Движение по обочине штраф. Штрафы за движение по обочине. Штраф за езду по правой обочине

Обочина не является частью дороги, по которой можно полноценно ездить. Некоторые водители находчиво используют край дороги для преодоления пробок. Но расплатой за такой легкий путь могут быть увесистые штрафы. Какой штраф за езду по обочине в 2018 году давайте разберемся подробнее.

Какая езда запрещена

По правилам боковая часть дороги используется под парковку.

По правой обочине

Водителю нельзя ни опережать, ни просто двигаться за краем проезжей части. Это прямо запрещено административным кодексом, ч. 1 ст. 12.15.

Наказание за езду по попутной обочине в виде штрафа 1500 руб.

По встречной обочине

Более тяжкая ответственность предусмотрена при выезде за левый край на следующих видах дорог:

  • дорожное полотно имеет встречное движение с двумя и более полосами в каждом направлении;
  • проезжая часть со встречными направлениями по одной полосе в каждую сторону, разделенная сплошной разметкой;
  • двухполосная автодорога с разграничением встречных потоков трамвайными путями;
  • трехполосная дорога в двух направлениях, где средняя полоса реверсная.

Если сотрудник ДПС зафиксирует езду по встречной обочине на таких дорогах, то водителя будет ожидать:

  • либо штраф 5000 руб.;
  • либо лишение прав на период 4-6 месяцев.

Когда дорожный полицейский в ближайшее время запротоколирует повторное нарушение, то лишают водительского удостоверения на 1 год.

Если двухполосная дорога не имеет разметки или с прерывистой линией. Тогда шофер, остановленный на обочине, получит штраф в сумме 1500 руб.

Когда можно двигаться

Существуют исключения, которые дают водителю «зеленый свет» на езду на боковой части дороги:

  • дорожно-ремонтная техника;
  • коммерческий транспорт для подъезда к торговым точкам на погрузку/разгрузку;
  • гужевой транспорт;
  • для объезда препятствий;
  • во избежание ДТП.

Важно условие – не мешать движению пешеходов и велосипедистов. Тогда не выпишут штраф за обгон по обочине.

Что такое обочина

Для недопущения нарушений нужно понимать границы обочины. Она отделяется:

  • сплошной полосой;
  • другим составом покрытия (гравий, грунт и пр.) на одном уровне с асфальтовым полотном.

Указанная часть дороги для пешеходов. Автомобилист может там лишь припарковать автосредство.

Важно не путать с тротуаром. На этой пешеходной зоне не допускается еда на машине. Также там запрещена и остановка/стоянка. За нарушения более жесткая мера. Тротуар отделяется от проезжей части газоном, бордюром или находится на разном уровне с ней.

Как фиксируется нарушение

Обгон, опережение и прочие маневры по правой или левой обочине документируются сотрудниками ГИБДД. В подтверждение составляется протокол и после выносится постановление. А если дело будет связано с лишением прав, то рассматривать материалы будет мировой судья.

Водителю можно припираться, если у сотрудника ДПС нет свидетелей. То есть оформление на основании личного наблюдения работником полиции.

Когда езда в неположенном месте запечатлена на видео-, фотоаппаратуру, лучше искать уважительные причины своей провинности, чтобы получить меньший штраф.

В последнее время повсеместно устанавливают многофункциональные камеры, фиксирующие езду по обочине и прочие нарушения. Сотрудники аналитического отдела обрабатывают данные, составляют постановления и с квитанцией рассылают их собственникам транспортных средств. Оспорить такие документы сложно, если в них не будет грубых ошибок и неточностей.

Дополнительные нарушения

Если водитель прибег к недопустимой езде на обочине, то это влечет и другие провинности:

ДТП

Маневры на обочине опасны, так как поднимается пыль и видимость ограничивается. Также недостаточно хорошая сцепка с грунтом и неровности могут привести к столкновению машин.

В случившемся виновником однозначно будет, едущий по обочине. Так как его передвижение уже нелегальное, в нарушение правил. Соответственно и вся вина ложится на него.

