Компоненты умк «Английский в фокусе. Аналитический обзор УМК по английскому языку «Enjoy English» и «Spotlight» с точки зрения организации проектной деятельности Пособия по английскому языку средней школы

Учебно-методический комплекс «English» («Английский язык»)

Предметная линия учебников «Английский язык 2-11» (авторы Кузовлев В.П., Лапа Н. М., Перегудова Э.Ш. и др.) в соответствии с регламентом, принятым Министерством образования и науки РФ, включена в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Научным руководителем авторского коллектива является академик Пассов Е.И, автор программы-концепции коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур».

Завершенная линия учебников для 2-11 классов общеобразовательных учреждений разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) и Примерной программы начального общего образования по иностранному языку, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и Примерной программы основного общего образования по иностранному языку. Содержание учебников соотнесено также с Фундаментальным ядром содержания общего образования, Программой формирования универсальных учебных действий и другими основными документами, обеспечивающими реализацию ФГОС. Содержание всех учебников позволяет достичь планируемых результатов обучения, предусмотренных ФГОС: личностных, метапредметных и предметных.

Название учебника: «English» («Английский язык»)

Предмет: иностранный язык (английский)

Класс: 2 - 4

Издательство: «Просвещение»

Тип образовательного учреждения: общеобразовательное

Завершенность предметной линии: завершена

Состав УМК:

Книга для учащихся (Student"s Book) с 2011г. выходит в двух частях с диском ABBYY

Рабочая тетрадь (Activity Book)

Книга для чтения

Книга для учителя (Teacher"s Book)

Аудиоприложение (CD MP3)

- грамматический справочник с упражнениями (Grammar Book with Exercises)

- прописи (Handwriting Book)

- электронное приложение

Контрольные задания для 2 - 4 классов (Assessment Tasks. 2-4)

Аудиокурс к контрольным заданиям для 2 - 4 классов (Assessment Tasks. 2 - 4. MP3)

Наглядно-дидактический материал

Демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями

Учебные фильмы для учителей (с фрагментами уроков)

Положительным моментом для выбора этого УМК является наличие полного методического портфеля, который, с одной стороны, обеспечивает преемственность между начальной, средней и старшей школой, а с другой стороны - избавляет учителя от рутинной работы и освобождает время для создания действительно продуманных творческий уроков. Авторами УМК созданы рабочие программы, календарно-тематическое поурочное планирование. Кроме того, сняты фильмы по технологии коммуникативного иноязычного образования, создан сайт УМК, на котором регулярно появляются все новинки УМК, можно найти исчерпывающие ответы на все вопросы по работе с составными частями предметной линии, получить консультацию по интересующим вопросам. Таким образом, интернет-поддержка предоставляет не только учителям, но и учащимся возможность получать дополнительные материалы и дополнительные упражнения, рассчитанные на разные уровни обученности, дополнительные материалы для подготовки к итоговой аттестации, знакомит с лучшими ученическими проектами, дает возможность размещать свои собственные проекты, скачивать необходимые аудиокурсы в формате MP3.

Учебник построен в соответствии с базисным учебным планом: 2 часа в неделю для 2-4 классов и 3 часа в неделю для 5-11 классов. Материал в учебниках организован в циклы. Исключение составляет Учебник для 2 класса, где материал поделен на 2 полугодия и объединен в единую сюжетную линию. Каждый цикл в Учебниках имеет свое название и знакомит российских школьников с определенной сферой жизни их сверстников из англоязычных стран. В основу овладения речевым материалом во всех учебниках положен принцип комплексности, предполагающий взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности.

Циклы имеют единую структуру, которая включает в себя

уроки формирования произносительных навыков (2 кл.)

уроки формирования лексических навыков

уроки формирования грамматических навыков

уроки совершенствования речевых навыков в монологической и диалогической формах речи

уроки развития умения самоконтроля и самооценки

В Учебник включено несколько приложений:

Грамматический справочник;

Лингвострановедческий справочник, дающий краткие пояснения некоторых фактов культуры стран изучаемого языка и России;

Англо-русский словарь;

Список имен собственных и географических названий;

Таблица форм неправильных глаголов;

Приложение «Учись учиться», содержащее памятки для формирования СУУ и универсальных учебных действий.

Учебники тесно связаны с другими компонентами УМК. В них содержатся ссылки на Рабочую тетрадь и книгу для чтения.

Рабочая тетрадь предназначена для активизации и систематизации представленного в Учебнике материала. Каждый урок в Рабочей тетради соотносится с соответствующим уроком в Учебнике и имеет одинаковое с ним название. Рабочие тетради используется как на уроке, так и дома. Если в Учебнике большинство упражнений построено на материале детской культуры англоязычных стран, то в Рабочей тетради многие упражнения основаны на родной культуре, что позволяет детям глубже осознать ее особенности. Рабочие тетради содержат раздел “All about me”, в котором учащиеся пишут о себе, своей семье, друзьях, школе, городе и т. д.

Книга для чтения составлена таким образом, чтобы домашнее чтение органически включалось в содержание всего цикла уроков, развивая и углубляя его содержание. Обучение чтению строится на отрывках из художественных произведений, предназначенных для учащихся данной возрастной группы и популярных среди английских и американских сверстников. В книгу для чтения наряду с произведениями классиков детской литературы включены отрывки из произведений наиболее популярных современных авторов. В неё также вошли разнообразные типы аутентичных текстов: короткие рассказы, отрывки из литературных произведений, комиксы, стихи, и т.д. Тексты сопровождаются разнообразными упражнениями для развития умения читать. Книга для чтения снабжена англо-русским словарём, лингвострановедческим справочником, списком личных имён и географических названий.

Прописи для 2 класса содержат занимательные развивающие задания, выполняя которые учащиеся не только учатся правильно писать буквы английского алфавита, но и становятся участниками забавных историй, знакомятся со сказочными героями. Овладение написанием букв английского алфавита происходит в той последовательности, в которой они изучаются в учебнике.

Контрольные задания содержит четвертные и годовые контрольные работы и задания к ним в тестовых форматах по всем видам речевой деятельности. Каждая из контрольных работ соотносится с материалом циклов уроков в УМК “English 2-11”, разработана с учетом изучаемого в них лексико-грамматического материала и построена в соответствии с форматами и требованиями итоговой аттестации для начальной школы. Этот компонент УМК помогает учащимся как можно лучше подготовиться к новым объективным формам и средствам итогового контроля, которые предполагается применять при проведении итоговой аттестации по окончании начальной школы, а учителю грамотно организовать оценку учебных достижений учащихся в основных видах речевой деятельности. В компонент также входит компакт-диск (СD) в формате MP3, который содержит тексты контрольных заданий для проверки умения понимать речь на слух.

Грамматический справочник с упражнениями содержит грамматические правила с иллюстрациями и примерами, обеспечивающими пошаговое овладение материалом, упражнения для более прочного усвоения грамматических явлений, раздел «Проверь себя», состоящий из вопросов и упражнений на проверку пройденного материала, а также ключи ко всем упражнениям для самопроверки. Грамматический справочник может использоваться как самостоятельное пособие родителями, желающими помочь ребенку в более глубоком усвоении основ грамматики английского языка.

Аудиоприложение (CD, MP3) призвано помочь ученикам лучше овладеть произносительной стороной речи и умением понимать речь на слух. В аудиоприложении все упражнения записаны носителями языка.

Учебный диск представляет собой компонент УМК, включающий: аудиокурс (в формате MP3), содержащий аутентичные аудиозаписи текстов и упражнений для совершенствования произносительной стороны речи, а также для дальнейшего развития умения понимать речь на слух; электронный словарь ABBYY Lingvo, позволяющий не только получить перевод незнакомых слов, но и прослушать их правильное произношение; интерактивную программу ABBYY Lingvo Tutor, содержащую дополнительные комплексы упражнений для более прочного овладения новыми лексическими единицами уроков.

УМК разработан на основе концепции коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур». Эта концепция полностью соответствует требованиям нового образовательного стандарта. В учебниках данного УМК эти требования реализованы через четыре глобальных аспекта иноязычного образования - познавательный (социокультурный), развивающий, воспитательный и учебный. УМК не только обеспечивает обучение английскому языку, но и развивает индивидуальность ученика в диалоге культур. Используется деятельностный подход, ведущей целью является формирование коммуникативной компетенции, которая, в свою очередь, включает лингвистический, социолингвистический и прагматический компоненты. Последний компонент означает практическое овладение изучаемым языком с учетом личностных характеристик ученика, особенностей его предыдущего языкового опыта, культуры, приобретенных ранее умений и навыков (в том числе общеучебного характера). Под практической целью обучения иностранному языку в методике принято понимать необходимость обеспечить допрофессиональный уровень владения языком, позволяющий последующее доучивание в соответствии с потребностями специальности или личными интересами учащихся.

