Нефтида богиня чего. Египетская богиня нефтида. Отрывок, характеризующий Нефтида

Считалась сестрой Осириса и Исиды. Она была наименьшей дочерью Нут и Геба. С именем этого божества связано много легенд и мифов. Ей поклонялись, ее почитали, ей приносили дары и жертвы. Мифическое создание всегда изображается в образе девушки, на голове которой виднеется иероглиф, обозначающий ее имя. Про эту персону ходит много слухов. Нет точных, подтвержденных достоверными фактами сведений о богине. Так кем же она была? Кем являлись ее родители? Это нам и предстоит узнать.

Родители прославленной богини

Нефтида - дочь Геба и Нут. Её отец был богом земли. Его супруга, и одновременно сестра, считалась покровительницей неба. Геб являлся одним из самых главных божеств Древнего Египта. Его родителями были покровитель воздуха Шу и богиня влажности Тефнут. Древнеегипетские боги Геб и Нут, кроме Нефтиды, имели иных детей: Исиду, Осириса и Сета. Геб, будучи символом плодородия, считался добрым божеством. Он изображался всегда либо с лицом, либо с телом зеленого оттенка. Эта палитра олицетворяла цветущую растительность.

Один из мифов рассказывает, что древнеегипетские боги Нут и Геб вызывали презрение бога Ра тем, что всегда пребывали в объятиях друг друга. Покровитель солнца приказал их отцу, Шу, оторвать девушку от любимого и поднять высоко над землей. Тот так и сделал. В результате образовался небосвод, покровительницей которого стала Нут. Геб же, горюя о жене, непрерывно плакал. Таким образом на планете появились моря.

Знакомство с богиней

Богиня Нефтида получила свое первое и наиболее распространенное имя от древних греков. Кроме того, что девушка была сестрой вышеупомянутого Сета, некоторые источники называют ее еще и его супругой. А в Египте того времени браки между близкими родственниками не запрещались. А наоборот, поощрялись и были вполне нормальным явлением. Но супружеская жизнь Нефтиды и Сета не была счастливой. В одном тексте богиню даже называли «женщиной без влагалища». Неизвестно, чем вызвано подобное утверждение: или тем, что сама Нефтида не могла родить ребенка, или потому, что бесплодным был Сет.

Согласно другой мифологической традиции, Небетхет обманным путем обольстила другого своего брата - Осириса. И родила от него сына Анубиса - бога мумификации и бальзамирования. Несмотря на то что о богине существует много упоминаний в различных источниках, ее функции окончательно не ясны и по сей день. Так, не известны конкретные названия храмов и культовых сооружений, посвященных именно Небетхет. Историки-египтологи считают ее одной из самых древних богинь Страны пирамид. Представления об этой персоне претерпели мощные изменения за время существования Древнего Египта.

Изображение Небетхет

Чаще всего богиня Нефтида изображается в облике девушки. На ее голове красуется иероглиф. Он символизирующий имя женщины - Небетхет. Иногда рядом с образом божества можно увидеть и Исиду - ее сестру. Нередко Нефтида могла принимать облик коршуна. Но и тогда ее связь с родственницей не терялась. В образе хищной птицы богиня обычно охраняла либо умершего фараона, либо Осириса.

Но встречаются и изображения, на которых богиня представлена одновременно в двух обличьях: в образе женщины, за спиной которой виднеются крылья коршуна. Такой рисунок можно увидеть на роскошном нагрудном украшении Наличие крыльев связано с некой магической необходимостью. Когда сестры взмахивают ими, то они создают так называемый ветер жизни, позволяющий воскреснуть умершей особе. Вместе Исида и Нефтида охраняют саркофаги и колонну Джед, являющуюся символом постоянства.

Праздники, посвященные Нефтиде

Нефтида - богиня Египта, которой было посвящено как минимум два праздника. Первый отмечали в храме бога Гора. Собор располагался в Эдфу. Здесь 28 числа месяца фармути (сегодня это февраль-март) египтяне отмечали событие, называвшееся «Сердце Нефтиды ликует». Такое торжество необходимо связывать с именем самого Гора. Одновременно «День плача Исиды и Нефтиды» был не таким радостным праздником, как предыдущий. Торжество связано с культом Осириса. Об этом можно судить, исходя из названия мероприятия, где имя богини поставлено по соседству с именем ее сестры и супруги Осириса. Этот праздник отмечался с ноября по март.