Ссылаться, что другой водитель не уступил дорогу, намеренно допустил столкновение бессмысленно. Подобные случаи уже были рассмотрены Верховным Судом РФ не в пользу едущих по краю.

Всем привет! Нередко автомобилисты, пытаясь выехать из затора или совершая маневрирования, выезжают за пределы дорожного полотна. При этом многие интересуются: когда полагается штраф за езду по обочине, а когда нет, какова сумма взыскания для разных случаев, есть ли возможность оспорить наказание.

Информацию об этих и других важных нюансах, связанных с передвижением по непосредственно прилегающим к дорожному полотну участкам, вы найдете в данной статье. Поехали!

Определение данного понятия приводится в Постановлении Правительства РФ № 1090 «О Правилах дорожного движения» (далее ПДД) от 23 октября1993 года.

Наказание за езду по обочине

Ответственность за нарушение запрета передвижения по данному участку дороги регламентируется Кодексом об административных нарушениях РФ. Согласно настоящему закону, если вы проезжаете по правой стороне обочины либо совершаете по ней обгон, вас ждет денежный штраф в размере 1 500 рублей, в соответствии с п. 1 ст. 12.1 КоАП .

Наказание за данное нарушение ранее составляло 500 рублей, потом размер взыскания был увеличен до 1 тыс., далее до 1,5 тыс. рублей. Тем не менее, подобный штраф не пугает нетерпеливых водителей и не уменьшает количество обгонов по обочине.

Наказание за езду и обгон по тротуару или газону, примыкающим к дороге

Если же дорога не имеет бордюра и примыкает к газону, то при наезде на него водителя оштрафуют по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ – на 1500 руб. как за езду по обочине.

Внимание! Обгон транспортных средств с выездом на обочину, заездом на бордюр, тротуар или сплошную линию 1.2.1 всегда запрещен.

Наказание за езду по встречной обочине

Если вы решили обогнать пробку по левой (встречной) обочине, это классифицируется, как выезд на встречную полосу и наказывается более серьезно. Здесь к нарушениям правил обгона и маневрирования добавляется также движение по «встречке».

В соответствии с п. 4 ст. 12.1 КоАП, в подобном случае вам грозит денежный штраф в размере 5 тыс. рублей либо на срок от 4-х месяцев до полугода.

Обратите внимание! Согласно п. 11.2 ПДД , нельзя обгонять другие ТС, если водитель не уверен, что после завершения маневра сможет вернуться в свой ряд, не создавая помех и опасности для остальных участников дорожного движения.

Дополнительные нарушения

Если вы двигаетесь по краю проезжей части, вы нарушаете и другие правила ПДД:

  • Несоблюдение дорожной разметки /знака, согласно ч. 1 ст. 12.16 КоАП , штраф составляет 500 рублей.
  • Не предоставление преимущества пешеходу – в соответствии со ст. 18 КоАП РФ наказывается взысканием от 1,5 до 2,5 тыс. рублей.
  • Нанесение вреда здоровью, согласно ст. 12.24 КоАП , влечет штраф в размере 2-2,5 тыс. рублей, в зависимости от тяжести нанесенных травм.

Если же вы при это еще и не включили поворотники, это ведет к дополнительному наказанию – 500 рублей (ч. 1 ст. 12.14 КоАП).

Почему закон запрещает езду по обочине

Движение по отрезку дороги, относящемуся к обочине, создает ряд опасностей:

  1. Поднимается столб пыли, попадающий в зону обзора других машин и которым приходится дышать остальным водителям.
  2. Попытка нетерпеливых владельце ТС снова вернуться в ряд создает сложности для остальных участников дорожного движения, замедляет и увеличивает транспортный поток.
  3. Возникает опасность для велосипедистов и пешеходов, которые двигаются по обочине.
  4. Увеличивается риск возникновения , например, из-за сложности маневра в зимних условиях или из-за облака поднимающейся пыли. Кроме того, недостаточно хорошая сцепка с грунтом и неровная поверхность покрытия повышают шансы на вероятность потери управления и столкновения машин.