В УМК «Английский язык» нашел отражение социокультурный подход в обучении (Е.И.Пассов, В.В.Сафонова, П.В.Сысоев, С.Г.Тер-Минасова). Уроки по данному УМК спланированы таким образом, что учитель стремится создать условия для формирования у учащихся межкультурной компетенции, предполагающей интерес к особенностям чужой культуры, к установлению полилога культур через использование в учебном процессе аутентичных (взятых из жизни) материалов. Центральное место в педагогическом процессе должно занять формирование способности к межкультурной коммуникации, что особенно важно сейчас, когда «смешение народов, языков, культур» достигло невиданного размаха и, как всегда, остро встала проблема воспитания терпимости к чужим нравам и обычаям, пробуждения уважения и интереса к ним. Поэтому одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка и, как следствие, формирование социокультурной компетенции учащихся.

Целью познавательного (социокультурного) аспекта является овладение знаниями о культуре другого народа, включая знания о языке как части иностранной культуры. Для этого в УМК используются различные средства:

Отображение актуальной действительности (иллюстрации, фото, слайды, компьютерные программы, анкеты, билеты, этикетки, репродукции картин художников стран изучаемого языка);

Отрывки из текстовых произведений (художественной, справочной и научно-энциклопедической литературы, материалов СМИ, путеводителей, карт и т. п.);

Аутентичные диалоговые тексты для высказываний; объяснение и показ строя языка; речевые образцы; правила-инструкции; структурные и функциональные обобщения;

Фоновые знания, содержащиеся в топонимике, пословицах, крылатых выражениях, безэквивалентной лексике; сведения о невербальных средствах общения и многое другое.

Выбор учителем УМК для обучения иностранному языку также предполагает не только знание им всех входящих в него компонентов, но и понимание их дидактического значения. Эффект использования каждого компонента возможен лишь в том случае, когда учитель знает - что, где и когда целесообразно использовать в образовательном процессе. Сама идея УМК заключается в том, чтобы максимально активизировать и интеллектуальную, и эмоциональную сферы личности учащихся, задействовать все каналы поступления информации. Исключение хотя бы одного компонента, включённого авторами в УМК, отрицательно скажется на результатах обучения, так как нарушит заложенную в него систему. В связи с этим желательно следовать рекомендациям книги для учителя. В циклах содержится избыточный материал, который обеспечивает ученикам возможность выбора материала в зависимости от интересов, способностей и уровня обученности. Избранный подход дает возможность последовательно осуществлять принцип индивидуализации обучения, позволяя более способным учащимся усваивать материал, выходящий за рамки базового курса.

УМК прошли проверку временем. При переизданиях устранены недостатки, выявленные в ходе их использования, а также учтены пожелания учеников, учителей, рекомендации методистов. Содержательная сторона учебника подверглась сокращению и обновлению в изданиях 2010-2011гг. Заменены устаревшие сведения и сведения, потерявшие актуальность для современных подростков. Сокращён объём новых лексических единиц (ЛЕ), предназначенных как для продуктивного, так и для рецептивного усвоения. Усилилась повторяемость речевого материала, а также работа над грамматической стороной речи. Достоинством данного УМК является его соответствие учебным целям, возрастным особенностям и интересам детей, современным технологиям обучения, а также его эффективность при индивидуальных занятиях с детьми. Избранная структура учебника и методика изложения опирается на современные педагогические технологии. Учебник содержит достаточно упражнений для организации различного рода учебной деятельности. Упражнения продуманы, удачно подобран иллюстративный ряд. Учебник успешно решает задачу, поставленную авторами: развитие индивидуальности в диалоге культур.

Отличительной чертой УМК является то, что основная часть груза по соблюдению закона адекватности при воплощении ее в учебниках снята с учителя и взята на себя авторами учебников: все уроки спланированы так, что их можно использовать как готовые сценарии. Это обеспечит «прожиточный минимум» грамотности и основу управления процессом, соблюдение системы планирования. В таком подходе - основа дальнейшего творчества учителя, избавленного от рутинного планирования, на которое у него почти нет времени. Творчество можно и нужно проявлять, главным образом, в процессе воплощения учебника в конкретном классе и в планировании резервных уроков (их, как правило, 20 %).

Положительным является то, что предлагаемая Концепция отказывается от контроля, используемого на основе политики «кнута и пряника», поскольку это превращает образовательную деятельность в противоборство учителя и учеников и противоречит взаимодействию как сути общения.

Контроль по самой своей природе агрессивен, поэтому дело не в его усовершенствовании. Снять отрицательные свойства контроля можно только одним путем - сделать его средством управления процессом образования. В этом случае выявляются те «инструменты», с помощью которых это управление осуществляется. Для учителя это: открытый контроль, скрытый контроль, коррекция, наблюдение, учет, оценка, отметка. Для ученика - самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка и взаимооценка. Генеральной линией следует считать при этом перевод учащихся на режим самоконтроля. Их следует учить, как контролировать и корректировать себя. В результате они избавятся от иждивенчества, ибо будут обладать собственным психофизиологическим аппаратом регуляции своей деятельности, а это воспитывает ответственность в человеке.

При всех положительных качествах УМК есть некоторые отрицательные стороны. Прежде всего, это перегруженность некоторых тем лексическими единицами и грамматическими структурами. Соответственно, эти темы требуют большего количества уроков (часов), отведенных на их отработку. Для выполнения некоторые домашних заданий необходимо большое количество времени, отдельные уроки перенасыщены лексическим материалом, недостаточно упражнений для отработки и закрепления некоторых грамматических явлений (для высказываний учащихся по речевому образцу, например, требуются дополнительные опоры). Кроме того, сама форма отдельных упражнений затрудняет работу, так как пункты заданий не имеют нумерации, а выделены маркером-списком.

В целом, данная предметная линия учебников позволяет учителю работать творчески, развивает личность учащегося и позволяет достичь планируемых результатов обучения, предусмотренных ФГОС: личностных, метапредметных и предметных.

Для продуктивного овладения учащимися всеми аспектами иноязычной культуры предусмотрена система средств (памятки и специальные упражнения) для развития у учащихся умения учиться, разработанных с учетом специфики всех видов заданий. Данная система призвана вооружить учащихся рациональными приемами овладения ИК и подготовить к самостоятельной работе над языком не только в классе, но и дома.

В УМК большое значение отводится играм как способу обучения иноязычной устной речи. Именно в этом виде упражнений формируются основные компоненты самостоятельной учебной деятельности (упражнения “Let"s play”, “Let"s sing”, “Role play”).

В данном УМК предоставлено много возможностей для развития способностей к самостоятельной работе над языком, а следовательно, и способностей к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие универсальных учебных действий является тем механизмом, который обеспечивает самостоятельность учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

В УМК «Английский язык» реализован подход от «звука к букве», от звуковой формы слова к его графической форме, то есть «путь звукового письма». Этот подход показал свою эффективность на практике. Подход от «звука к букве» работает при обучении чтению детей уже овладевших (во время устного вводного курса во 2 классе) элементарными умениями устной речи. Подход этот продуктивный. При обучении технике чтения используется особая технология, которая предусматривает овладение детьми транскрипцией как зрительной опорой для усвоения алфавита и правил чтения, что облегчает овладение умением читать на английском языке. (Приложение Л)

Слова, которые читаются не по правилам;

Слова, которые пишутся по-разному, а читаются одинаково.

Подход от «звука к букве» близок и понятен ученику младшей школы (и учит читать). Основным условием эффективности такого подхода является устный вводный курс (1 четверть 2 класса). Так создаются условия для перехода к чтению и письму, близкие условиям чтения на родном языке. Использование транскрипции помогает детям в дальнейшем усвоить чтение гласных, чтение буквосочетаний.

Учебный аспект является средством реализации познавательного (социокультурного), развивающего и воспитательного аспектов иноязычнойкультуры. На первом году в области обучения чтению используется комплексный подход, перед учеником 2 класса ставятся следующие задачи:

Научиться пользоваться англо-русским словарем;

Изучить алфавит;

Научиться пользоваться лингвострановедческим словарем;

Научиться читать по правилам: согласные, имеющие устойчивые однозначные графемно-фонемные связи; согласные, имеющие разное звучание в зависимости от позиции в слове; некоторые сочетания согласных, образующих новый звук (sh, ch, nk, ng, th);

Научиться догадываться о значении лексических единиц по рисункам, по аналогии с родным языком, по контексту (Приложение Л);

Развить скорость чтения.

