатым орнаментом и фресками, отличавшимися тонкостью работы и богатством красок.

Индейцев, никогда не видевших лошадей, устрашил сам вид испанцев. Всадник на лошади казался им огромным чудовищем. Особый страх внушало огнестрельное оружие, которому они могли противопоставить лишь лук, стрелы и хлопчатобумажные панцири.

К моменту появления испанцев территория Юкатана была поделена между несколькими городами-государствами. Города являлись политическими центрами, вокруг которых объединялись земледельческие общины. Правители городов собирали платежи и налоги, ведали военным делом, внешней политикой, они же исполняли функции верховных жрецов. Община майя была экономической, административной и фискальной ячейкой общества. Обрабатываемая земля делилась на участки между семьями, остальные угодья использовались совместно. Основной рабочей силой были свободные крестьяне-общинники. Внутри общины уже далеко зашел процесс имущественного расслоения и классовой дифференциации. Выделились жрецы, чиновники, наследственные военачальники. В их хозяйстве широко использовался труд рабов, в рабство обращали должников, преступников и военнопленных. Помимо сбора налогов, правители и жрецы использовали трудовую повинность общинников на строительстве дворцов, храмов, дорог, систем орошения.

Майя - единственный из народов доколумбовой Америки, имевший письменность. Их иероглифическое письмо напоминает письменность Древнего Египта, Шумера и Аккада. Книги майя (кодексы) писались красками на длинных полосах "бумаги", изготовленной из растительного волокна, а затем помешались в футляры. При храмах существовали значительные библиотеки. Майя имели свой календарь, умели предсказывать солнечные и лунные затмения.

Не только превосходство в вооружении, но и внутренняя борьба между городами-государствами облегчили испанцам завоевание государства майя. От местных жителей испанцы узнали, что драгоценные металлы привозятся из страны ацтеков, лежащей к северу от Юкатана. В 1519 г. на завоевание этих земель отправился испанский отряд во главе с Эрнаном Кортесом - бедным молодым идальго, прибывшим в Америку в поисках богатства и славы. Он надеялся завоевать новые земли небольшими силами. Его отряд насчитывал 400 солдат-пехотинцев, 16 всадников и 200 индейцев, имел 10 тяжелых пушек и 3 легких орудия.

Государство ацтеков, на завоевание которого отправился Кортес простиралось от побережья Мексиканского залива до берегов Тихого океана. На его территории жили многочисленные племена, покоренные ацтеками. Центром страны была долина Мехико. Здесь жило многочисленное земледельческое население, трудом многих поколений была создана совершенная система искусственного орошения, выращивались высокие урожаи хлопка, кукурузы, овощей. Ацтеки, как и другие народы Америки, не приручали домашних животных, не знали колесной тяги, металлических орудий труда. Общественный строй ацтеков во многом напоминал государство майя. Главной хозяйственной единицей была соседская община. Существовала система трудовой повинности населения в пользу государства на строительстве дворцов, храмов и т.д. Ремесло у ацтеков еще не отделилось от земледелия, в общине жили как земледельцы, так и ремесленники, выделялась прослойка представителей знати и вождей - касиков, которые имели большие участки земли и использовали труд рабов. В отличие от майя государство ацтеков достигло значительной централизации, постепенно осуществлялся переход к наследственной власти верховного правителя. Однако отсутствие внутреннего единства, междоусобная борьба за власть среди представителей высшей военной знати и борьба покоренных ацтеками племен против завоевателей облегчили победу испанцев в этой неравной борьбе. Многие покоренные племена переходили на их сторону и участвовали в борьбе против ацтекских правителей. Так, при последней осаде столицы ацтеков Теночтитлана в битве участвовали 1 тыс. испанцев и 100 тыс. индейцев. Несмотря на это, осада длилась 225 дней. Окончательное завоевание Мексики растянулось более чем на два десятилетия. Последний оплот майя был захвачен испанцами только в 1697 г., т.е. через 173 года после их вторжения на Юкатан. Мексика оправдала надежды завоевателей. Здесь были найдены богатые залежи золота и серебра. Уже в 20-е годы XVI в. началась разработка серебряных рудников. Нещадная эксплуатация индейцев на шахтах, на строительстве, массовые эпидемии приводили к быстрому сокращению населения. За 50 лет оно уменьшилось с 4,5 млн до 1 млн человек.

Одновременно с завоеванием Мексики испанские конкистадоры искали сказочную страну Эльдорадо и на побережье Южной Америки. В 1524 г. началось завоевание территории нынешней Колумбии, где был основан порт Санта-Марта. Отсюда испанский конкистадор Хименес Кесада, двигаясь вверх по реке Магдалене, достиг владений племен чибча-муиска, живших на плато Боготы. Здесь было развито мотыжное земледелие, гончарное и ткацкое производство, обработка меди, золота и серебра. Особенно славились чибча как искусные ювелиры, изготавливавшие украшения и посуду из золота, серебра, меди и изумрудов. Золотые диски служили у них эквивалентом в торговле с другими областями. Завоевав самое крупное княжество чибча-муиска, Хименес Кесада основал в 1536 г. город Санта-Фе де Богота.