Здесь нужно учитывать, что при возникновении аварии, вина однозначно будет на водителе, двигавшемся по краю проезжей части, потому что он допустил явное нарушение ПДД. При этом никакие заверения в том, что машина, движущаяся впереди, не давала окна для пропуска или веские основания для спешки, не будут способствовать смягчению наказания.

Полезно знать! Несмотря на уверенность многих водителей в том, что двигаясь по краю проезжей части, они экономят свое время, на самом деле во многих случаях, им требуются дополнительные минуты, чтобы вернуться в свой ряд.

Что считается ездой по обочине

Ездой по обочине классифицируется передвижение ТС по краю проезжей части без серьезных оснований. Сюда входит также обгон других участников дорожного движения по участку, не предназначенному для движения машины и который прилегает к дороге.

Допускается ли езда по обочине в автопробках

Наличие транспортного затора не является основанием для передвижения по краю проезжей части. Оно не может считаться также причиной для смягчения наказания.

Ведутся разговоры о том, чтобы дополнить КоАП терминами «автомобильная пробка» и «дорожные заторы», подразумевая возможность передвижения по обочине из-за низкого скоростного режима.

Однако это всего лишь разговоры и к чему они приведут, неизвестно. В настоящее время, закон однозначно запрещает езду по краю проезжей части, независимо от наличия и размеров пробки.

На трассе

Скоростные автотрассы обозначают специальным знаком «Автомагистраль» 5.1. Обочина на таких дорогах отличается твердым покрытием, она отделена от проезжей части сплошной полосой.

Тем не менее, передвигаться по ней однозначно запрещено так же, как и останавливаться на стоянку. Для этого имеются специальные площадки, на которых вы можете поставить машину.

На МКАДе

МКАД не является автомагистралью, она обозначена знаком 5.3 «Автомобильная дорога». Однако обочина здесь также отличается твердым покрытием и отделением от проезжей части сплошной полосой.

Получается, что здесь, как и на трассе, движение по обочине запрещено. Отличительная особенность данной дороги – наличие большого количества камер автофиксации (их насчитывается более сотни).

Благодаря этому, риск того, что нарушение будет зафиксировано намного больше, чем на других дорожных участках, где число техники для выявления нарушений намного меньше.

В каких случаях допускается езда по обочине

Как из любого правила, запрет на передвижение по краю проезжей части предполагает некоторые исключения. Так, штраф не будет выписан, если вы выехали на обочину в чрезвычайной ситуации.

Например, произошло ДТП, и машины перекрыли движение транспорта. В этом случае выезд на обочину возможен, если это единственный вариант продолжить свой путь (обычно участников аварии объезжают по встречной полосе).

В других ситуациях водитель легкового транспорта не имеет права ехать по краю проезжей части.

Когда разрешено нахождение автотранспорта на обочине

Длительная стоянка на обочине также является нарушением, потому что она запрещена законом. Штраф не будет выписан только в том случае, если пребывание машины на краю проезжей части было вынужденным.

В этом случае нужно включить аварийные огни и выставить знак аварийной остановки.

Выезд на обочину и остановка. Чем отличается езда от выезда на обочину

Выезд на край проезжей части возможен для завершения маневра или для останавливающегося транспорта. В этом случае штраф налагаться не будет (если речь идет не об автотрассе).

Но при этом выезжать на обочину задним ходом строго запрещено, потому что это создает дополнительную опасность для других участников дорожного движения. За несоблюдение данного правила грозит штраф в размере 500 рублей.

Езда отличается от выезда тем, что в первом случае транспорт продолжает свое движение, а во втором – останавливается.

Неправомерный штраф за выезд на обочину – возможно ли его оспорить

За выезд на обочину наказание может налагаться неправомерно. Например, если водитель съехал на край по правилам, не создавая аварийной ситуации и остановился, а потом снова продолжил свой путь.

В подобном случае налицо юридическая несостыковка – транспорт съехал на обочину, где имел право остановиться, но ездить было запрещено. При этом факт передвижения по краю проезжей части действительно присутствовал.

Доказать свою правоту в подобной ситуации сложно, здесь многое зависит от позиции инспектора.