Обучение чтению гласных букв - задача второго года обучения. В 3 классе чтение выступает как средство и цель обучения иноязычной культуре. Продолжается работа над техникой чтения. Основное внимание уделяется обучению правилам чтения гласных букв и их некоторых сочетаний. Ученик учится понимать тексты.

В 4 классе чтение выступает как средство и цель обучения иноязычной культуре. Развитие умения читать остается одной из главных целей обучения в 4 классе, реализация которой происходит как в Учебнике, так и в Книге для чтения. Согласно программе, по окончании 4 класса школьники, овладевающие деятельностью чтения на английском языке, должны уметь читать вслух с правильным ударением и интонацией, понимать содержание текстов, находить в тексте интересующую информацию.

Очень важно, что на начальном этапе обучения чтению тексты и фразы напечатаны крупным шрифтом. Это позволяет избегать зрительного переутомления.

Овладение чтением на английском языке представляет достаточную трудность для учащихся, родным языком которых является русский и в силу различий, существующих между алфавитами, и в силу графических и орфографических особенностей английского языка. Некоторые дети имеют затруднения при обучении чтению. Так, например, не всем сразу удается сопоставить букву «Cc» со звуком [k], научиться чтению гласных в сочетании с другими буквами (ear, ai, all, au, ir,ur, er). Но в целом, дети усваивают навыки чтения достаточно хорошо.

Данный УМК обеспечивает осознанное овладение грамматической стороной речи. Стратегия овладения речевым материалом от рецептивных видов речевой деятельности к продуктивным распространяется и на овладение грамматической стороной речи.

Процесс овладения грамматической стороной речи включен в общий контекст общения и происходит в специально отобранных, коммуникативно-ценных речевых образцах; во взаимосвязи с обучением чтению и лексической стороной речи; сознательно, с использованием правил-инструкций.

Комплексы упражнений в Учебнике и Рабочей тетради помогают формировать и развивать грамматические навыки; развивается способность к выявлению языковых закономерностей при выведении правил. Обеспечивается большая повторяемость грамматического материала в новых ситуациях общения и разных видах деятельности. Некоторые условно-речевые упражнения включены в качестве дополнительных упражнений в Книге для учителя. Процесс обучения грамматической стороной речи происходит не изолированно, он включен в общий контекст общения, когда используются различные ситуации. Формирование грамматических навыков проходит определенные стадии от восприятия грамматического явления до его репродукции.

Уроки по формированию грамматических навыков имеют следующие черты: в каждом грамматическом явлении выделяются функциональные и формальные особенности, которые подаются не сразу, а порциями. Работа по формированию навыков строится с учетом того, чем учащиеся уже овладели Например, Past Simple подается в сравнении с Present Simple (4 класс, упр.1, 2, стр. 9 - 10); Present Perfect - с Past Simple (4 класс, упр. 1, 2, стр.69 - 70). (Приложение М)

На уроках формирования грамматических навыков выделяются следующие основные этапы: презентация грамматического явления и автоматизация грамматического явления. Необходимо, чтобы ученики поняли, когда употребляется данное грамматическое явление и как образуется.

Показ функционирования явления происходит на примере текстов разного характера (диалогического, монологического). Учащиеся слушают (со зрительной опорой) или читают текст и отвечают на предложенные в Учебнике вопросы, находя и читая предложения с данным грамматическим явлением. Многие упражнения дают учащимся возможность подумать и проанализировать особенности грамматического явления, развивая, таким образом, их способность к выявлению языковых закономерностей и выведению правил.

Использование правил-инструкций делает процесс овладения грамматическим явлением сознательным и таким образом помогает учащимся лучше овладеть явлением. Таким образом, овладение грамматическим явлением происходит фактически на основе овладения речевым образцом.

Автоматизация употребления грамматического явления осуществляется в ходе выполнения следующих упражнений:

Имитативных, когда учащиеся считывают и повторяют за диктором грамматическую форму в готовом виде. Происходит запоминание формальной стороны модели.

Подстановочных, когда учащиеся в речевой образец подставляют лексические единицы - упражнение 2, страница 58, (4 класс, рабочая тетрадь); упражнение 1, страница 74, (4 класс, рабочая тетрадь). Тем самым увеличивается способность к репродукции на основе аналогии.

Трансформационных, когда учащиеся трансформируют грамматическую форму - упражнение 2, страница 70 (2 класс, рабочая тетрадь), упражнение 2, страница 84 (2 класс, рабочая тетрадь). (Приложение Н)

Репродуктивных, когда учащиеся самостоятельно воспроизводят грамматическую форму - упражнение 2, страница 62 (4 класс, рабочая тетрадь), упражнение 2, страница 75 (4 класс, рабочая тетрадь). (Приложение Н)

На уроках по формированию грамматических навыков используется данная выше последовательность упражнений, и это помогает развивать грамматические навыки учеников.

В УМК «Английский язык» (В.П. Кузовлева) большое внимание уделяется обучению письменной речи, а именно графике, каллиграфии и орфографии. При овладении графической стороной английского языка учащиеся пишут полупечатным шрифтом, что в дальнейшем значительно облегчает процесс обучения чтению, благодаря сходству начертания букв. Для того, чтобы запомнить графические образы буквы и закрепить навык ее написания, сформировать умение писать слова, словосочетания и предложения, учащиеся выполняют специально подобранные упражнения в рабочей тетради.

Письмо также рассматривается как цель и как средство обучения. В УМК поставлены следующие задачи в области письма: овладеть правилами английской каллиграфии, овладеть правилами орфографии в соответствии с изученными правилами чтения согласных; научиться сообщать в письменном виде элементарные сведения о себе. Обучение каллиграфии в УМК-2 начинается с первого урока и проходит несколько стадий. Во 2 классе в 1 четверти в рабочей тетради ученики обводят слова по контуру, затем пишут в Прописях буквы, названия которых они могут прочитать по транскрипции. Учащиеся списывают или вписывают в речевой образец слова полупечатным шрифтом.

Во второй, третьей и четвертой четвертях ученики самостоятельно пишут полупечатным шрифтом. Для развития навыков орфографии и письма в Учебнике и Рабочей тетради даются упражнения под рубрикой «Учитесь писать правильно», “Words for Frederick”, “All about me”, “In your culture”.

В 3, 4 классах ученики учатся письменно фиксировать ключевые слова, для устного высказывания; выписывают из текста нужную информацию; пишут письмо или рассказ по аналогии с образцом (упражнения в разделе “Writing”).

Формирование творческой письменной речи также есть в данном УМК. Дети учатся отвечать на письмо друга, пишут письмо Санта Клаусу, пишут книгу о придуманном друге, о себе и своей семье, опираясь на ключевые слова.

Данный российский УМК позволяет успешно развивать речевые способности учащихся, учитывает опыт учащихся на родном языке, соответствует их возрастным возможностям и интересам и поэтому обеспечивает высокую мотивацию в процессе обучения английскому языку.

В каждом учебнике в качестве собеседников выступают знакомые сказочные герои - драконы, монстры, животные.

В начальной школе игра остается ведущим видом деятельности, поэтому все ситуации и темы для общения носят игровой характер.

В связи с тем, что в УМК используется правило избыточности речевого материала, в речи усваивается только тот речевой материал, который соответствует индивидуальности каждого учащегося. Из лексических групп дети выбирают и используют в речи только те слова, которые лично им необходимы. Это способствует более прочному усвоению материала. В этом УМК используется стратегия «выбирая и используя, овладевай».

В среднем ученик запоминает три, четыре слова за урок. При этом некоторые слова схожи по звучанию с родным языком учащихся и не представляют трудностей для овладения.

В УМК дети изучают следующие темы: «Семья», «Помощь по дому», «Игры и игрушки», «Праздники», «Свободное время», «Занятия спортом», «Путешествия», «Друзья», «Любимые питомцы» и «Любимые персонажи». У детей развивается догадка по аналогии с родным языком, по рисунку и по контексту.

В УМК тщательно отобран и дозирован для данного возраста речевой материал. Предусмотрен невысокий темп продвижения, чтобы у учащихся не сложилось убеждение, что они не способны усвоить материал, организована большая повторяемость материала в новых ситуациях общения.

Данный УМК соответствует возрастным интересам учащихся за счет организации обучения на основе диалога культур. Овладение речевым материалом сопровождается познанием интересных фактов родной культуры и страны изучаемого языка.