Второй поток колонизации шел с Панамского перешейка на юг вдоль Тихоокеанского побережья Америки. Завоевателей влекла сказочно богатая страна Перу, или Виру, как называли ее индейцы. В подготовке экспедиций в Перу принимали участие богатые испанские купцы с Панамского перешейка. Один из отрядов возглавлял полуграмотный идальго из Эстремадуры Франсиско Писарро. В 1524 г. вместе со своим земляком Диего Альмагро он отправился в плавание на юг вдоль западного побережья Америки и достиг Гуаякильского залива (современный Эквадор). Здесь простирались плодородные густонаселенные земли. Население занималось земледелием, разводило стада лам, которые использовались как вьючные животные. Мясо и молоко лам шло в пишу, а из их шерсти изготавливались прочные и теплые ткани. Вернувшись в Испанию в 1531 г., Писарро подписал с королем капитуляцию и получил титул и права аделантадо - предводителя отряда конкистадоров. К экспедиции присоединились два его брата и 250 идальго из Эстремадуры. В 1532 г. Писарро высадился на побережье, довольно быстро завоевал жившие там отсталые разрозненные племена и захватил важный опорный пункт - город Тумбес. Перед ним открывался путь к завоеванию государства инков - Тауантисуйю, наиболее могущественного из государств Нового Света, переживавшего в момент испанского вторжения период наивысшего подъема. С древнейших времен территорию Перу населяли индейцы - кечуа. В XIV в. одно из кечуанских племен - инки - завоевали многочисленные индейские племена, жившие на территории современных Эквадора, Перу и Боливии. К началу XVI в. в состав государства инков входила часть территории Чили и Аргентины. Из племени завоевателей сформировалась военная знать, а слово "инка" приобрело значение титула. Центром инкской державы был город Куско, расположенный высоко в горах. Осуществляя свои завоевания, инки стремились ассимилировать покоренные племена, переселяли их в глубь страны, насаждали язык кечуа, вводили единую религию - культ Солнца. Храм Солнца в Куско был пантеоном региональных богов. Так же как у майя и ацтеков, основной ячейкой общества инков была соседская община. Наряду с семейными наделами существовали "поля Инки" и "поля Солнца", которые обрабатывались сообща и урожай с них шел на содержание правителей и жрецов. Из общинных земель уже выделялись поля знати и старейшин, бывшие собственностью и передававшиеся по наследству. Верховным собственником всех земель считался правитель Тауантисуйю - Инка.

В 1532 г., когда несколько десятков испанцев предприняли поход в глубь Перу, в государстве Тауантисуйю шла ожесточенная гражданская война. Покоренные инками племена севера Тихоокеанского побережья поддержали завоевателей. Почти не встречая сопротивления, Ф. Писарро достиг важного центра государства инков - города Кахамарки, расположенного в высокогорном районе Анд Здесь испанцы захватили правителя Тауантисуйю Атагуальпу и заключили его в темницу. Хотя индейцы собрали огромный выкуп и заполнили темницу плененного вождя золотыми и серебряными украшениями, слитками, сосудами, испанцы казнили Атагуальпу и назначили нового правителя. В 1535 г. Писарро совершил поход на Куско, который был завоеван в результате тяжелой борьбы. В том же году основан город Лима, ставший центром завоеванной территории. Был установлен прямой морской путь между Лимой и Панамой. Завоевание территории Перу растянулось более чем на 40 лет. Страну сотрясали мощные народные восстания против завоевателей. В труднодоступных горных районах возникло новое индейское государство, покоренное испанцами только в 1572 г.

Одновременно с походом Писарро в Перу в 1535-1537 гг. аделантадо Диего Альмагро начал поход в Чили, но вскоре должен был вернуться в Куско, который осаждали восставшие индейцы. В рядах конкистадоров началась междоусобная борьба, в ней погибли Ф. Писарро, его братья Эрнандо и Гонсало и Диего д"Альмагро. Завоевание Чили было продолжено Педро Вальдивией. Жившие на территории этой страны племена арауканов оказали упорное сопротивление, и завоевание Чили окончательно завершилось только в конце XVII в. С 1515 г. началась колонизация Ла-Платы, были завоеваны земли по течению рек Ла-Плата и Парагвай. Отряды конкистадоров, двигаясь с юго-востока, вступили на территорию Перу. В 1542 г. здесь соединились два потока колонизации.

Если на первом этапе конкисты завоеватели захватывали драго-ценные металлы, накопленные в предшествующие времена, то с 1530 г. в Мексике и на территории Перу и современной Боливии (Верхнее Перу) началась систематическая эксплуатация богатейших рудников. В районе Потоси были обнаружены богатейшие залежи драгоценных металлов. В середине XVI в. рудники Потоси давали 1/2 мировой добычи серебра.

С этого времени меняется характер колонизации. Завоеватели отказываются от хозяйственного освоения завоеванных земель. Все необходимое для испанских переселенцев стали привозить из Европы в обмен на золото и серебро Нового Света.

В американские колонии направлялись исключительно дворяне, целью которых было обогащение. Дворянский, феодальный характер колонизации предопределил то роковое для Испании обстоятельство, что золото в серебро Америки попадало главным образом в руки дворянства, накапливалось в форме сокровищ или расходовалось на поддержку католических заговоров в Европе, на военные авантюры испанских королей. Это новое направление колониальной эксплуатации оказало решающее влияние на формирование испанской колониальной системы.

В силу особенностей исторического развития страны (см. гл. 8) испанскому феодализму были свойственны некоторые специфические черты: верховная власть короля над отвоеванными землями, сохранение крестьянских свободных общин, трудовая повинность населения в пользу государства. Важную роль в экономике наряду с трудом феодально зависимых крестьян играл рабский труд пленных-мусульман. В момент завоевания Америки социально-экономическая и административная система Испании оказалась совместимой с теми формами организации общества, которые существовали в раннеклассовых государствах Нового Света.