Вам нужно:

  • Попытаться объяснить свою позицию – что необходимо было остановиться, но правил при этом вы не нарушали.
  • Постараться избежать составления протокола, разговаривая с сотрудником Госавтоинспекции максимально корректно.
  • Если штраф все же был выписан, попытаться оспорить его, написав жалобу в отделение ГИБДД, к которому прикреплен данный инспектор.

При оспаривании необходимо иметь веские доказательства своей правоты: съемки с видеорегистратора и свидетельские показания.

Когда возможен правомерный штраф за остановку на обочине

Наказание будет правомерным и не подлежащим оспариванию в следующих случаях остановки на обочине:

  • Создание опасности для других участников дорожного движения.
  • Выезд на обочину задним ходом.
  • Отсутствие знаков аварийной остановки.

На каком транспорте разрешено передвигаться по обочине без ограничений

Запрет на передвижение по краю проезжей части не относится к следующим участникам дорожного движения:

  • Транспорт спецслужб – скорой помощи, пожарным машинам и т. д.
  • ТС, принадлежащие коммунальным и дорожно-эксплуатационным службам – при выполнении ремонтных работ.
  • Коммерческим машинам, которые подвозят товар к объектам, расположенным близко к обочине.
  • Велосипедистам старше 14 лет, при условии, что на дорожном участке нет велосипедных дорожек либо движение по ним запрещено.
  • и относящимся к классу мопедов скутерам – единственные виды полноценного мототранспорта, подлежащие исключению из запрета.

Также по обочине могут законно передвигаться вьючные и верховые животные, а также гужевые повозки. При этом нужно обеспечить их движение в один ряд.

Важно! Главное условие для возможности передвижения по обочине для указанных участников дорожного движения – отсутствие помех и опасностей для остального транспорта.

Как может осуществляться фиксация езды по обочине

Нарушение запрета на передвижение по краю проезжей части может быть зафиксировано:

  • Инспектором Госавтоинспекции.
  • Камерами видеонаблюдения, установленными на дороге.

В первом случае можно оспорить наказание на месте и избежать наложения штрафа. А если нарушение зафиксировано при помощи технических средств, постановление уже будет вынесено к моменту получения вами уведомления.

В этом случае можно попытаться его оспорить, но сделать это крайне сложно и оспаривание будет возможным только при наличии веских доказательств вашей правоты.

Как бороться с нарушителями-обочечниками своими силами

Если вы стремитесь к тому, чтобы общественными и личными усилиями уменьшать количество нарушителей, не считающихся с запретом на передвижение на обочине, вы можете способствовать их наказанию.

Для этого нужно:

  1. Сделать съемку факта нарушения (на мобильный телефон или видеорегистратор).
  2. Зайти на сайт ГИБДД , выбрать свой регион и подать жалобу.
  3. В жалобе указать сведения о нарушителях и изложить свою просьбу об их наказании.
  4. Ожидать звонка сотрудников Госавтоинспекции, которые, скорее всего, попросят дать более подробные показания.

Вы можете приложить видео прямо к заявлению, но здесь нужно учитывать, что максимальный размер файла – 5 мгб. Поэтому вам нужно уменьшить формат видео (что повлияет на его качество) либо добавить его на сторонний сайт (например, на порталы, посвященные борьбе с автохамами) и привести в тексте жалобы ссылку на него.

Несколько советов по повышению вероятности успешной борьбы с «обочечниками»:

  • Следите за тем, чтобы на видео и фото максимально четко были зафиксированы номера нарушителя.
  • Подавайте жалобы по месту жительства, потому что вероятность вызова в ГИБДД для дачи показаний высокая.
  • Не фиксируйте слишком большое количество нарушений, потому что на каждое из них будет составлен отдельный протокол, что потребует дополнительного времени.

И будьте готовы к тому, что по закону у нарушителя есть право затребовать информацию о том, кто подал на него жалобу. А это может привести к осложнениям и выяснению отношений в личном формате.