Богиня Нефтида была особой, к которой обращались во время захоронения человека. Но вместе с этим ее звали и тогда, когда необходима была ее помощь во время рождения ребенка. Таким образом, Небетхет встречала первое дыхание новорожденного, затем она его провожала в последнюю земную дорогу. И она же встречала этого человека после его смерти у восточного неба. Нефтида считалась и одной из главных богинь плетения. Египтяне говорили, что она особенным образом связывалась с полосками льняной ткани, используемыми для обертывания мумий. Такие лоскутки часто называли «локонами Нефтиды».

Богиня рождения и смерти в древнеегипетской мифологии . Богиня гелиопольской Эннеады .

Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове (дом со строительной корзиной наверху). Нередко вместе с Исидой изображалась соколицей, крылатой женщиной, сидящих у ног и изголовья ложа с телом умершего .

Согласно древнеегипетской мифологии, Нефтида полюбила Осириса и, приняв облик его жены Исиды, зачала от него сына Анубиса (по другим версиям - отцом Анубиса был Сет или Ра) . Опасаясь гнева супруга Сета Нефтида бросила младенца в камышовых зарослях, где с помощью собак его нашла Исида . Сет решил отомстить брату. Согласно ранней версии легенды, он подстерёг Осириса на охоте и убил его. Более поздние версии сообщают, что Сет действовал в союзе с 70-ю заговорщиками . На один из праздников он приказал доставить красивый саркофаг и обещал подарить его тому, кому он придётся впору. Едва Осирис лёг в саркофаг, заговорщики захлопнули крышку, заколотили и бросили в Нил . (Согласно мемфиской легенде, тело Осириса бросили в реку, где тот пролежал три дня и три ночи, поедаемый рыбами) .

Услышав об убийстве мужа, Исида обрезала волосы, облачилась в траурные одеяния и отправилась на поиски Осириса. Ей во всём помогала Нефтида, бежавшая от Сета . Обретя тело Осириса женщины спрятали его в болотах близ города Буто , чтобы оплакать . Но Сет нашёл и разрубил тело брата на 14 (или 16, или 18) частей, а затем разбросал по Дельте .

Когда Анубис создал из собранных воедино членов Осириса мумию , Нефтида стояла у изголовья, а затем вместе с Исидой встречала умершего на восточном горизонте . Нефтида присматривала и оберегала маленького Гора . В «Текстах пирамид » Исида названа «родившей матерью», а Нефтида «кормящей матерью» Гора.

Нефтида являлась спутницей Ра во время его ночного плавания по подземным водам. Согласно «Текстам пирамид», Нефтида плавает в ладье вечности ночью, Исида - днём . Плутарх описывал Нефтиду как «владычицу всего неявленного и нематериального, в то время как Исида властвует над всем явленным и материальным». Нефтида рассматривалась одними авторами [какими? ] как богиня смерти, а другими [какими? ] - как аспект Чёрной Исиды. Часто Нефтида изображалась вместе с Исидой как её противоположность и в то же время как её дополнение, символизирующее ущербность, пассивность, неплодородные земли.

Считалась сестрой Осириса и Исиды. Она была наименьшей дочерью Нут и Геба. С именем этого божества связано много легенд и мифов. Ей поклонялись, ее почитали, ей приносили дары и жертвы. Мифическое создание всегда изображается в образе девушки, на голове которой виднеется иероглиф, обозначающий ее имя. Про эту персону ходит много слухов. Нет точных, подтвержденных достоверными фактами сведений о богине. Так кем же она была? Кем являлись ее родители? Это нам и предстоит узнать.

Родители прославленной богини

Нефтида - дочь Геба и Нут. Её отец был богом земли. Его супруга, и одновременно сестра, считалась покровительницей неба. Геб являлся одним из самых главных божеств Древнего Египта. Его родителями были покровитель воздуха Шу и богиня влажности Тефнут. Древнеегипетские боги Геб и Нут, кроме Нефтиды, имели иных детей: Исиду, Осириса и Сета. Геб, будучи символом плодородия, считался добрым божеством. Он изображался всегда либо с лицом, либо с телом зеленого оттенка. Эта палитра олицетворяла цветущую растительность.