Испанцы сохранили индейскую общину в Мексике, Перу и в ряде других районов, где имелось плотное земледельческое население и они использовали различные формы трудовой повинности общинников в пользу государства для привлечения индейцев к работе на рудниках. Испанцы сохранили внутренний строй общин, севообороты, систему налогов. Урожаи с "полей Инки" шли теперь на уплату налогов испанскому королю, а с "полей Солнца" - на церковную десятину.

Во главе общин сохранялись прежние старейшины (касики, кураки), их семьи освобождались от налогов и повинностей, но должны были обеспечить своевременную уплату налогов и рабочую силу для рудников. На службу испанскому королю привлекалась местная звать, которая слилась с испанскими завоевателями. Потомки многих из них были затем отправлены в Испанию.

Все вновь завоеванные земли становились собственностью короны. Начиная с 1512 г. издавались законы, запрещавшие обращать в рабство индейцев. Формально они считались подданными испанского короля, должны были платить специальный налог "трибуто" и отбывать трудовую повинность. С первых лет колонизации развернулась борьба между королем и дворянами-конкистадорами за власть над индейцами, за право собственности на землю. В ходе этой борьбы в конце 20-х годов XVI в. возникла особая форма эксплуатации индейцев - энкомьенда. Впервые она была введена в Мексике Э. Кортесом. Энкомьенда не давала права на владение землей. Ее владелец - энкомендеро - получал право на эксплуатацию индейцев-общинников, живших на территории энкомьенды.

На энкомендеро возлагалась обязанность способствовать христианизации населения, следить за своевременной уплатой "трибуто" и исполнением трудовой повинности на рудниках, на строительстве, на сельскохозяйственных работах. С созданием энкомьенды индейская община была включена в испанскую колониальную систему. Земли общины были объявлены ее неотчуждаемой собственностью. Становление форм колониальной эксплуатации сопровождалось созданием сильного бюрократического аппарата колониальной администрации. Для испанской монархии это было средством борьбы против сепаратистских тенденций конкистадоров.

В первой половине XVI в. в общих чертах сложилась система управления испанскими колониями в Америке. Были созданы два вице-королевства: Новая Испания (Мексика, Центральная Америка, Венесуэла и острова Карибского моря) и вице-королевство Перу, охватывавшее почти всю остальную территорию Южной Америки, за исключением Бразилии. Вице-короли назначались из высшей испанской знати, они отправлялись в колонии на три года, не имели права брать с собой семью, покупать там землю и недвижимость, заниматься предпринимательством. Деятельность вице-королей контролировал "Совет Индий", решения которого имели силу закона.

Колониальная торговля была поставлена под контроль "Севильской торговой палаты" (1503): она осуществляла таможенный досмотр всех грузов, собирала пошлины, держала под наблюдением эмиграционные процессы. Все остальные города Испании были лишены права вести торговлю с Америкой минуя Севилью. Главной отраслью хозяйства в испанских колониях была горная промышленность. В связи с этим в обязанность вице-королям вменялось обеспечение королевских рудников рабочей силой, своевременного поступления доходов в казну, в том числе подушной подати с индейцев. Вице-короли обладали также полной военной и судебной властью.

Однобокое развитие экономики в испанских колониях имело пагубное последствие для судеб коренного населения и будущего развития континента. До середины XVII в. происходило катастрофическое сокращение численности коренного населения. Во многих районах к 1650 г. оно сократилось в 10-15 раз по сравнению с концом XVI в., в первую очередь из-за отвлечения трудоспособного мужского населения на рудники на 9-10 месяцев в году. Это приводило к упадку традиционных форм земледелия, снижению рождаемости. Важной причиной были частые голод и эпидемии, которые косили целые районы. Начиная с середины XVI в. испанцы стали сселять индейцев в новые поселки ближе к рудникам, вводя в них общинное устройство. Жители этих поселков помимо государственных работ должны были обрабатывать земли, снабжать свои семьи пропитанием и платить "трибуто". Жесточайшая эксплуатация была главной причиной вымирания коренного населения. Приток переселенцев из метрополии был незначительным. В середине и второй половине XVI в. в колонии переселялись преимущественно испанские дворяне, крестьянская эмиграция в Перу и Мексику фактически была запрещена. Так, в Потоси в 1572 г. насчитывалось 120 тыс. жителей, из них только 10 тыс. составляли испанцы. Постепенно в Америке сложилась особая группа испанских переселенцев, которые родились в колонии, постоянно там жили, почти не имея связей с метрополией. Они не смешивались с местным населением и составляли особую группу, получившую название креолов.

В условиях колонизации шло быстрое размывание индейских этнических групп и племенных общностей, вытеснение их языков испанским. Этому в немалой степени способствовало сселение индейцев из разных районов в поселки при рудниках. Представители различных племен говорили на разных языках, и постепенно их главным языком общения становился испанский. Одновременно шел интенсивный процесс смешения испанских поселенцев с индейским населением - метисация, быстро возрастала численность метисов. Уже к середине XVII в. во многих районах появляется многочисленное мулатское население от браков европейцев с негритянками. Это была характерно для Карибского побережья, Кубы, Гаити, где господствовало плантационное хозяйство и куда постоянно ввозили африканских невольников. Европейцы, индейцы, метисы, мулаты, негры существовали как замкнутые расово-этнические группы, сильно различающиеся по своему социальному и юридическому статусу. Формировавшийся кастовый строй закреплялся испанским законодательством. Положение человека в обществе прежде всего определялось, этническими и расовыми признаками. Относительно полноправными были только креолы. Метисам запрещалось жить в общинах, владеть землей, носить оружие, заниматься некоторыми видами ремесла. В то же время они освобождались от трудовой повинности, от уплаты "трибуто" и находились в лучшем правовом положении, чем индейцы. Этим в значительной степени объясняется тот факт, что в городах испанской Америки метисы и мулаты составляли большинство населения.