Посмотрите видео о том, как эффективно бороться с «обочечниками»:

Подведем итоги

Езда по обочине – одно из самых распространенных нарушений на дорогах. Его особенности следующие:

  • Обочина – часть дорожного участка , примыкающая к нему и находящаяся на одном с ним уровне. Она отделена от основной дороги видом покрытия либо выделена при помощи разметки 1.2, означающей край проезжей части.
  • Назначение обочины заключается в создании устойчивости дорожного полотна, обеспечении участка для движения пешеходов и велосипедистов, остановке ТС (в специальных местах) и использовании в экстренных случаях.
  • За движение по правой обочине полагается штраф в размере 1 500 рублей, при езде по левой обочине – 5 тыс. рублей либо лишение прав на срок от 4-х месяцев до полугода.
  • Передвижение по обочине предполагает дополнительные нарушения, такие как несоблюдение дорожной разметки и/или знака, не предоставление преимущества пешеходу, нанесение вреда здоровью. За каждое из них положен отдельный штраф.
  • Езда по краю проезжей части запрещена из-за поднимающегося облака пыли, мешающего обзору, повышения риска возникновения ДТП, создания дополнительного риска для пешеходов и велосипедистов, а также замедления и увеличения затора при попытке нетерпеливого водителя вернуться в ряд.
  • Передвижение по обочине в пробке не является основанием для нарушения запрета на езду по краю проезжей части. Несмотря на ведущиеся разговоры о послаблениях в случае заторов, на сегодняшний день обгон по обочине в пробке не допускается.
  • На трассе также нельзя двигаться по краю проезжей части, несмотря на ее твердое покрытие.
  • Наказание за езду по обочине не будет наложено, если это произошло в силу чрезвычайных обстоятельств (например, это единственная возможность объехать участников ДТП).
  • Выезжать на обочину можно при остановке и при условии отсутствия препятствий для других участников дорожного движения.
  • Если штраф за выезд на край проезжей части был наложен неправомерно, его можно оспорить, хотя это достаточно сложно. Здесь многое зависит от позиции инспектора, выписывающего протокол.
  • Наказание за выезд на обочину будет правомерным, если создана опасность для других участников дорожного движения, передвижение осуществлялось задним ходом или отсутствуют знаки аварийной остановки.
  • Запрет на езду по обочине не распространяется на транспорт спецслужб, машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб при выполнении ремонтных работ, а также для велосипедистов старше 14 лет, коммерческого транспорта, погружающегося или разгружающегося у объекта, находящегося в непосредственной близости от края проезжей части. Также по краю дороги могут передвигаться вьючные и верховые животные, гужевые повозки, мототранспорт относящийся к категории «М».
  • Фиксация нарушения запрета на езду по обочине производится инспектором ДПС или камерами видеонаблюдения.
  • С нарушителями можно бороться самостоятельно, записав факт езды по краю проезжей части на камеру и подав жалобу в ГИБДД.

Заключение

Движение по краю проезжей части запрещается законом для снижения риска возникновения опасности на дорогах. Поэтому относитесь к соблюдению этого правила максимально серьезно.

Водить свою машину нравится многим автовладельцам, но не все осознают до конца степень ответственности за жизнь прочих участников дорожного движения, включая пешеходов и велосипедистов.

Нарушение ПДД в нашей стране карается административными штрафами, но для их наложения должен быть соблюден определенный регламент: сотрудник дорожной инспекции фиксирует нарушение, останавливает авто и составляет протокол.

Кодекс об административных нарушениях не прощает таких промахов водителям, но в процедуре наложения штрафа есть свои нюансы и ряд противоречивых трактовок Закона.

В последние годы на многих участках трасс (особенно скоростных) установлены камеры для автоматического фиксирования факта дорожного правонарушения, что становится причиной получения собственником авто немалого штрафа спустя несколько недель после намеренной или случайной ошибки при езде.

Противоречия законодательства

КоАП содержит подробное описание о том, как накладывается штраф и в какой последовательности осуществляются действия работников ГИБДД. Но технические моменты самого правонарушения проработаны плохо, что вносит в общение с сотрудниками дорожной инспекции много противоречий.


Некоторые автовладельцы просто паркуются на обочинах, при этом соблюдая все ПДД. Правила четко определяют основные пункты парковки в пешеходных зонах и на тротуарах – перемещение пешеходов должно осуществляться без каких-либо ограничений (им должно остаться после парковки машин достаточно места).