Семантизация новых лексических единиц осуществляется в процессе восприятия текстов разного характера: высказываний британских и американских детей, диалогов, подписей к картинкам.

Речевой образец сопровождают, как правило, упражнения, направленные на формирование лексических и грамматических навыков говорения. Иногда содержательное заполнение образца вызывают у учащихся трудности. Нужно показать учащимся возможные пути превращения любого высказывания в «свое»: взять в готовом виде из текста то, что согласуется с их мыслями и чувствами.

Все темы и ситуации для общения соответствуют возрастным способностям младших школьников. Детям интересно слушать, читать, беседовать и писать об этом.

В данном УМК разумно используются и сочетаются все известные технологии раннего обучения, что сближает его с лучшими современными учебниками, а по оформлению не уступает этим учебникам, превосходя их по информационной насыщенности. В полной мере реализуется принцип наглядности, который способен сделать уроки английского языка более разнообразными, доступными и развивающими. Представленный в учебниках и рабочих тетрадях зрительный ряд выполняет различные дидактические функции. Вот наиболее очевидные из них:

красочные рисунки служат для семантизации лексики (учащиеся очень легко справляются с заданиями этого типа);

речевые образцы построены таким образом, что они обеспечивают адекватное использование новых лексических единиц или грамматических явлений. Наличие таких схем помогает детям свободно включаться в беседу или строить монологическое высказывание;

сюжетные картинки способствуют формированию умений в устной речи в разных ее формах: монологической (учащиеся описывают сказочных героев, сюжеты, изображенные на картинках) и диалогической;

иллюстрации к печатным и аудитивным текстам служат опорой для понимания прочитанного и услышанного.

Использование в данном УМК яркой наглядности, интересных сюжетных линий, аудиокассет оказывает огромную помощь в освоении новых лексических единиц, развитии навыков чтения и речи, создании возможностей объективного контроля, снятии психологических трудностей и барьеров, возникающих так или иначе у детей младшего школьного возраста (стеснительность, нежелание говорить). Все вышеперечисленное служит привитию интереса к изучению английского языка, а также предоставляет дополнительные возможности к выполнению каких-либо заданий сверх нормы на тренировку, закрепление изученного материала.

Таким образом, основными отличительными характеристиками УМК «English» являются следующие.

Серия УМК очень удобно разделена по классам (в младшей школе по четвертям). Структуры уроков в каждой четверти несколько отличаются друг от друга, это объясняется спецификой целей обучения на каждом конкретном этапе. Все уроки являются комплексными.

Главной целью познавательного (социокультурного) аспекта ИК в УМК является духовное совершенствование учащихся на базе знакомства и понимания детской культуры англоязычных стран в ее диалоге с родной культурой.

Интерес представляет и концепция диалога культур, в которой образовательная цель понимается как овладение учеником иноязычной культурой. Развитие индивидуальности происходит за счет того, что ученик овладевает не только знаниями, умениями и навыками, а иноязычной культурой.

Одной из главных отличительных черт данного УМК является то, что перед каждым уроком (в книге для учителя) четко определяются цели не только в учебном, но также в познавательном, развивающем и воспитательном аспектах.

Каждое упражнение в УМК познавательно, так как строится на интересном для младшего школьника факте культуры (англоязычных стран или родной), и не только чему-то обучает, но также развивает и воспитывает учащихся.

Особенность данного УМК заключается в том, что технология обучения основывается на комплексном подходе к овладению основными видами речевой деятельности. Новый материал усваивается одновременно во всех четырех видах речевой деятельности, когда участвуют все анализаторы: слуховой, речедвигательный, зрительный и моторно-графический, что не только способствует более прочному усвоению материала, но и позволяет ученику компенсировать недостающую способность за счет более развитых.

Каждый урок представлен, как сценарий в полном объеме, включая материал для аудирования и чтения.

Широко представлены творческие виды деятельности (проекты)

Предусмотрены учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. УМК разработан в соответствии с психологическими особенностями младших школьников, учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

В полной мере реализуется подход к развитию личностных качеств и способностей ребенка в процессе приобретения им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Познавательная и коммуникативная деятельность организованы на основе зрительного восприятия реалий детской культуры (сказочные герои, герои мультфильмов, литературные герои).

Большое количество заданий побуждают детей создавать собственную книжку, придуманного друга, волшебный остров.

В УМК широко использованы самые разнообразные игры.

В данном УМК акцент сделан и на коммуникативную, и на познавательную функцию языка.

УМК (В.П. Кузовлева) помогает формировать положительное отношение к предмету и способствует развивать разные виды мотивации.

УМК способствует формированию мотивации успеха учащихся.

Требования к УМК по английскому языку с учетом ФГОС

В настоящее время требования, предъявляемые к планируемым результатам обучения, заставляют современного педагога-учителя особо тщательно подходить к вопросу выбора учебно-методического комплекса. Качество образования и качество урока напрямую зависят от качества используемого учебного пособия. Данная проблема еще более актуальна при обучении иностранному языку, т.к. специфика предмета определяет возможность искусственного создания языковой среды не только во время аудиторных занятий, но и во время самостоятельной работы. Таким образом, тот самый пресловутый учебник должен быть предельно приближен и соответствовать нормативам того языка, на котором говорят носители языка в реальной жизни. С другой стороны учебник должен быть настолько логично и прозрачно сконструирован, чтобы обучающийся мог воспользоваться им для самообучения и самообразования.

Поскольку задача современной образовательной системы, по определению ФГОС, – не «напичкать» обучающегося фундаментальными знаниями (большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию, т.е. сформировать у него универсальные учебные действия, учебник выступает в функции навигатора получения знаний

− гуманитариации;

− научности;

целостности картины мира;

культуросообразности;

непрерывного общего развития каждого ребенка;

− наглядности;

инструментальности;

интерактивности.

Современный учебник также характеризуется разнообразными заданиями для самопроверки, проблемными вопросам, упражнениями. Учебник написан живым языком с использованием метафор и игры стилей.

При выборе базового курса учитель может руководствоваться различными критериями, но ведущими, на наш взгляд, должны быть следующие:

является ли данный курс полным учебно-методическим комплексом (УМК) или к нему необходимо подбирать/составлять недостающие компоненты;

соответствует ли данный курс требованиям ФГОС;

соответствует ли данный курс возрасту учащихся, возможному контексту их деятельности, реальным интересам, потребностям и возможностям;

развивает ли данный курс в достаточной мере необходимые языковые, речевые и социокультурные умения в различных видах речевой деятельности;

обеспечивают ли материалы данного курса хорошие модели для использования естественного языка, тесно ли увязаны в контексте значение, форма и употребление;

доступен ли данный курс учителю и ученикам.

К тому же, выбирая тот или иной учебник или целостный учебно-методический комплект, учитель исходит из особенностей образовательного учреждения, т.е. из типа школы, возрастных и индивидуальных особенностей своих обучающихся.

Выбранный учителем УМК должен отвечать требованиям государственного образовательного стандарта, отражать реалии страны изучаемого языка и реалии нашей страны . Результаты исследований в области теории учебника позволяют говорить о дидактических и методических требованиях к учебнику ИЯ. В дидактическом плане внимание обращается на 4 основные группы требований, связанных с ведущими функциями, которые должен выполнять учебник:

1. Соответствие потребностям педагогического процесса (учет программных требований, закономерностей усвоения знаний, управление процессом усвоения, взаимодействие всех компонентов УМК);

2. Целенаправленность (ориентация на цель, выделение пороговых уровней владения языком, целостность элементов учебника);

3. Ориентация на учащихся (учет индивидуальных и возрастных особенностей, опора на интеллектуальные возможности и уровень обученности учащихся, создание оптимальных условий для самостоятельной работы, разнообразие приемов работы и видов учебной деятельности);

4. Мотивация (стимулирование познавательной активности), проблемность изложения, личностная значимость учебного материала и учет коммуникативных потребностей обучаемых, масштабное использование средств оформления учебника).

На сегодняшний день создано много новых альтернативных учебников по английскому, немецкому, французскому языкам, построенных на принципиально новых теоретических основах с учетом современных достижений в методике и смежных науках: лингвистике, психологии, психолингвистике, дидактике, и учитель-профессионал должен хорошо ориентироваться в этом море учебников и учебных пособий по иностранному языку. Как сделать правильный выбор?

Существует более 300 схем и моделей анализа учебника ИЯ, но наиболее значимыми являются 15 отобранных параметров оценки учебника ИЯ, составляющих педагогическую норму и систему ориентиров при анализе учебника иностранного языка:

2. Опора на опыт и интеллектуальные возможности обучающихся, в том числе на навыки и умения в родном языке.