На побережье Карибского моря и на островах, где коренные жители были истреблены в самом начале завоевания Америки, преобладало негритянское и мулатское население.

Португальские колонии.

Колониальная система, сложившаяся в португальских владениях, отличалась значительным своеобразием. В 1500 г. португальский мореплаватель Педру Алвариш Кабрал высадился на побережье Бразилии и объявил эту территорию владением португальского короля. В Бразилии, за исключением отдельных районов на побережье, не было оседлого земледельческого населения, немного-численные индейские племена, находившиеся на стадии родоплеменного строя, были оттеснены в глубь страны. Отсутствие месторождений драгоценных металлов и значительных людских ресурсов определило своеобразие колонизации Бразилии. Вторым важным фактором было значительное развитие торгового капитала. Начало организованной колонизации Бразилии было положено в 1530 г., а проходила она в форме хозяйственного освоения прибрежных районов. Была сделана попытка насадить феодальные формы землевладения. Побережье поделили на 13 капитаний, владельцы которых обладали всей полнотой власти. Однако в Португалии не было значительного избыточного населения, поэтому заселение колонии шло медленно. Отсутствие крестьян-переселенцев и малочисленность коренного населения сделали невозможным развитие феодальных форм хозяйства. Наиболее успешно развивались районы, где возникла плантационная система, основанная на эксплуатации негров-рабов из Африки. Начиная со второй половины XVI в. быстрыми темпами растет ввоз африканских невольников. В 1583 г. во всей колонии проживали 25 тыс. белых поселенцев и миллионы рабов. Белые поселенцы жили преимуществен но в прибрежной полосе довольно замкнутыми группами. Здесь не получила большого размаха метисация; влияние португальской культуры на местное население было очень ограниченным. Португальский язык не стал господствующим, возник своеобразный язык общения индейцев и португальцев - "ленгуа жерал", в основе которого были одно из местных наречий и основные грамматические и лексические формы португальского языка. На "ленгуа жерал" говорило все население Бразилии на протяжении двух последующих столетий.

Колонизация и католическая церковь.

Большую роль в колонизации Америки сыграла католическая церковь, которая как в испанских, так и в португальских владениях стала важнейшим звеном колониального аппарата, эксплуататором коренного населения. Открытие и завоевание Америки рассматривалось папством в качестве нового крестового похода, целью которого должна была стать христианизация коренного населения. В связи с этим испанские короли получили право распоряжаться делами церкви в колонии, руководить миссионерской деятельностью, основывать церкви и монастыри. Церковь быстро превращалась в самого крупного земельного собственника. Конкистадоры хорошо понимали, что в закреплении их господства над коренным населением христианизация призвана сыграть большую роль. В первой четверти XVI в. в Америку начали прибывать представители различных монашеских орденов: францисканцы, доминиканцы, августинцы, позже - иезуиты, которые приобрели большое влияние на Ла-Плате и в Бразилии, Группы монахов следовали за отрядами конкистадоров, создавая свои поселки - миссии; центрами миссий были церкви и дома, служившие жилищами для монахов. Впоследствии в миссиях создавались школы для индейских детей, одновременно строилась небольшая укрепленная крепость, где размещался испанский гарнизон. Таким образом, миссии были и форпостами христианизации, и пограничными пунктами испанских владений.

В первые десятилетия конкисты католические священники, проводя христианизацию, стремились разрушить не только местные религиозные верования, но и искоренить культуру коренного населения. Примером может служить францисканский епископ Диего де Ланда, который приказал уничтожить все древние книги народа майя, памятники культуры, саму историческую память народа. Однако вскоре католические священники стали действовать иными способами. Проводя христианизацию, распространяя испанскую культуру и испанский язык, они стали использовать элементы местной древнейшей религии и культуры покоренных индейских народов. Несмотря на жестокости и разрушения конкисты, индейская культура не погибла, она выжила и менялась под воздействием испанской культуры. Постепенно складывалась новая культура на основе синтеза испанских и индейских элементов.

Католические миссионеры были вынуждены способствовать этому синтезу. Они нередко воздвигали христианские храмы на месте бывших индейских святынь, использовали некоторые образы и символы прежних верований коренного населения, включая их в католические обряды и религиозную символику. Так, неподалеку от города Мехико на месте разрушенного индейского храма была построена церковь девы Марии Гваделупской, которая стала местом паломничества индейцев. Церковь утверждала, что на этом месте произошло чудесное явление Богоматери. Этому событию было посвящено много икон, специальных ритуалов. На этих иконах Дева Мария изображалась с лицом индианки - "смуглая мадонна", а в самом ее культе чувствовались отголоски прежних индейских верований.

Географические открытия в бассейне Тихого океана.