Но после введения системы штрафования водителей за езду по обочине многие сотрудники ГИБДД пытаются всеми силами подогнать под этот пункт и тех владельцев авто, которые просто припарковались на придорожной территории. Процедура выглядит примерно следующим образом:

  1. Владелец машины паркуется на обочине в отведенном для парковки месте.
  2. Выезжая с парковочного места на дорогу, он встречается с работником дорожной инспекции.
  3. Инспектор вполне законно останавливает транспортное средство и констатирует нарушение ПДД.
  4. Составляется протокол на немаленькую сумму.
  5. Итог – парадокс: парковаться на обочине можно, а двигаться — законодательство запрещает!.

Не всегда дело доходит до абсурда, описанного выше, и многие работники ГИБДД понимают противоречивость ПДД. Но доказать свою правоту водителю при вынесении постановления бывает весьма затруднительно.

Причиной введения системы административных штрафов за передвижение по обочинам послужило обострение ситуации на дорогах больших городов. Машины, съезжающие с проезжей части на обочину, создают обстановку с высокой аварийной вероятностью.

Забота о жизни и здоровье пешеходов стала во главу угла и многие нестыковки введенного законодательства с действующим вызывают проблемы, непонимание водителей и контролирующих органов.

Сумма административного штрафа и алгоритм наложения

Камеры, фиксирующие дорожные правонарушения, к передвижению машин по обочинам и тротуарам более лояльны – они считают неоспоримой ошибкой выезд на тротуар шириной менее 4 м. Более широкую обочину и факт парковки на ней камера автоматической записи не признает нарушением ПДД. Поэтому письма со штрафами, приходящие после записи выезда машины на тротуар, редко вызывают нарекания самих водителей.

Сумма административного взыскания с нарушителя фиксированная – 1,5 тыс.руб. Достаточно дорогое удовольствие – ездить по обочине. Оштрафовать нарушителя может любой дорожный инспектор, который находится при исполнении своих прямых обязанностей (в форме, на службе).

Не всем автовладельцам пришлось по душе введение данного законодательства, но запрет на езду по обочинам несет с собой массу положительных моментов:

  • высокие суммы штрафов предостерегают участников дд от необдуманных маневров;
  • статистика дтп значительно снизилась;
  • пробки проезжей части больше не парализуют движение пешеходов по тротуарам;
  • парковки в пешеходной зоне сильно сократились, освободилось пространство для прохода людям;
  • в целом ситуация на дорогах, особенно в мегаполисах, заметно улучшилась.

Если норма закона о езде по обочинам согласуется с прочими законодательными актами, мера будет считаться, безусловно, положительной. Ведь водители, которые не выезжают на пешеходные дорожки, не являются источником повышенной опасности и травматичности.

Но введение ограничений движения машин не должно стать единственной мерой борьбы с пробками и авариями, власти должны задуматься и о параллельных действенных мероприятиях:

  1. Строительство новых дорог и развязок.
  2. Запрет на езду большегрузных машин в центре города.
  3. Иные методы регулировки движения транспорта.

Резюме: изначально хорошая идея снижения аварийной ситуации на дорогах страны, не согласованная до конца с действующим законодательством, периодически вносит сумятицу в работу дорожной инспекции и общение с участниками ДД. Порой ситуация приобретает комичный оборот – один инспектор ГИБДД штрафует на 1,5 тысячи рублей своего коллегу, преследующего нарушителя движения по обочине.

Вопросы и ответы

Алексей
Ехал по загородной трассе, перед поворотом на другую дорогу включил поворотник. После этого меня остановили сотрудники ГАИ и сказали, что я ехал по обочине. Я с этим конечно был не согласен. Позже был составлен протокол об административном правонарушении. Как я теперь могу обжаловать действия ГАИ?

Ответ
В течение десяти дней вы можете обжаловать постановление. Составьте жалобу, приведите свои аргументы. После этого отправьте документы в суд.