Один из мифов рассказывает, что древнеегипетские и Геб вызывали презрение тем, что всегда пребывали в объятиях друг друга. Покровитель солнца приказал их отцу, Шу, оторвать девушку от любимого и поднять высоко над землей. Тот так и сделал. В результате образовался небосвод, покровительницей которого стала Нут. Геб же, горюя о жене, непрерывно плакал. Таким образом на планете появились моря.

Знакомство с богиней

Богиня Нефтида получила свое первое и наиболее распространенное имя от древних греков. Кроме того, что девушка была сестрой вышеупомянутого Сета, некоторые источники называют ее еще и его супругой. А в Египте того времени браки между близкими родственниками не запрещались. А наоборот, поощрялись и были вполне нормальным явлением. Но супружеская жизнь Нефтиды и Сета не была счастливой. В одном тексте богиню даже называли «женщиной без влагалища». Неизвестно, чем вызвано подобное утверждение: или тем, что сама Нефтида не могла родить ребенка, или потому, что бесплодным был Сет.

Согласно другой мифологической традиции, Небетхет обманным путем обольстила другого своего брата - Осириса. И родила от него сына Анубиса - бога мумификации и бальзамирования. Несмотря на то что о богине существует много упоминаний в различных источниках, ее функции окончательно не ясны и по сей день. Так, не известны конкретные названия храмов и культовых сооружений, посвященных именно Небетхет. Историки-египтологи считают ее одной из самых древних богинь Страны пирамид. Представления об этой персоне претерпели мощные изменения за время существования Древнего Египта.

Изображение Небетхет

Чаще всего богиня Нефтида изображается в облике девушки. На ее голове красуется иероглиф. Он символизирующий имя женщины - Небетхет. Иногда рядом с образом божества можно увидеть и Исиду - ее сестру. Нередко Нефтида могла принимать облик коршуна. Но и тогда ее связь с родственницей не терялась. В образе хищной птицы богиня обычно охраняла либо умершего фараона, либо Осириса.

Но встречаются и изображения, на которых богиня представлена одновременно в двух обличьях: в образе женщины, за спиной которой виднеются крылья коршуна. Такой рисунок можно увидеть на роскошном нагрудном украшении Наличие крыльев связано с некой магической необходимостью. Когда сестры взмахивают ими, то они создают так называемый ветер жизни, позволяющий воскреснуть умершей особе. Вместе Исида и Нефтида охраняют саркофаги и колонну Джед, являющуюся символом постоянства.

Праздники, посвященные Нефтиде

Нефтида - богиня Египта, которой было посвящено как минимум два праздника. Первый отмечали в храме Собор располагался в Эдфу. Здесь 28 числа месяца фармути (сегодня это февраль-март) египтяне отмечали событие, называвшееся «Сердце Нефтиды ликует». Такое торжество необходимо связывать с именем самого Гора. Одновременно «День плача Исиды и Нефтиды» был не таким радостным праздником, как предыдущий. Торжество связано с культом Осириса. Об этом можно судить, исходя из названия мероприятия, где имя богини поставлено по соседству с именем ее сестры и супруги Осириса. Этот праздник отмечался с ноября по март.

Богиня Нефтида была особой, к которой обращались во время захоронения человека. Но вместе с этим ее звали и тогда, когда необходима была ее помощь во время рождения ребенка. Таким образом, Небетхет встречала первое дыхание новорожденного, затем она его провожала в последнюю земную дорогу. И она же встречала этого человека после его смерти у восточного неба. Нефтида считалась и одной из главных богинь плетения. Египтяне говорили, что она особенным образом связывалась с полосками льняной ткани, используемыми для обертывания мумий. Такие лоскутки часто называли «локонами Нефтиды».

НЕБТУИ, богиня, олицетворяющая плодородие. Имя переводится как «владычица полей». Она покровительствовала городу Латополису. Жена Хнума. Функции ее близки функция Исиды, Хатор, Менхит. Впоследствии почитание Небтуи был оттеснено культом Нейт.