Во второй половине XVI - начале XVII в. испанские мореплаватели совершили ряд тихоокеанских экспедиций с территории Перу, во время которых были открыты Соломоновы острова (1567), Южная Полинезия (1595) и Меланезия (1605). Еще во время путешествия Магеллана возникла идея о существовании "Южного материка", частью которого были вновь открытые острова Юго-Восточной Азии. Эти предположения высказывались в географических сочинениях начала XVII в., мифический материк был нанесен на карты под названием "Терра инкогнита Аустралиа" (неизвестная южная земля). В 1605 г. из Перу отправилась испанская экспедиция, в ее составе было три корабля. Во время плавания к побережью Юго-Восточной Азии были открыты острова, один из которых А. Кирос, стоявший во главе эскадры, принял за побережье южного материка. Бросив на произвол судьбы своих спутников, Кирос поспешил вернуться в Перу, а затем отправился в Испанию, чтобы сообщить о своем открытии и закрепить за собой права на управление новыми землями и получение доходов. Капитан одного из двух покинутых Киросом кораблей - португалец Торрес - продолжил плавание и вскоре выяснил, что Кирос ошибся и открыл не новый материк, а группу островов (Новые Гебриды). К югу от них простиралась неизвестная земля - подлинная Австралия. Плывя далее на запад, Торрес прошел через пролив между берегом Новой Гвинеи и Австралии, впоследствии названный его именем. Дойдя до Филиппинских островов, которые были владением Испании, Торрес сообщил испанскому наместнику о своем открытии, это известие было передано в Мадрид. Однако Испания не имела в это время сил и средств для освоения новых земель. Поэтому испанское правительство в течение целого столетия держало в тайне все сведения об открытии Торреса, опасаясь соперничества других держав.

В середине XVII в. исследование побережья Австралии начали голландцы. В 1642 г. А. Тасман, плывя от берегов Индонезии на восток, обогнул Австралию с юга и прошел вдоль побережья острова, названного Тасманией.

Только через 150 лет после путешествия Торреса, во время Семилетней войны (1756-1763), когда англичане, воевавшие против Испании, захватили Манилу, в архивах были обнаружены документы об открытии Торреса. В 1768 г. английский мореплаватель Д. Кук обследовал острова Океании, вторично открыл Торресов пролив и восточное побережье Австралии; впоследствии приоритет этого открытия был признан за Торресом.

Последствия Великих географических открытий.

Великие географические открытия XV-XVII вв. оказали огромное влияние на мировое развитие. Известно, что много ранее европейцы посещали побережье Америки, совершали путешествия к берегам Африки, но только открытие Колумба положило начало постоянным и разнообразным связям Европы и Америки, открыло новый этап в мировой истории. Географическим открытием является не только посещение представителями какого-либо цивилизованного народа ранее неизвестной части земли. В понятие "географическое открытие" входит установление непосредственной связи между вновь открытыми землями и очагами культуры Старого Света.

Великие географические открытия значительно расширили знания европейцев о мире, разрушили многие предрассудки и ложные представления о других материках и населяющих их народах.

Расширение научных знаний дало толчок быстрому развитию промышленности и торговли в Европе, возникновению новых форм финансовой системы, банковского дела и кредита. Главные торговые пути передвинулись из Средиземного моря в Атлантический океан. Важнейшим следствием открытия и колонизации новых земель явилась "революция цен", которая дала новый импульс первоначальному накоплению капитала в Европе, ускорила формирование капиталистического уклада в хозяйстве.

Однако последствия колонизации и завоевания новых земель были неоднозначными для народов метрополий и колоний. Результатом колонизации явилось не только освоение новых земель, оно сопровождалось чудовищной эксплуатацией покоренных народов, обреченных на рабство и вымирание. В ходе завоевания были разрушены многие очаги древних цивилизаций, нарушен естественный ход исторического развития целых континентов, народы колонизованных стран были насильственно втянуты в формирующийся капиталистический рынок и своим трудом ускорили процесс становления и развития капитализма в Европе.

Текст печатается по изданию: История средних веков: В 2 т. Т. 2: Раннее новое время: И90 Учебник / Под ред. СП. Карпова. - М: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 2000. - 432 с.

Класс: 7

Форма проведения : урок-путешествие.

Цели урока:

  • систематизировать знания учащихся о процессах, явлениях, разрушавших традиционное общество в 16-17 вв.;
  • развивать умение составлять причинно-следственную связь между процессами, событиями, имевшими место в данный период;
  • развивать навыки коллективной работы, работы в группе;
  • вызвать интерес к Раннему Новому Времени;

Оборудование:

  • карта «Великие географические открытия»;
  • корабль с отделяющимися парусами;
  • презентация «Живопись эпохи Возрождения»;
  • музыкальное сопровождение: «Шум моря», «Капитан, капитан, улыбнитесь...»
  • карточки с именами путешественников;
  • названия городов под цифрами;
  • сигнальные карточки с цифрами;
  • анкета для жюри.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель сообщает ученикам тему, цели урока, формы организации деятельности школьников.

Сегодня у нас с вами будет необычный урок, урок-путешествие. Мы будем путешествовать по морям и океанам, по странам и городам, но и еще по времени.

Как вы думаете, в какое время мы поплывем?

Что это за время, которое мы называем Р.Н.В., где появился этот термин, когда, что обозначает?

Как называется общество Р.Н.В.?

Я знаю, вы конечно уже взрослые, но даже взрослые люди в душе хоть когда-нибудь хотят побыть детьми, возвратится в детство, в юность, и сегодня, я думаю, у нас будет такая возможность.

Отправимся мы в путешествие вот на таком корабле, который называется «Мечта».

Сегодня работаем в группах, нужны помощники (выбор жюри).

II. Организация игровой деятельности.

Цель определена, корабль есть, нужна команда.

1) Д/З Представление команд (жюри, баллы).

2) Остановка «Португалия» (музыкальное сопровождение «шум моря»)

Почему? Каких первооткрывателей можете назвать?

а) Ребятам выдаются карты, и предлагается за минуту вспомнить и нарисовать маршрут одного из первооткрывателей данной эпохи. Выбираются карточки с именами моряков для каждой группы.