Анна
Сегодня получила в почтовый ящик два письма о нарушении ПДД за езду по обочине. Причем оба нарушения с одного участка с разницей в 15 секунд. Можно ли как-то обжаловать?

Ответ
Да, вам нужно обжаловать один из штрафов в суде. Подготовьте свои возражения, возьмите с собой оба письма. Суд, скорее всего, примет решение в вашу пользу и отменит один из штрафов.

Сергей
У нас на загородном участке, владелец одного из домов построил забор у самой дороги. В итоге водители стали ездить не вплотную, а по обочине. Это явное нарушение правил ПДД. Что делать в этой ситуации?

Ответ
Вам нужно обратиться в администрацию, за которой закреплен этот участок. Они примут решение, насколько законна установка забора. Если есть нарушения, забор снесут. Также можете вызвать сотрудников ГИБДД, чтобы они дали разъяснение как теперь нужно ездить на этом участке.

Олег
Ехал по загородной трассе зимой. На дороге был гололед и меня занесло. Скорость была у меня в пределах допустимой. После заноса, я ехал по обочине. Это зафиксировали камеры и мне выписали штраф. Что теперь делать?

Ответ
Нужно обращаться в суд и оспаривать протокол об административном правонарушении. Также можно узнать, кто должен был обслуживать этот дорожный участок. Можно потребовать компенсацию.

Анатолий
Этой зимой девушка выезжала из магазина и поехала по заснеженной обочине. Ее остановил сотрудник ГИБДД и выписал штраф. Я где-то слышал, что зимой можно ездить по обочине. Скажите, как на самом деле?

Ответ
Езда по обочине является нарушением правил ПДД. Нельзя ездить ни зимой, ни летом по ней.

В крупных российских городах автомобилисты не понаслышке знают, что такое изнуряющая пробка. Некоторое водители предпочитают не ждать, а объехать образовавшийся поток машин по обочине. В такой ситуации выезд на обочину вызывает не только негодование других автомобилистов, но и может обернуться наложением штрафа.

Понятие обочина квалифицируется как зона где имеют право передвигаться пешеходы, велосипедисты и водители мототранспорта. В правилах дорожного движения понятие обочина трактуется несколько по-другому. Обочиной считается конкретный участок дороги, который расположен рядом с проезжей частью и отделен разметкой либо отличается видом покрытия. Оба изложенных понятия верны. Таким образом, обочиной считается участок, расположенный близ дороги, при этом на ней могут находиться пешеходы, ездить велосипеды и мотоциклы.

Наиболее распространенные случаи выезда на обочину:

  • объезд пробки;
  • парковка машины;
  • обгон следующих впереди авто;
  • осуществление маневра для выезда на встречную полосу.

Обочина может быть расположена у жилой зоны, однако, согласно Земельному Кодексу между магистралью и границами участка должно быть расстояние минимум 5 метров.

Целью внедрения штрафа за выезд на обочину является предотвращение аварийных ситуаций с участием пешеходов, а также исключение ДТП в результате обгона. До 2014 года размер штрафа за выезд на обочину составлял 500 рублей, данная сумма для многих невелика, поэтому многие автомобилисты спокойно нарушали правила.

Несерьезный подход со стороны водителей касаемо выезда на обочину обусловлен халатностью инспекторов ГИБДД, так как последние предпочитают закрывать глаза на столь мелкие нарушения. Ситуация несколько изменилась с внедрением камер видеофиксации, теперь в случае нарушения постановление выписывается без присутствия водителя, фото и квитанция на оплату приходят нарушителю на домашний адрес.

Передвижение по обочине регламентируется, как нарушение КоАП (статья №12.15). Минимальный размер штрафа за езду по обочине составляет 1500 рублей. Протокол может быть составлен если факт нарушения зафиксирован сотрудниками ГИБДД либо ваше авто попало в поле зрения прибора видеофиксации.

Если, кроме данного нарушения были обнаружены и другие нарушения ПДД, то протокол об административном правонарушении выписывается на общую сумму штрафов. Размер штрафа за езду по обочине должен быть указан в постановлении, в этом же документе должна указываться статья, которая была нарушена. Если вследствие выезда автомобиля за пределы дорожного полотна был сбит пешеход, то водитель понесет уголовную ответственность. Наказание зависит от степени тяжести причиненных травм пострадавшему. Чаще всего после таких аварий водителя лишают прав на длительный период времени.