3. Создание оптимальных условий для самостоятельной работы.

4. Ситуативная обусловленность упражнений, оптимальное сочетание языковой и коммуникативной практики.

5. Оригинальные, аутентичные учебные материалы.

6. Разнообразие видов текстов.

7. Вопросы и задания проблемного творческого характера.

8. Сочетание различных форм работы: индивидуальной/групповой/парной фронтальной/дискуссий/проектов/игрового обучения.

9. Включение литературных произведений как репрезентантов культурного фонда.

10. Тематизация различий в культурах посредством презентации контрастивных материалов, побуждающих к сравнению и сопоставлению.

11. Высокохудожественное оформление учебника: разнообразие иллюстративного материала и обозримое построение уроков (способствующих повышению мотивации учащихся).

12. Функциональный подход к организации материала: формулировка целей урока в виде задач коммуникативного минимума, которые учащиеся научатся решать при помощи демонстрируемых речевых средств.

13. Циклическая/концентрическая организация материала, обеспечивающая его преемственность и многократную повторяемость.

14. Открытая гибкая методическая концепция, ориентирующая на равноправные отношения учителя и учащихся, учитывающая условия обучения.

15. Индуктивный подход к обучению грамматике, её педагогическое, а не лингвистическое изложение .

Особое внимание привлекают к себе три учебно-методических комплекса по английскому языку:

УМК «Английский с удовольствием» (авторы М.З. Биболетова и др.);

УМК «Английский язык» (под редакцией В.П. Кузовлева);

Анализ данных УМК проводился по тем требованиям, которые мы обозначили выше.

Наиболее удачным среди сравниваемых комплексов, на наш взгляд, является УМК “Английский в фокусе” Ю.Ваулиной, Д.Дули, О.Подоляко и В.Эванс, среди создателей которого присутствуют методисты, авторы серий УМК британского издательства «Express Publishing » Д.Дули и В.Эванс. Он создан на основе Примерных программ поИЯс учетом требований ФГОС, а также в соответствии с Европейскими стандартами в области изучения иностранных языков, что является отличительной особенностью УМК.

«Английский в фокусе» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений является продолжением серии «Английский в фокусе» (“Spotlight ”) для начальной школы. УМК рассчитан на 3 часа в неделю (90 часов аудиторной работы и 12 резервных уроков), но легко поддается перепланированию на 6 часов аудиторных занятий в неделю.

Основные характеристики УМК для 5–9 классов :

аутентичность значительной части языковых материалов;

системность, цикличность изучения материала;

высокая степень технологичности работы;

адекватность методического аппарата целям и традициям российской школы;

интерактивность, вывод ученика за рамки учебника;

личностная ориентация содержания учебных материалов;

включенность родного языка и культуры;

наличие аппарата для контроля и самоконтроля («Портфолио ученика»)

воспитательная и развивающая ценность материалов, широкие возможности для социализации учащихся.

УМК «Английский в фокусе» для 5–9 классов состоит из следующих компонентов:

Учебник;

Рабочая тетрадь;

Языковой портфель;

Книга для учителя;

Книга для чтения (с CD );

Контрольные задания;

CD для работы в классе;

CD для самостоятельной работы дома;

Интернет-страница курса (www .spotlightinrussia .ru )

Учебник состоит из тематических модулей, каждый из которых включает 9 уроков (по 40-45 минут):

Уроки a , b , c – введение нового лексико-грамматического материала.

Урок речевого этикета (English in Use).

Уроки культуроведения стран изучаемого языка (Culture Corner ), России (Spotlight on Russia ) для развития социокультурной компетенции.

Раздел Study Skills посвящен освоению общеучебных умений, а также знакомит учащихся с рациональными приемами изучения иностранного языка как под руководством учителя в классе, так и самостоятельно.

Урок дополнительного чтения построен на межпредметной основе (Extensive Reading . Across the Curriculum ).

Материл для самопроверки и рефлексии объединен в один урок с вводной страницей следующего модуля.

Справочные материалы учебника построены с учетом самостоятельности их использования учащимися. Грамматический справочник выполнен на русском языке.

Поурочный англо-русский словарь.

Рабочая тетрадь (Workbook ) включает рубрику Translator ’s Corner . В конце Рабочей тетради помещены задания и визуальные опоры (карточки) для парной работы. Раздел повторения (Revision Section ) посвящен типичными затруднениями учащихся. Рабочая тетрадь выполнена в цвете.

Языковой портфель (My Language Portfolio ) предназначен для развития умений самоанализа и самооценки учащихся и включает рекомендации по выполнению

письменных творческих работ и записей на аудиокассету самостоятельно выполненных заданий.

Книга для чтения (Reader ) – это адаптированные варианты образцов классической (в том числе детской) литературы.

УМК для 5 класса – «Джек и бобовое зернышко»

УМК для 6 класса – «Алиса в стране чудес»

УМК для 7 класса – «Питер Пэн»

УМК для 8 класса – «Кентервильское привидение»

УМК для 9 класса – «Пигмалион»

Книга для учителя (Teacher ’s Book ) является составной частью учебно-методического комплекта «Английский в фокусе». Она содержит материалы и методические рекомендации по организации и проведению занятий на определенном этапе обучения, тематическое и поурочное планирование, ключи к Рабочей тетради, Контрольным заданиям и Книге для чтения, сценарий для постановки пьесы по Книге для чтения и необходимые для этого рекомендации. В Книге для учителя также представлены материалы для оценки знаний и умений учащихся.

Контрольные задания (Test Booklet ) включают десять контрольных заданий в двух вариантах, которые выполняются по завершении работы над каждым модулем. В сборнике также дается материал для промежуточного контроля и итоговая годовая контрольная работа. Здесь же помещены ключи к контрольным работам и тексты заданий для аудирования. Все контрольные задания можно ксерокопировать. Сборник контрольных заданий обеспечивает процесс контроля на регулярной и объективной основе.

Одной из отличительных особенностей серии «Английский в фокусе» является последовательное обращение к знаниям, получаемым школьниками из других предметов (Across the Curriculum ) и наличие материалов о России, ее достижениях в различных сферах, обычаях, географии, культуре (Spotlight on Russia ).

Главным достоинством УМК «Английский в фокусе» авторов Ю. Ваулиной, Д. Дули, О. Подоляко, В. Эванс на наш взгляд является обеспечение личностной и социальной успешности обучающихся, более полный учет их индивидуальных потребностей; согласование образовательных запросов семьи, общества и государств; повышение эффективности, качества и доступности школьного обучения. Все вышеперечисленные положительные характеристики УМК «Английский в фокусе» ведут к повышению качества урока и качества образования в целом.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что знание английского языка просто необходимо. Наши дети начинают изучать иностранный язык еще с 1 класса, а некоторые даже раньше. Но вот что же делать взрослым, которые сталкиваются с этой проблемой в довольно таки зрелом возрасте? Не садиться же снова за школьные учебники? Сказать честно, изучать любой иностранный язык по школьным УМК (учебно-методический комплекс) – глупость даже для детей, не говоря уже о взрослых. Ведь давно известно, что они малоэффективны, не развивают коммуникационных навыков, понимания речи на слух и многое другое. И тут на помощь нам приходят зарубежные УМК.

Чаще всего их разрабатывают профессора Оксфордского и Кембриджского университетов. О преимуществах этих учебников вам расскажет не один толковый репетитор. Но сейчас речь не об этом. Вернемся к нашей теме. Допустим вы пришли в магазин, чтобы приобрести УМК для дальнейшего изучения английского языка. Заглянув в парочку из них, вы увидите смешные детские картинки, сказочные истории и т.д., и т.п. «Неужели мне придется обучаться по детским пособиям, материал которых меня мало интересует?» - спросите вы. А вот и нет! Ведь на полочке рядом лежат УМК, которые разработаны специально для взрослых. Там вы найдете материал, затрагивающий нашу повседневную жизнь, далеко недетские проблемы. В общем – всё то, что может вас заинтересовать. Вы научитесь писать не только письмо другу Бену/ Джону/ Тому, но и грамотно составлять резюме, рекомендационные письма, жалобы, сможете выставить на продажу дом и многое другое.