б) Игра «Снежный ком». Первая команда отвечает на вопрос, (передает ком др. команде) вторая повторяет ответ первой команды и называет свой ответ и т.д.

Что изменилось в Европе в результате В.Г.О.? (жюри, баллы)

3) Остановка «Италия»

Почему? Докажите.

а) «Архитектура эпохи Возрождения».

На доске под цифрами названия городов 1 Флоренция. 2 Рим. 3 Венеция. На партах сигнальные карточки с цифрами. Учитель читает текст, в котором упоминаются памятники архитектуры, имена мастеров и наглядно. (Презентация .)

Учитель: 1Венеция, 2Флоренция, 3Рим;

Дети: 3, 1, 2;

1 . Этот город долгое время считался центром эпохи Возрождения. Оправдывая свое название лат. («Цветущий город») был богатым и процветающим. Горожане города были воспитаны гуманистами в духе преклонения перед античным искусством. Славу города преумножил один из самых богатых и влиятельных родов-Медичи, а особенно Лоренцо Великолепный. В этом городе создавались самые знаменитые церкви и палаццо 16 в. Церковь Санта Мария-Магдалена, палаццо Пацци, Этот город был поистине родным городом Микеланджело, Боттичелли, Рафаэля Санти, Леонардо да Винчи. (Флоренция)

2. Этот город в 15-16 вв. становится одним из центров Возрождения. Он приобрел ведущее значение в развитии итальянской архитектуры: палаццо ди Венеция, Ватиканский папский дворец, собор св. Петра - архитектором которого был Браманте. В конце 16 вв. Доминика Фонтана по приказу папы Сикста 5 предпринял грандиозную перестройку основных улиц города, соединив крупнейшие паломнические базилики города единой сетью дорог, пересечения которых – площади - были украшены великолепными памятниками архитектуры и фонтанами. На одной из площадей стала красоваться Сикстинская капелла, в оформлении которой принимали участие приглашенные мастера: Микеланджело, Рафаэль. (РИМ)

3. Архитектурный облик этого города сложился в 14-16 вв. Богато декорированные здания церквей, фасады дворцов с ажурными галереями, мосты, узкие кривые улочки со сплошными рядами 3-4- этажных домов, множество каналов, придают городу характер праздничный и живописный. В центре города площадь Сан-Марко с 5-купольным собором святого Марка. Крупнейшим архитектором города был А. Палладио, украшавший город многочисленными виллами в «Римском стиле: виллы Барбаро, Библиотека, театр Олимпико и др. В этом городе жили и творили такие живописцы, как Веронезе, Тициан, Беллини и др. (ВЕНЕЦИЯ) (жюри, баллы).

б) «Живопись эпохи Возрождения».

Команды получают чистые листы, подписывают № команды, на презентации репродукции картин. Дети должны по порядку написать имя автора и название произведений.

  1. Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джаконда)»
  2. Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна»
  3. Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
  4. Питер Брейгель Старший «Крестьянский танец»
  5. Рембрандт Ван Рейн «Возвращение блудного сына»
  6. Микеланджело «Сотворение Адама»

Листы собираются, проверяем по командам

Почему эти картины мы относим к эпохе Возрождения? (жюри, баллы)

4) Остановка « Край света ».

Продолжаем путешествие и отправляемся на край света, а куда же это? Ведь по представлениям средневековых ученых он был.

В Р.Н.В. происходит бурное развитие науки, прежде всего в области естествознания. На этой основе складываются новые представления о вселенной, рождаются новые методы исследования природы.

Сейчас послушаем эти представления, достижения.

Представитель от команды должен за минуту рассказать суть учения любого ученого или изобретателя, (жюри, баллы).

5) Oстановка «Германия».

Почему Германия? Что такое Реформация? Что произошло в результате Реформации?

Посовещавшись в группах, ребята должны ответить на вопрос:

Кто из деятелей Реформации мог сказать эту фразу?

Я здесь стою, и не могу иначе, да поможет мне Бог (Лютер)

Власть должна быть отдана простому народу (Мюнцер)

Если церковь определила, что вещь, кажущаяся нам белой, черна, мы сразу должны признать ее черной (И. Лайола)

Я предпочту совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков (Филипп 2)

Молись и работай (Ж.. Кальвин) (жюри, баллы)

6) Конкурс капитанов.

Учитель говорит о том, что в конце плавания моряки сворачивают паруса, ставят корабль на якорь, наводят порядок. И предлагает командам «разобрать» корабль. А именно: по очереди выходят к кораблю капитаны, снимают по одной прикрепленной детали, читают понятие и дают его определение.

Жюри подсчитывают балы, музыкальное оформление: Капитан, капитан, улыбнитесь...

Абсолютизм, Возрождение, Гуманизм, Реформация, фермеры.

III. Подведение итогов уроков.

К сожалению, путешествие наше заканчивается, но я думаю, что мы его продолжим на следующих уроках. Нас многое еще ждет впереди. Подсчитывает количество баллов, выбирается команда-победитель, награждение, оценки за урок.

IV. Домашнее задание : составить тест по изученной теме.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • основные факторы, которые изменили статус путешественника в Европе;
  • принципиальное отличие дилижанса как средства передвижения массового характера;
  • сервисные характеристики придорожных заведений гостеприимства;

уметь

Аргументировать мотивационную периодизацию истории туризма;

владеть

Навыком сравнительно-исторического анализа правового статуса путешественника.