НЕЙТ. В Нейт соединялись одновременно мужское и женское начало, она имела функции демиурга. Нейт является создательницей семени богов и людей. Её называли «отец отцов и мать матерей». Считалось также, что Нейт обладает магической силой: лечит больных, отгоняет злые силы, поэтому она часто изображалась на подголовнике ложа в жилищах египтян. Богиня города Саис. Почитание ее было самым сильным в западной части дельты Нила и в Ливии, а впоследствии распространилось по всему Египту. Нейт считалась женой Хнума. Нейт изображали в виде женщины в короне Нижнего Египта, часто - кормящей грудью двух маленьких крокодилов. Её изображения обязательно содержат щит с двумя перекрещенными стрелами. Сначала на острове Элефантина и в Латополе главной богиней была богиня плодородия Небтуи, но со временем культ Нейт становится главнее. Нейт участвует также и в загробных церемониях, она связана с заупокойным культом тем, что является главой «дома бальзамирования». Вместе с Исидой, Нефтидой и Серкет изображалась на саркофагах в ящиках для канон. Когда ее сближали с Хатор, она получала функции богини войны и охоты. Один из эпитетов Нейт - «открывательница путей» (на запад, к Красному морю), то есть покровительница купцов и путешественников. Ей также подвластны воды реки и моря, в связи с этим она почитается как мать бога-крокодила Себека, а также вообще всех крокодилов. У древних феков была похожая богиня - Афина.

НЕМТИ, в более ранние времена его имя читали как Анти, бог в образе сокола. Его почитание пошло из города Иеракополя. В «Текстах пирамид» его называют «начальником своего нома» или «главой восточного нома». Особенно развилось его почитание, когда стали развиваться экономические связи с восточной пустыней и караванные пути к Красному морю.

1. Нейт. Настенная роспись

2. Статуэтка Нейт в виде женщины в короне Нижнего Египта

3. Немти, в более ранние времена его имя читали как Анти, бог в образе сокола. Резьба по дереву

НЕПЕРИ, его имя происходит от «непер» - «зерно», бог зерна. Изображался толстым человеком с туловищем, разрисованным колосьями. Сын Рененутет. Ему принадлежит эпитет «молодая вода», чтобы подчеркнуть его связь и покровительство им разливов Нила, которые способствуют урожаям зерна.

В более позднее время была создана сопутствующая ему богиня Непит. Ненери связан с загробным культом: олицетворяя семя, которое, будучи посеянным, всходит и помогает умершему возродиться. В заклинаниях о снабжении умерших нищей Непери выступает как бог нива, необходимого для ритуальных возлияний. День рождения Непери праздновали в первый день жатвы.

Непери - бог зерна. Изображался толстым человеком с туловищем, разрисованным колосьями или с колосьями в руках. Рельеф из Храма в Эдфу

НЕФЕРТУМ, бог растительности. Его почитание пошло из Мемфиса. Считался сыном Птаха и Сехмет. Изображался юношей в головном уборе в виде цветка лотоса, из которого поднимаются два пера. Атрибут Нефертума - лотос, символ рождения, процветания. В «Текстах пирамид» он назван «лотос из носа Ра».

НЕФЕРХОТЕП, имя переводится как «прекрасный доволен», бог луны. В Фивах найдены самые выдающиеся изображения его, так как там он особо почитался.

1. Нефертум - изображался юношей в головном уборе в виде цветка лотоса. Рельеф

2. Неферхотеп переводится как «прекрасный доволен», бог луны

НЕФТИДА, т ак древние греки называли египетскую богиню Небетхет, что переводится как «владычица дома». Она была младшей из детей Геба и Нут (Осирис, Исида, Сет, Нефтида). Во многих мифах выступает как жена Сета, но ее действия направлены против него. Ее собственная настоящая роль в египетской мифологии неясна, возможно, она существует лишь как пара Сету. Или как отождествление с неплодородными землями, тогда как Исида олицетворяла плодородные земли.

Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове. Она очень близка к своей сестре Исиде. Нефтида выступает вместе с Исидой в мистериях Осириса и во всех заупокойных магических обрядах. Она вместе с Исидой оплакивает Осириса, участвует в поисках его тела, охраняет его мумию, стоя у изголовья его ложа. Обе сестры у восточного неба встречают умершего. Изображения Нефтиды (вместе с Исидой, Нейт, Серкет) часто помещали на саркофагах и ящиках Для канон. Нефтида (как и Исида) выступает также покровительницей рожениц. Нефтида плавает в Ладье вечности ночью (Исида - днем). Нефтида и Исида изображаются соколицами, часто крылатыми женщинами.