Выбор учебного пособия – дело серьёзное. Он играет немаловажную роль в ваших дальнейших успехах. Человеку, ранее не изучавшему языки, будет очень сложно сделать выбор самостоятельно. Конечно, лучше всего посоветоваться с вашим репетитором, который явно знает, что лучше взять. А исходя из мнений многих людей, по выбору пособия можно судить о самом репетиторе! Ведь не все из них добросовестно выполняют свою работу: некоторые специально тормозят процесс обучения, дабы заработать побольше денег. К сожалению, и такие у нас есть. Поэтому, выбирая себе наставника, обратите внимание насколько вы доверяете ему, спросите об этом учителе у своих родных и друзей, которые, возможно, уже знакомы с ним.

{banner_adsense}

А сейчас вы можете поверхностно ознакомиться с самыми популярными УМК.

  1. New English File. Пожалуй, это весьма достойный УМК по изучению английского языка взрослым. Учебник имеет довольно простую и логическую структуру. В каждый урок включены разделы, развивающие различные навыки: говорение, чтение, грамматика, восприятие информации на слух. Конечно, больше всего он направлен на развитие коммуникационных навыков, которые являются самыми необходимыми. Кроме тех упражнений, которые представлены в Students book, также имеется немало и в книге для учителя. Данный УМК подходит как для индивидуального обучения, так и для занятий в группе.
  2. Face2Face. Данный учебный комплекс также направлен на развитие коммуникационных навыков у студентов. Цели этого УМК практически те же, что и у NEF, но по мнению некоторых учеников он легче. Хорошо разработана система повторения материала: каждая следующая тема обязательно связана с предыдущей.
  3. New HeadWay. Этот УМК можно назвать живой классикой. Многие молодые репетиторы и переводчики выросли на нём. Несмотря на немного нелогичную структуру, в течении более 10 лет New HeadWay остаётся любимцем многих учителей и даёт неплохие результаты.
  4. Side by side. Неплохая серия, для тех, кто начинает учить английский. Упор делается как на разговорную живую речь, так и на грамматику.

Выше вы уже увидели одни из самых распространённых учебных пособий по английскому языку, которые подходят для взрослых. Конечно, это лишь капля в море и окончательный выбор за вами. Не поленитесь разузнать об интересующем вам УМК у знакомых или почитать мнение людей на форумах в интернете. В любом случае, выбирайте учебник, построенный на коммуникативном методе. Если вы сможете разговаривать – это больше половины успеха. И конечно – удачи Вам во всех начинаниях!

Для повышения эффективности овладения говорением необходимо поддерживать мотивацию учащихся к изучаемому языку, применять многоуровневое общение, учитывать психические и возрастные особенности учащихся, тем самым косвенно говорили о необходимости применения личностно-ориентированного подхода обучения. В статье проводится основных УМК по английскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение говорению протекает на всех периодах овладения иностранным языком. На наш взгляд, наиболее ярко игровые ситуации в обучении говорению прослеживаются в учебно-методических комплексах по английскому языку именно на начальном этапе в силу возрастных и психологических особенностей учащихся младшего школьного возраста.

Проанализировав учебники по английскому языку, рекомендованные Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009-2010 учебный год, и учитывая мнения учителей английского языка , мы выделили 3 учебника, которые, на наш взгляд, не только отвечают современным требованиям к изучению английского языка с учетом личностно и коммуникативно-ориентированного подхода, но отличаются разнообразием игровых форм подачи материала и активно апробируются в общеобразовательных школах страны.

1. «Милли»/ «Millie-2» и «Millie-3». Авторы Азарова С.И., Дужинина Э.Н., Ермолаева Е.В.

Британский Совет совместно с издательством «Титул» создали серии учебников для начальных классов общеобразовательной школы Millie (2 – 4 классы), преимущества которых, на наш взгляд, состоят в том, что в них созданы подлинно коммуникативные ситуации, раскрываемые с помощью игр, интервью, песен, рифмовок и историй, представлены разнообразные виды деятельности на уроке: активное использование движения, мимики и жестов (разыгрывание историй, построенных на действии и др.), истории с захватывающим сюжетом в каждом разделе учебника, использование элементов ручной работы на уроках (разрезной материал дается в Рабочей тетради).

Обучение строится на интересах и потребностях младших школьников: учитываются психологические и возрастные особенности каждого ребенка; дети активно вовлекаются в процесс обучения с помощью действия и движения; темы и ситуации игрового общения близки учащимся начальной школы, а предлагаемый им языковой материал позволяет им выразить свои мысли и чувства в игре, стимулирует общение со сверстниками на английском языке; весь материал аутентичен; контроль и проверка знаний проводятся через самопроверку и самооценку; игровые упражнения не только закрепляют языковой материал, но и развивают логику, учат решать задачи и проводить исследования; общение на уроке не ограничивается только схемой «учитель – ученик», а учит сотрудничать друг с другом в парах и группах; интересная и познавательная информация о мире и России формирует у детей уважение и доброжелательное отношение к разным культурам. Весь курс построен таким образом, что обучение ведется как занимательная игра, в которой дети выступают и в роли ведущего и зрителей.

2. УМК «Английский язык» для 2-4 классов авторского коллектива: С.Г. Терминасова, Л.М. Узунова, Д.С. Обукаускайте, Е.И. Сухина, Ю.У. Собещанская, издательства «АСТ» «Астрель» обеспечивает обучение в контексте коммуникативно-деятельностного, социокультурного и личностно-ориентированного подходов к развитию школьников; включает естественные ситуации общения, объединенные в увлекательную сказку реальными и фантастическими персонажами; создает мотивацию, интерес на уроках английского языка с помощью смешных и веселых героев.

3. Более подробно остановимся на серии УМК «Enjoy English» авторов Биболетовой М.З. и др. (все уровни) для начальной и общей школы в новой редакции, в которых, по мнению учителей английского языка, наиболее ярко прослеживается игровая линия подачи материала. Данная серия сохранила основные принципы: приоритет коммуникативной цели в обучении английскому языку, соблюдение деятельностного, личностно-ориентированного характера обучения, сбалансированное и взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности, учет опыта детей в родном языке, развитие когнитивных способностей учащихся, использование современных эффективных технологий обучения, социокультурная направленность процесса обучения английскому языку. Учебный материал перераспределен с учетом возрастных особенностей учащихся, а также реальных условий обучения английскому языку в начальной школе, больше внимания уделено обучению говорению с использование новой тематический лексике, усилено внимание к обучению аудированию.

Курс насыщен детским сказочным и музыкальным фольклором, особенностями быта и взаимоотношений англичан, с жизнью своих сверстников, что создает и поддерживает мотивацию к учению английского языка. Каждый из учеников серии «Enjoy English» имеет свой сюжет. Например, «Enjoy English, 1» представляет собой занимательную игру в путешественников, предлагая стать героями странствующего театра, что позволяет кратко проигрывать разные ситуации именно в игровой форме. А сам курс завершается постановкой спектакля, что также является моделью игрового общения.

Учебник «Enjoy English, 2» представляет собой также игровое путешествие с Хоббитом, который знакомит учащихся с различным лексическим, грамматическим и фонетическим материалом с помощью игровых ситуаций. Учебник насыщен наглядными компонентами игрового общения, что делает уроки интересными и увлекательными для младших школьников. Также, в книге для учителя содержатся рекомендации по обучению коммуникативным умениям, примерные конспекты занятий, сценарии спектаклей, что позволяет учителя намного сэкономить время на разработку уроков и больше времени для творчества учителя.

В данном учебном курсе широко использованы игры для обучения иностранному языку. Сюжетная игра «Сказочный кукольный театр» включает игры с правилами, разнообразные варианты ролевых, познавательных, лингвистических игр. Чем больше дети погружаются в атмосферу игры с непредсказуемым результатом, но по четким правилам, тем успешнее проходит обучение.

Выполняя многочисленные коммуникативные упражнения, младшие школьники развивают необходимые речевые умения в аудировании, говорении, чтении и письменной речи и повторяют из урока в урок пройденный языковой материал.

В данном курсе преобладает имитативный подход в обучении языковым навыкам и речевым умениям. Одной из главных характеристик «Enjoy English» является опора на сознание учащихся, поскольку доказано, что сбалансированный коммуникативно-когнитивный подход, в русле которого написан курс, дает стабильно высокий результат в обучении иностранному языку во внеязыковой среде. В «Enjoy English» при формировании умений в говорении учащиеся строят свои высказывания с опорой на план, ключевые слова.

Формирование языковых навыков и речевых умений на сознательной основе позволяет сделать их более прочными и гибкими, как показало многолетнее экспериментальное и опытное обучение английскому языку. Представленный в учебнике зрительный ряд выполняет возложенные на него дидактические функции.

Пассов, Е.И . Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 2000. – С. 12.