Факторы изменения статуса путешествий и сервиса в Новое время

Новое время, которое историки отсчитывают с XVI– XVII вв., принципиально отличается от Средневековья по всем параметрам политической, экономической, культурной жизни. С точки зрения истории туризма и гостеприимства наиболее важными являются процессы появления новых средств передвижения, расширения коммуникаций и новые представления людей о комфорте. К радикальным переменам в этих сферах привели несколько важнейших факторов Нового времени.

Во-первых, усовершенствование компаса сделало возможным дальние морские путешествия через океаны, что привело к открытию Америки X. Колумбом и А. Веспуччи, Индии и всего азиатского побережья в результате плавания Васко да Гама, кругосветному плаванию Магеллана. Земля действительно "стала круглой", известный европейцам мир предельно расширился. Это познакомило европейцев с обычаями и культурой разных народов, а также позволило осознать важности коммуникаций, торговли, дорог. Повысилась общая мобильность населения, путешествие даже в дальние края перестало быть испытанием неведомого.

Во-вторых, были совершены ключевые научные открытия астрономов и географов, в частности, Н. Коперника, Г. Галилея, Т. Браге, И. Кеплера, которые описали реальную картину мироздания, солнечной системы. К. Линней создал атлас животных и растений. Научные открытия стали новым источником знания, вытесняя религиозные представления о мире. В связи с развитием науки возросла ценность светского образования, не осталось ни одной европейской страны, не имевшей своего университета. В сознании европейцев закрепился тезис о пользе путешествий с точки зрения образования. Полученные в пути знания ценились настолько высоко, что каждый путешественник спешил обнародовать свои путевые заметки. Возникла целая литература путешествий.

В-третьих, экономика Европы получила мощный толчок, когда начался "золотой поток" из Нового Света, продолжавшийся почти полтора века. Произошла настоящая революция цен, которые в Европе рывком выросли в четыре-пять раз, продукция сельского хозяйства впервые стала рентабельной, что означало огромное расширение рынка. Первоначально лидерами экономической жизни в Европе стали те страны, которые могли контролировать потоки золота и рабов, т.е. имевшие сильный флот: Испания, Португалия, Нидерланды, Англия. Однако Англия и Нидерланды сумели использовать заморское золото для модернизации собственной экономики, вскоре оттеснив Испанию и Португалию на второй план. Экономический рывок Европы вызвал резкое повышение стандартов жизни, требований к комфорту, возникло понятие сервиса.

В-четвертых, гигантское ускорение человеческой цивилизации придавали новые и новые технические изобретения. Винт, вертикальное мельничное колесо, уголь, колесо со спицами, амортизаторы у повозки радикально меняли средства передвижения. Технические достижения вызывали повышение стандартов качества жизни, тягу к комфорту у высших слоев общества, возможность длительных путешествий для удовольствия. Строились и украшались города, возводились мосты и дороги, соборы и дворцы. Ярмарки, которые проводились в Европе с VII в. (Шампань), становились повсеместными и более длительными, что привело к возникновению формы всемирных выставок. В мире становилось все больше мест и достопримечательностей, интересных с точки зрения туризма.

Все эти факторы вызвали в Европе бурный рост городов, дорог, коммуникаций, деловых и торговых. Торговые города Венеция, Флоренция, Париж, Лондон имели до 100 тыс. жителей, а в конце XVIII в. Лондон стал первым городом с миллионным населением. Быстро росло качество жизни, повышались стандарты роскоши, формировался новый класс свободных горожан. Знать усваивала новые потребности: роскошь интерьеров, модную и престижную одежду, искусство кулинарии, ювелирного дела, наслаждалась театром, балами и другими развлечениями. На столе европейцев появились картофель, томаты, фасоль, перец, кукуруза, тропические фрукты, а также шоколад, чай и кофе.

После XVI в. в Европе больше не было крупных эпидемий чумы, контакты людей стали более частыми, а население прибавлялось. Эпоха Возрождения XIV–XVI вв. воспитала человека деятельного, любознательного, активного; создала светскую литературу и искусство. У людей стал появляться досуг – время, которое можно было потратить на путешествие или развлечение. Прежние типы "человека путешествующего" – паломника, купца и воина – дополняются светскими людьми, которые пускаются в путь за знаниями, знакомством с культурой других народов, для оздоровления и спорта. Сочинение одного из самых известных мыслителей эпохи Возрождения Мишеля Монтеня "Опыты" формулирует основы нового миропонимания. Разнообразие мира требует веротерпимости и стремления к взаимопониманию и диалогу разных культур. Светские путешественники в отличие от паломников идут за новыми впечатлениями, расширяя свой кругозор, стремясь к собственному усовершенствованию. Требования комфорта и безопасности путешествий становятся важными. Путешествие позволяет переоценить свою жизнь, "укрепить душу", избавляет от суетности и мелочности.

Решающим изобретением, определившим переход к Новому времени, стал печатный станок Гутенберга, созданный в 1445 г. Возможность тиражирования и радикальное удешевление книгопечатания имело самые революционные последствия. Книга превратилась из предмета роскоши в повседневный предмет. Появилась возможность для существования ежедневной прессы, газет, журналов, листовок, рекламы. Распространение печати способствовало расширению знаний о мире, мотивировало новых и новых путешественников отправиться в другие страны.