1. Нефтида крылатая. Резьба по камню

2. Нефтида, Ра и Исида

3. Исида и Нефтида у трона Осириса, перед Осирисом лотос с четырьмя сыновьями Гора. Рисунок из «Книги мертвых» Хунифера. Ок. 1300 до н. э.

НЕХБЕТ, богиня царской власти, Нехбет почиталась как олицетворение могущества фараона, считалось, что она обеспечивает ему победу над врагами. Нехбет переводится как «розовый лотос». Ее почитание ведется из города Иераконноля, столицы Верхнего Египта, поэтому её изображали в белой короне Верхнего Египта. Священное животное Нехбет - коршун, поэтому к ее изображению прибавлялось изображение женщины с хохолком коршуна на голове. Иногда, сближая Нехбет с Уто, воплощавшейся в образе кобры, Нехбет изображали в виде змееголового коршуна. Эпитеты Нехбет - «белая из Нехена», «глаз Гора», позже к ним прибавлется эпитет «солнечное Око», тат как в народном сознании она сближается с другими богинями, почитавшимися как Око Ра, например Сехмет. Являлась также владычицей восточной пустыни, покровительницей горных работ (добычи золота и серебра), имела функции богини-матери, помогала при родах, поэтому её сближали с богиней плодородия Хекет. Во время праздника тридцатилетнего юбилея фараона «Хебсед» изображение Нехбет устанавливали на носу царской ладьи.

Нехбет - богиня-коршун, которая держит в своих лапах печать и кнут

НЕХЕБКАУ, имя переводится как «подающий души». Ему принадлежала власть над временем, также он способствовал плодородию и подавал пропитание. В загробных церемониях, Нехебкау стоит у входа в подземное царство. Обычно выступает как помощник Ра. Изображали его в образе змеи.

НУН, бескрайний и бездонный океан, олицетворение первозданного водного хаоса, изначальное космическое божество. Нун и его жена Наунет (олицетворение неба, но которому солнце плавает ночью) - первая пара богов, от них произошли все боги. Они члены гермопольской огдоады. От Нуна произошел Атум, глава гелиопольской эннеады.

Мрачное представлял зрелище Нун! Окаменевшие, холодные воды его, казалось, навечно застыли в неподвижности. Не было ни воздуха, ни тепла, ни света: все окутывал первозданный мрак, всюду царила тишина. И ничто не нарушало покоя. Проходили столетия, тысячелетия, а океан Нун оставался неподвижным.

Но однажды свершилось чудо. Вода вдруг заплескалась, заколыхалась, и на поверхности появился великий бог Атум.

Эпитет Нуна - «отец богов», его считали отцом Хапи, Хнума, иногда - Хенри и Атума. В Мемфисе Нун отождествлялся с Птахом, в Фивах - с Амоном. В мифе об истреблении людей Нун (или Атум) возглавляет совет богов, на котором богине-львице Хатор-Сехмет поручено наказать людей, замысливших зло против Ра.

НУТ, богиня неба. Входит в гелиопольскую эннеаду. Она дочь Шу и Тефнут, жена (одновременно сестра) Геба. Дети Нут - звёзды, движением которых она управляет, и солнце - Ра. Нут ежедневно проглатывает их, а затем рождает снова (гак происходит смена дня и ночи). Согласно мифу, Геб поссорился с пожиравшей детей Нут, и Шу разъединил супругов, оставив Геба внизу, а Нут подняв наверх. В Гелиополе детьми Нут являлись также Осирис и Сет, Исида и Нефтида. Эпитеты Нут - «великая», «огромная мать звезд», «рождающая богов». В Нут заключена тысяча душ. Нут связана с культом мертвых. Она поднимает умерших на небо и охраняет их в гробнице. Изображение Нут как бы смотрящей на мумию нередко помещалось на внутренней стороне крышки саркофага. Нут часто близка к другим богиням-матерям: Мут, Таурт, небесным коровам Хатор, Ихет и др.