Обсуждение эффективности применения рекомендованных УМК проходило на форуме учителей иностранных языков www. pedsovet.ru/forum/


  • My First English Adventure (Longman)/ - Моё первое английское приключение - 3-уровневый курс для детей 3-5 лет (2005)
  • English Adventure (Longman)/ Mady Musiol, Magaly Villarroel, Bruni Cristiana, Susannah Reed. - Английское приключение - 6-уровневый курс для начальной школы (2005)
  • Cambridge Primary Boxes / Caroline Nixon, Michael Tomlinson. - материалы для обучения маленьких детей (дошкольников и младших школьников) английскому языку (2003, 2005, 2009, 2010, 2012)
  • Oxford Family and Friends / Naomi Simmons, Susan Iannuzzi, Tamzin Thompson and Jenny Quintana. - 7-уровневый курс английского языка для детей. Является одним из самых продаваемых учебников в мире (2009-2013)
  • Oxford PlayTime / Clarie Selby. - 3-уровневый (Starter, A, B) курс для дошкольников (2011)
  • Oxford Everybody Up / Susan Banman Sileci, Patrick Jackson, Kathleen Kampa, Charles Vilina - 7-уровневый курс американского английского языка для (до)школьников от 5 до 12 лет (2011)
  • Longman Fly High / Danae Kozanoglou, Charlotte Covill, Jeanne Perrett, Tessa Lochowski, Tamzin Thompson. - 4-х уровневый курс для детей 6-9 лет (2011)
  • Longman Our Discovery Island / Megan Roderick, Linnette Erocak, Tessa Lochowski, Fiona Beddall. - 6-уровневый курс для младших школьников (2012)
  • Longman Excellent! / Anne Worrall, Cheryl Bradshaw, Coralyn Bradshaw, Diana Webster, Jill Hadfield. - 4-уровневый курс английского языка для детей 6-10 лет (2004)
  • Longman Today! / Tamzin Thompson, David Todd, Sandy Zervas, Erika Stiles. - 4-уровневый курс английского языка для детей 9-13 лет (2014)
  • Oxford Get Set - Go! / Cathy Lawday, Liz Driscoll, Alan C. McLean. - 6-уровневый курс английского для младших школьников (1996-1998)
  • Cambridge Kid’s Box / Caroline Nixon, Michael Tomlinson, Kathryn Escribano, Jennifer Dobson, Kate Cory-Wright, Melanie Williams. - 7-уровневый курс английского для младшей школы (2008)
  • Macmillan Brilliant and Brilliant Fun / Jeanne Perrett. - курс для младших школьников (2001)
  • Longman Big English / Herrera Mario, Christopher Sol Cruz - 7-уровневый курс для детей от 6 до 12 лет. Соответствует уровням CEFR A1-B1 (2014)
  • Oxford Incredible English / Sarah Phillips. - “Невероятный английский” - курс для школьников от 6 до 13 лет (2008)
  • Welcome (Express Publishing)/ Elizabeth Gray, Virginia Evans - 4-уровневый курс английского для начальной школы (2008)
  • Oxford Primary Skills Reading and Writing / Tamzin Thompson, Helen Casey, J. Quintana. - Чтение и Письмо - 6-уровневая серия учебных пособий для детей (2010, может служить дополнением к любому курсу)
  • Macmillan Primary Foundation Skills - Reading and Writing Comprehension / Louis Fidge. - 6-уровневая серия пособий для начальной школы (2001, может служить дополнением к любому курсу)

Для среднего школьного возраста

  • Longman World Club / David Mower, Michael Harris. - 4-х уровневый курс для детей 10-12 лет (2000)
  • Longman Friends / Carol Skiner, Mariola Bogucka, Liz Kilbey. - 4-уровневый курс английского языка для школьников от 8 до 12 лет (2002)
  • Oxford Team / Norman Whitney, Liz Driscoll, Jenny Quintana. - 3-уровневый курс английского языка для школьников (2010)
  • Oxford Discover / Lesley Koustaff, Susan Rivers, Kathleen Kampa, Charles Vilina, Kenna Bourke. - Шестиуровневый (от A1 до B1) курс английского для школьников 9-12 лет (2014)
  • Oxford Heroes / Jenny Quintana, Rebecca Robb Benne - 3-уровневый (Starter, Elementary, Intermediate) учебно-методический комплекс английского языка для школьников 3-5 классов (2008)

Для среднего и старшего школьного возраста

  • Cambridge English in Mind / Herbert Puchta, Jeff Stranks, Richard Carter, Peter Lewis-Jones. - 5-уровневый курс английского языка для 5-10 классов средней школы (1st Ed. 2004, 2nd Ed. 2011)
  • Cambridge Eyes Open - 4-уровневый (А1, А2, В1, В1+) курс английского языка для подростков 12-16 лет. Кроме текстового и звукового материала, содержит видеоролики от Discovery Education.
  • Longman Real Life / Sarah Cunningham, Peter Moor, Martyn Hobbs, Julia Keddle and Jonathan Bygrave. - 5-уровневый курс английского для учеников 8-11 классов. Рекомендуется для специализированных школ, гимназий, лицеев (2010)
  • Longman New Snapshot / Brian Abbs, Chris Barker, Ingrid Freebairn, Lindsay White. - 4-х уровневый курс английского языка для тинейджеров (14-18 лет). Уровни от стартового до Intermediate (2003-2008)
  • Longman In Touch / Olivia Date, Carol Skinner, Steve Thompson, Patricia Mugglestone, Liz Kilbey. - 3-уровневый курс английского языка для школьников 11-15 лет (2001-2002)
  • Longman Challenges / Michael Harris, David Mower, Anna Sikorzynska. - 4-уровневый курс английского языка для тинейджеров (школьников 11-16 лет). Заканчивается уровнем CEFR B1 (2007-2014)
  • Oxford Teen2Teen / Joan Saslow and Allen Ascher. - 4-х уровневый (от A1 до B1) курс американского английского для подростков (2011-2013)
  • Longman Activate! / Carolyn Barraclough, Suzanne Gaynor. - 4-уровневый курс для учеников средней школы (А2, B1, B1+, B2), сочетающий в себе черты регулярного курса английского языка и пособия по подготовке к экзаменам KET, PET и FCE (2008)
  • Longman Opportunities and New Opportunities / Amanda Maris, Michael Dean, Olivia Johnston, Michael Harris. - 5-уровневый (от Beginner до Upper-Intermediate) курс английского для средних и старших классов. Имеется специальное издание для российских школ (2004, 2008, 2013)
  • Oxford Project / Tom Hutchinson, James Gault, Lynda Edwards. - 5-уровневый курс английского языка для подростков от 10 до 15 лет. Выдержал 4 издания (1992, 2000, 2008, 2013)
  • Our World (National Geographic)/ Diane Pinkley, Gabrielle Pritchard, Rob Sved, Kate Cory-Wright. - 6-уровневый курс английского языка для тинейджеров и молодежи от издательства Британского Национального Географического Общества (2015)
  • Longman Side by Side / Steven J. Molinsky, Bill Bliss. - 4-уровневый курс американского английского для подростков с 12 лет (3d Edition, 2001)
  • Longman Boost! Integrated Skills Series / Jason Renshaw, Laura Miller. - 4-уровневый курс английского языка для средней и старшей школы. Отдельные пособия для развития основных навыков: Reading, Listening, Writing, Speaking, Grammar, Vocabulary (2012)
  • Longman Success , New Success и Matura Success / Lindsay White, Rod Fricker, Jenny Parsons, Jane Comyns-Carr, Stuart McKinlay, Bob Hastings, Monika Galbarczyk. - курс английского языка для школьников от 14 до 17 лет (2007-13)
  • Macmillan Hot Spot / Colin Granger, Katherine Stannett, Magdalena Kondro. - 5-уровневый курс английского языка для подростков от 10 до 14 лет (2009-2011)
  • Macmillan Laser / Malcolm Mann, Steve Taylor-Knowles. - курс для старшей школы (6-11 классы). Полностью соответствует уровням CEFR (A1, A2, B1, B2 и дополнительные Pre-FCE, FCE). Может быть использован для подготовки к экзаменам ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, а также к международным экзаменам Cambridge English: Key, Preliminary, First (2008-2012)
  • Macmillan English World / Mary Bowen, Liz Hocking, Nick Beare, A. Clare, J.J. Wilson. - 10-уровневый курс для школьников всех классов (2009-2013)
  • Oxford Insight / Jayne Wildman. - 5-уровневый (от Elementary до Advanced) курс для средней школы (2013)
  • Oxford Go it! / Philippa Bowen, Denis Delaney. - 4-уровневый курс американского английского языка для подростков от 12 до 19 лет (2011-2015)
  • Oxford Solutions / Tim Falla, Paul A. Davies. - 5-уровневый (от Elementary до Advanced) курс для тинэйджеров с 14 до 19 лет (2009-2013)
  • Channel your English (MM Publications)/ H.Q. Mitchell, J. Scott. - 5-уровневый (от Beginners до Upper-Intermediate) курс английского языка для подростков и молодых взрослых студентов (2003)
  • Pioneer (MM Publication)/ H.Q. Mitchell, Marileni Malkogianni. - 7-уровневый курс (от A1 Beginner до C1 Advanced) английского языка для учащихся старшей школы и студентов. Имеется британский и американский варианты (2015-2017)
  • Traveller (MM Publications)/ H.Q. Mitchell. - 7-ми уровневый (от Beginner A1 до Advanced C1) курс английского языка для подростков и молодых взрослых студентов. Полностью соответствует уровням CEFR (2010)
  • Upstream (Express Publishing)/ - 8-уровневый курс для cредней школы и студентов, от начального уровня Beginner A1+ до профессионального Proficiency C2 (2003, 2009)
  • On Screen (Express Publishing)/ Virginia Evans, Jenny Dooley - 6-уровневый курс английского языка от уровня A1 до B2+ для старших подростков на основе обновлённых требований и заданий к кембриджским экзаменам (Exam Update for Cambridge English 2015)