Освоение дальних территорий и усовершенствование морских судов позволило наладить постоянное морское сообщение по маршрутам "Лондон – Венеция и города Средиземноморья", "Европа – Индия", "Европа – Южная Америка". Все прибрежные города Европы от Балтики до Средиземного моря оказались связаны между собой. Возрастающее значение приобретал путь через Атлантику. Пять освоенных маршрутов связывали Старый и Новый Свет. Романтика путешествий через Атлантику все еще питалась отблеском индейского золота, пиратских историй, работорговли, удачи и опасностей. Коммерческий вариант путешествий был налажен Вест-Индскими и Ост-Индскими компаниями, первая и богатейшая (40% торгового флота мира) из которых (Ост-Индская) возникла в 1602 г. в Амстердаме, а самой долговременной – почти до конца XIX в. – стала Британская Ост-Индская компания.

Становление колониальной системы, которое последовало за открытием других земель европейцами, также повлияло на мотивацию путешествий. В колонии можно было заработать капитал, закалить характер, приобрести жизненный опыт, составить себе имя. Наличие колоний у ведущих европейских стран стимулировало развитие транспорта, коммуникаций, формирование системы гостеприимства, сервиса, а также расширяло географию и мотивацию предпринимаемых путешествий. В Новое время изменяется и контингент путешествующих. Помимо тех, кто ездил по делам, государственным или торговым, или совершал паломничество, появились те, кто путешествовал с целью образования. Обычный маршрут, которым завершалось образование молодого англичанина, совершался по континенту: Лондон - Париж – Генуя – Милан – Флоренция – Рим – Швейцария – Германия – Нидерланды – Лондон. С ослаблением религиозных мотивов возрос индивидуальный характер и образовательная направленность путешествий. В XVII в. о пользе последних говорили многие мыслители и философы. Основатель педагогики Ян Амос Коменский настаивал на обязательном проведении экскурсий для обучения школьников.

  1. Предмет и периодизация истории Раннего Нового времени.
    2. Европейское общество на рубеже Раннего Нового времени. Характеристика демографических и социальных процессов.
    3. Новые взгляды на человека, общество, окружающий мир, этику, религию и культуру в эпоху Высокого Ренессанса.
    4. Аграрные отношения и их трансформация в Раннее Новое время (до 1789 г.).
    5. Городское производство, торговля и финансы в XVI — XVII вв. Социальные и культурные изменения в жизни европейских городов.
    6. Сословный строй и социальные изменения в европейском обществе. Старые новые общественные группы. Новые типы социальных связей.
    7. Мануфактурная и фабричная стадии развития капитализма. Начало и характер индустриальной революции во второй половине XVIII века.
    8. Понятие модернизации. Исторические причины, типы, особенности процессов модернизации в разных регионах и социальных средах.
    9. Европейский колониализм в Старом и Новом Свете в XVI – XVIII вв. Типы колониальных систем в раннее Новое время.
    10. Особенности Ренессанса в Германии. Немецкий гуманизм XV — XVI вв.
    11. Предпосылки и причины Реформации в Европе. Кризис средневекового католицизма.
    12. Крестьянская война в Германии. Этапы, движущие силы, характеристика программ, исторические итоги.
    13. Процесс усиления Пруссии среди германских государств во второй половине XVII – XVIII вв.
    14. Особенности социально-экономического и политического развития Нидерландов в XVI веке. Формирование предпосылок буржуазной революции.
    15. Революция в Нидерландах: характер, движущие силы, этапы, историческое значение.
    16. Основные доктрины реформационных учений (Лютер, Кальвин, Цвингли).
    17. Контрреформация в Западной Европе в XVI – XVII вв.
    18. Основные проблемы международных отношений в западной Европе в XVI веке.
    19. Европейский абсолютизм в Ранее Новое время. Типы абсолютистских режимов, национальные особенности.
    20. Основные проблемы развития Испания в Раннее Новое время Особенности абсолютизма. Социальные, национальные, колониальные проблемы.
    21. Общество, государство и модернизационные процессы во Франции XVI века.
    22. Гражданские войны во Франции и Нантский эдикт 1598 г.
    23. Утверждение системы французского абсолютизма при Людовике XIV во второй половине XVII – начале XVIII вв.
    24. Тридцателетняя война в Европе. Причины; характеристика основных конфликтов и противоречий; основные этапы; исторические итоги.
    25. Формирование Вестфальской системы международных отношений. Новые тенденции в международных отношениях второй половины XVII века.
    26. Английское общество в переходную эпоху XVI – XVII вв. Складывание предпосылок английской революции.
    27. Начало английской революции и гражданские войны 1640 – 1649 гг.
    28. 28. Индепендентская республика и протекторат Кромвеля.
    29. Реставрация Стюартов и «Славная революция» 1688 г. Формирование английской политической системы.
    30. Международные отношения в Европе в 1648 – 1714 гг. Основные конфликты и направления развития МО.
    31. Международные отношения в 1714 – 1789 гг. Война за австрийское наследство, Семилетняя война, состояние европейских МО к началу французской революции.
    32. Европейское Просвещение: основные идеи и направления, представители, национальные особенности (Англия, Франция).
    33. Особенности развития североамериканских колоний в XVII — XVIII в. Противоречия между колониями и метрополией.
    34. Война за независимость североамериканских колоний 1776-1783 гг. Позиция и участие европейских держав в войне.
    35. Конституция США. История разработки, содержание, значение.
    36. Французское общество перед революцией XVIII века. Кризис абсолютизма.
    37. Империя австрийских Габсбургов во второй половине XVII – конце XVIII в. Основные внешнеполитические, социально-экономические и национальные проблемы.
    38. Итальянские государства во второй половине XVII – XVIII вв. Проблема национального объединения Италии.
    39. Новые тенденции развития европейской культуры и искусства в XVII – XVIII вв.
    40. Развитие науки и техники в РНВ