1. Статуэтка Нехебкау из зеленого камня

2. Нун - бескрайний и бездонный океан изображался чаще всего в виде человека, держащего на воздетых кверху руках лодку. Фрагмент рисунка на папирусе

3. Нут, богиня неба

4. Дети Нут - звёзды, движением которых она управляет

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Братья: Хор-Ур , Сет , Осирис Сёстры: Исида Дети: Анубис Связанные персонажи: Анубис , Сет , Исида , Геб , Хор-Ур , Хор-Ур , Сешат , Селкет , Мин , Хнум , Хекат , Осирис Нефтида Нефтида

Нефтида (греч.), Небетхет (др.-егип. «Госпожа обители») - в египетской мифологии младшая из детей Геба и Нут , родилась в последний день года. Богиня гелиопольской Эннеады.

Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове (дом со строительной корзиной наверху). Считалась и почиталась женой Сета , но, судя по текстам, очень мало с ним связана. Её сущность в египетской религиозной литературе почти не раскрыта. В мифологических текстах, однако, Нефтида выступает вместе с сестрой Исидой в мистериях Осириса и во всех заупокойных магических обрядах. Она вместе с Исидой оплакивает Осириса, участвует в поисках его тела, охраняет его мумию, стоя у изголовья его ложа. Обе сестры у восточного неба встречают умершего. Нефтида являлась спутницей Ра во время его ночного плавания по подземным водам.

Нефтида, чье имя по-египетски произносится как Небетхет, рассматривалась одними авторами как богиня смерти, а другими - как аспект Чёрной Исиды. Нефтиду также иногда называли Владычицей Свитков и приписывали ей авторство скорбных песнопений и других гимнов. В этом облике она тесно ассоциировалась с Сешат, богиней - покровительницей архива царствующего дома фараонов, определяющей продолжительность их правления.

Особым временем суток для Нефтиды были предрассветные и закатные сумерки. Считалось, что она родилась в Секхеме, который был центром её культа. Плутарх описывал Нефтиду как «владычицу всего неявленного и нематериального, в то время как Исида властвует над всем явленным и материальным».

Несмотря на связь с Нижним Миром, Нефтида носила титул «Богини творения, которая живёт во всем». Её также считали богиней сексуальности и женским аналогом вечно возбужденного бога Мина. В Мендесе, в регионе нильской дельты, её чтили как богиню врачевания.

Часто Нефтида изображалась вместе с Исидой как её противоположность и в то же время как её дополнение, символизирующие ущербность, пассивность, неплодородные земли. Согласно сказкам папируса Весткар Нефтида вместе с Исидой, Хнумом и Хекет помогает роженице. Иногда вместе с Исидой она представляется в облике одной из соколиц, сидящих у ног и изголовья ложа с телом умершего. В эпоху Нового царства, Нефтида как одна из четырёх великих богинь-защитниц усопшего, часто изображалась на царских саркофагах, на северной стенке, непосредственно около головы усопшего.

Согласно «Текстам пирамид», Нефтида плавает в ночной барке (Исида - в дневной). Нефтида, Исида и Селкет отождествлялись с соколицами, поэтому их часто изображают на саркофагах в виде крылатых женщин, как защитниц умерших. В качестве ипостаси Нефтиды нередко выступала Сешат .

В честь Нефтиды назван астероид (287) Нефтида , открытый в 1889 году.

Напишите отзыв о статье "Нефтида"

Литература

  • Солкин В. В. Древний Египет. Энциклопедия. - Арт - Родник, 2005. - 480 с. 239 с.
  • Ди Трачи Регула . ГЛАВА 12. Двенадцатый час дня. Исида и другие божества. Исида и Нефтида // Мистерии Исиды. - Калифорния. - 94 с. 95 с.
  • Иена Бегга . Культ Чёрной Мадонны. - Нью-Йорк, 1989.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Нефтида