В ситуации, когда автомобилист пытается объехать пробку по обочине, при этом он позднее пытается встроиться в начало колонны. При таких маневрах может случиться новая авария, ведь кто-то в момент встраивания этого авто в очередь сможет притормозить, а кто-то, напротив, подрежет наглеца. Возможно, человек, решившийся на обгон и выиграет 20-30 минут времени, но иногда вместо этого можно получить разбитую машину.

Езда по встречной обочине вызывает массу споров, в законе нет определенного наказания за это нарушение. Стало быть, такое правонарушение должно расцениваться, как просто передвижение по запрещенному участку (штраф 1500 рублей), однако, это не совсем так.

Существует несколько исключений, когда штраф за выезд на обочину не предусмотрен:

  1. Когда обочина используется в качестве стоянки автомобиля.
  2. В случае если выезд на обочину необходим для погрузки или разгрузки (например, при доставке товара в магазин).
  3. Разрешен съезд на обочину автомобилям коммунальных служб.

Важно! Остановка автомобилей на обочине разрешена только, если вблизи нет специализированного паркинга.

Также в правилах имеется отдельный пункт, что мототранспорт может передвигаться по обочинам дороги. Однако, водители мототранспорта не освобождаются от требований соблюдать другие правила ПДД. Если же на обочине происходит ситуация мотоцикл сбил пешехода, то в данном случае предусмотрена уголовная ответственность, штраф за выезд на обочину не предусмотрен.

Остановка автомобиля на обочине запрещена только в случае, если автомобиль препятствует передвижению пешеходов или мототранспорта. Кроме того, если автомобиль стоит под знаком «Парковка запрещена», то водитель также получит штраф и автомобиль могут эвакуировать на штрафстоянку.

Размер штрафа за езду по встречной обочине

Если проанализировать ситуацию: есть дорога на 2 полосы, автомобиль после разворота выезжает на встречную сторону, при этом совершая обгон 2-х машин. В таком случае водитель нарушил правила несколько раз: выехал на обочину, обогнал движущиеся впереди автомобили в неположенном месте. Обгон автомобилей разрешается делать на магистралях при соблюдении конкретных правил, обочина не является участком где разрешено передвижение на авто, а тем более опережать другие автомобили. При фиксации такого правонарушения нарушителю грозит штраф размером от 4 до 5000 рублей либо лишение водительского удостоверения сроком от 4 до 12 месяцев.

Существуют некоторые лазейки в законе, зная которые можно оспорить штраф. Итак, в статье 12.15 КоАП говорится что автомобиль может стоять на обочине, но не ехать.

Многих водителей ловят именно во время заезда или выезда с дорожного полотна. При этом сотрудникам ГИБДД доказывать, что вы планировали оставить машину либо только отъезжали с места парковки практически бесполезно. В таком случае логичен вопрос: как же тогда попасть на обочину чтобы припарковать автомобиль, если заезжать нельзя? Ответ один - необходимо настаивать на своей правоте. Попросите инспектора разъяснить подробнее правонарушение, возможно процитировать статью КоАП также можно поискать свидетелей, которые имели возможность наблюдать за вашим авто в момент выезда.

Если на самом деле ситуация обстоит так, что касаемо водителя уже оформлено постановление о правонарушении, то можно попытаться его обжаловать. На обжалование постановления предоставляется 10-дневный срок. Жалоба может быть подана в ГИБДД или же в суд. Разбирательство на местном уровне (в ГИА) происходит также в течение 10 дней, после чего о результате уведомляют заявителя. Как правило, жалобы относительно штрафов за езду на обочине в суд не подаются, большинство считают, что лучше оплатить штраф в 1500, чем нанимать адвоката и тратить время на сбор доказательств.

Важно! На оплату штрафа отводится 2 календарных месяца с момента получения постановления. Если в указанный срок оплата не поступает, штраф удваивается.

Видео, сумма штрафа за езду по обочине