Для взрослых

  • Longman Headway и New Headway / Liz and John Soars - самый популярный за последние 20 лет 6-уровневый (от Beginner до Advanced) курс для взрослых. Кроме основного британского курса, имеется дополнение для изучения американского английского (1st Ed. 1993, 2nd Ed. 2000, 3d Ed. 2006, 4th Ed. 2011)
  • Longman Cutting Edge и New Cutting Edge / Moor Peter, Crace Araminta, Cunningham Sarah, Jane Comyns-Carr, David Albery, Cindy Cheetham. - 6-уровневый (от Starter до Advanced) курс для старших школьников (от 15 лет) и взрослых. Выдержал 3 издания (2001, 2005, 2013)
  • Enterprise (Express Publishing)/ Virginia Evans, Jenny Dooley. - 4-уровневый (от Beginner до Intermediate) курс английского языка для студентов вузов (2008)
  • Oxford English File - 7-уровневый курс (от A1 Beginner до C1 Advanced) для взрослых (3d Ed. 2012-2014)
  • Oxford American English File / Clive Oxenden, Christina Latham-Koenig, Paul Seligson. - 5-уровневый курс американского английского для взрослых (2008, 2nd Ed. 2012-14)
  • Cambridge Face2Face / Chris Redston, Gillie Cunningham, Rachel Clark, Belinda Cerda, Sarah Ackroyd, Nicholas Tims - 6-уровневый (от A1 до C1) знаменитый и очень популярный в Европе курс английского для молодёжи и взрослых (1st Ed. 2005, 2nd Ed. 2013)
  • Outcomes (Heinle ELT, National Geographic, Cengage Learning)/ Hugh Dellar, Andrew Walkley. - 5-уровневый (от Elementary до Advanced) курс английского языка для взрослых (академический уклон) (1st Ed. 2010, 2nd Ed. 2016)
  • Oxford Streamline English / Bernard Hartley, Peter Viney. - 4-уровневый курс английского языка для молодёжи. Есть британский и американский (New American Streamline) варианты курса (1978, 1991-1995)
  • Oxford English Result / Mark Hancock, Annie McDonald - 4-уровневый (от Elementary до Upper-Intermediate) курс для взрослых (2008)
  • Oxford Speak Now / Jack C Richards, David Bohlke. - 4-уровневый курс разговорного английского языка для студентов и взрослых (2013)
  • Longman Language to Go / Simon le Maistre, Carina Lewis, Gillie Cunningham, Sue Mohamed. - 4-уровневый (от Elementary до Upper-Intermediate) курс для взрослых. Каждый уровень рассчитан на 40-60 учебных часов (2002)
  • Longman SpeakOut / Frances Eales, Steve Oakes, Jane Comyns-Carr, Matthew Duffy, Jenny Parsons, J.J. Wilson, Antonia Clare, Stephanie Diamond-Bayir, Damian Williams, Karen Alexander. - 6-уровневый (от Starter до Advanced) учебно-методический комплекс английского языка для взрослых, созданный на базе материалов BBC, эффективно развивающий речевые навыки (2011-2016)
  • Longman Total English и New Total English / Jonathan Bygrave, Antonia Clare, Anthony Cosgrove, Araminta Crace, Mark Foley, Fiona Gallagher, Diane Hall, Will Moreton, Diane Naughton, Irene Ofteringer, Rachael Roberts, J Wilson. 6-уровневый (от A1 до C1) курс английского языка для взрослых (2007, 2011)
  • Longman Language Leader / Rees Gareth, Lebeau Ian, Hughes John, Adrian-Vallance D’Arcy. - 5-уровневый (от A2 до C1) курс для взрослых (2010, 2015)
  • Oxford Navigate / Jake Hughes, Katie Wood, Paul Dummett, Catherine Walter. - 6-уровневый курс (от A2 до С1) для взрослых (2015)
  • Life (National Geographic)/ Paul Dummett, John Hughes, Helen Stephenson. - 6-уровневый (от Beginner до Advanced) курс английского языка для взрослых. Имеется как британский , так и американский вариант (2013-15)
  • Macmillan New Inside Out / Ceri Jones, Jon Hird, Philip Kerr - 6-уровневый (от Beginner до Advanced) курс для взрослых. Каждый уровень расчитан на 100-120 часов (2007-13)
  • Macmillan New Survival English / Peter Viney, Anne Watson - интенсивный 2-уровневый курс английского для взрослых (2004-07)
  • Macmillan Straightforward / Lindsay Clandfield - 6-уровневый (от Beginner до Advanced) курс для тинэйджеров и взрослых (2008)
  • Macmillan Attitude / Kate Fuscoe, Barbara Garside, Luke Prodromou - 6-уровневый курс (от Starter до 5) американского английского для молодёжи и взрослых (2007)
  • Close-Up (National Geographic)/ Angela Healan, Katrina Gormley, Diana Shotton, Karen Ludlow. - 5-уровневый (A2, B1, B1+, B2, C1) курс английского языка для старших школьников и взрослых (2013)
  • Cambridge English Unlimited / Alex Tilbury, Theresa Clementson, Leslie Anne Hendra, David Rea, Adrian Doff, Mark Lloyd. - 6-уровневый (от Starter A1 до Advanced C1 ) курс английского языка для взрослых (2011)
  • Cambridge Interchange / Jack C. Richards, Jonathan Hull, Susan Proctor. - English Course for adults - курс английского языка для взрослых студентов. Выдержал 4 издания (4th Ed. 2012)
  • World English (National Geographic, Cengage Learning)/ Becky Tarver Chase, Martin Milner, Kristen L. Johannsen. - 4-уровневый курс для взрослых от издательства Британского Национального Географического Общества (2015)
  • Blockbuster (Express Publishing)/ Jenny Dooley, Virginia Evans. - 4-уровневый курс английского языка для взрослых (2008)
  • Collins English for Life: Skills. Listening, Speaking, Reading, Writing / Ian Badger, Cheryl Pelteret, Rhona Snelling, Anna Osborn, Kirsten Campbell-Howes. - Английский для жизни: Аудирование, Говорение, Чтение, Письмо. Учебные пособия для молодёжи и взрослых. Уровни от A2 до B2+ (2002-2013)
  • Oxford Tactics For Listening / Jack Richards. 3-уровневый аудиокурс американского английского (2004, 3d Ed. 2011)
  • The Official Cambridge Guide to IELTS 2014 - Официальное Кембриджское руководство IELTS
  • Cambridge IELTS 10 Authentic Examination Papers from Cambridge ESOL - тесты+аудио+ответы
  • Cambridge Practice Tests for IELTS
  • Cambridge New Insight into IELTS
  • Cambridge Objective IELTS Intermediate
  • Collins Get Ready for IELTS - Listening, Reading, Writing, Speaking
  • Oxford IELTS Masterclass
  • Longman Focus on IELTS
  • Longman IELTS Practice Tests Plus - практические тесты и задания для подготовки к IELTS
  • Barron’s IELTS
  • 202 Useful Exercises for IELTS
  • Study English ABC IELTS Preparation
  • IELTS Express Intermediate
  • IELTS Express Upper-Intermediate