Потом он отвернулся с сердцем на свою слабость и стал докладывать ему о положении дел. Все ценное и дорогое было отвезено в Богучарово. Хлеб, до ста четвертей, тоже был вывезен; сено и яровой, необыкновенный, как говорил Алпатыч, урожай нынешнего года зеленым взят и скошен – войсками. Мужики разорены, некоторый ушли тоже в Богучарово, малая часть остается.
Князь Андрей, не дослушав его, спросил, когда уехали отец и сестра, разумея, когда уехали в Москву. Алпатыч отвечал, полагая, что спрашивают об отъезде в Богучарово, что уехали седьмого, и опять распространился о долах хозяйства, спрашивая распоряжении.
– Прикажете ли отпускать под расписку командам овес? У нас еще шестьсот четвертей осталось, – спрашивал Алпатыч.
«Что отвечать ему? – думал князь Андрей, глядя на лоснеющуюся на солнце плешивую голову старика и в выражении лица его читая сознание того, что он сам понимает несвоевременность этих вопросов, но спрашивает только так, чтобы заглушить и свое горе.
– Да, отпускай, – сказал он.
– Ежели изволили заметить беспорядки в саду, – говорил Алпатыч, – то невозмежио было предотвратить: три полка проходили и ночевали, в особенности драгуны. Я выписал чин и звание командира для подачи прошения.
– Ну, что ж ты будешь делать? Останешься, ежели неприятель займет? – спросил его князь Андрей.
Алпатыч, повернув свое лицо к князю Андрею, посмотрел на него; и вдруг торжественным жестом поднял руку кверху.
– Он мой покровитель, да будет воля его! – проговорил он.
Толпа мужиков и дворовых шла по лугу, с открытыми головами, приближаясь к князю Андрею.
– Ну прощай! – сказал князь Андрей, нагибаясь к Алпатычу. – Уезжай сам, увози, что можешь, и народу вели уходить в Рязанскую или в Подмосковную. – Алпатыч прижался к его ноге и зарыдал. Князь Андрей осторожно отодвинул его и, тронув лошадь, галопом поехал вниз по аллее.
На выставке все так же безучастно, как муха на лице дорогого мертвеца, сидел старик и стукал по колодке лаптя, и две девочки со сливами в подолах, которые они нарвали с оранжерейных деревьев, бежали оттуда и наткнулись на князя Андрея. Увидав молодого барина, старшая девочка, с выразившимся на лице испугом, схватила за руку свою меньшую товарку и с ней вместе спряталась за березу, не успев подобрать рассыпавшиеся зеленые сливы.
Князь Андрей испуганно поспешно отвернулся от них, боясь дать заметить им, что он их видел. Ему жалко стало эту хорошенькую испуганную девочку. Он боялся взглянуть на нее, по вместе с тем ему этого непреодолимо хотелось. Новое, отрадное и успокоительное чувство охватило его, когда он, глядя на этих девочек, понял существование других, совершенно чуждых ему и столь же законных человеческих интересов, как и те, которые занимали его. Эти девочки, очевидно, страстно желали одного – унести и доесть эти зеленые сливы и не быть пойманными, и князь Андрей желал с ними вместе успеха их предприятию. Он не мог удержаться, чтобы не взглянуть на них еще раз. Полагая себя уже в безопасности, они выскочили из засады и, что то пища тоненькими голосками, придерживая подолы, весело и быстро бежали по траве луга своими загорелыми босыми ножонками.
Князь Андрей освежился немного, выехав из района пыли большой дороги, по которой двигались войска. Но недалеко за Лысыми Горами он въехал опять на дорогу и догнал свой полк на привале, у плотины небольшого пруда. Был второй час после полдня. Солнце, красный шар в пыли, невыносимо пекло и жгло спину сквозь черный сюртук. Пыль, все такая же, неподвижно стояла над говором гудевшими, остановившимися войсками. Ветру не было, В проезд по плотине на князя Андрея пахнуло тиной и свежестью пруда. Ему захотелось в воду – какая бы грязная она ни была. Он оглянулся на пруд, с которого неслись крики и хохот. Небольшой мутный с зеленью пруд, видимо, поднялся четверти на две, заливая плотину, потому что он был полон человеческими, солдатскими, голыми барахтавшимися в нем белыми телами, с кирпично красными руками, лицами и шеями. Все это голое, белое человеческое мясо с хохотом и гиком барахталось в этой грязной луже, как караси, набитые в лейку. Весельем отзывалось это барахтанье, и оттого оно особенно было грустно.