Пословицы и скороговорки для заикающихся. Лечение от заикания в домашних условиях. Дыхательные упражнения при заикании

87497

Попробуем выяснить, как избавиться от заикания самостоятельно.

Для этого необходимо определить, насколько сильно человек страдает от этого дефекта. Заикается ли он постоянно и насколько частыми бывают перерывы в речи?

Или дефект проявляется только при волнении или во время быстрого разговора? Это очень важно, так как вылечить заикание при нечастых паузах в речи намного легче.

Причины возникновения заикания

  1. В подавляющем большинстве случаев заикание возникает у детей, испытавших внезапный сильный испуг или стресс. Со временем этот дефект может пройти сам по себе без какого-либо вмешательства, но такое на практике случается редко. Кроме того, весьма широко распространено мнение, что для устранения возникшего по причине стресса заикания нужно повторно испугать пациента. В некоторых случаях это действительно помогает, но такой метод основывается на индивидуальных психологических особенностях человека, поэтому для применения в широких слоях страдающих не приветствуется.
  2. Еще одна причина возникновения заикания у детей кроется в так называемом «лексическом взрыве». Особенно это касается долго молчащих детей. Научившись говорить, они сначала не спешат пользоваться эти даром природы. Но по мере расширения лексикона их словно прорывает — они начинают говорить без умолку, испытывая неимоверную жажду общения и познания окружающего мира. При этом речевой аппарат ребенка не успевает за потребностями своего маленького хозяина.
  3. Заиканию чаще других подвержены очень впечатлительные дети с крайне неустойчивым типом нервной системы. Они постоянно принимают все вокруг происходящее близко к сердцу. Самые незначительные изменения в поведении родных, их настроение, возможные ссоры и скандалы, порицание родителей могут привести к сбою в речи. В случаях, когда заикание долгое время не проходит само собой, родители начинают выяснять, как лечить заикание у детей.

Заикание у детей лечится легче, чем у взрослых

Народные средства

Лечение заикания народными средствами предполагает прием травяных настоев и разнообразных отваров, оказывающих успокаивающее и расслабляющее воздействие на организм. Рассмотрим, как можно вылечить заикание этими способами.

Одним из эффективных растений, которые применяются при лечении заикания, является ясенец белый. Это многолетняя высокая трава высотой до 80 сантиметров с мощным развитым корневищем, которая произрастает на территории Европы.

Для лечения заикания у детей использовать его не следует, по причине содержания в нем сильных растительных ядов – алкалоидов.

Рецепт 1. Настой ясенца белого против заикания

20 грамм листьев и цветов растения заливаются 0,5 литрами кипятка и должны настаиваться около 20 минут. Затем настой процеживают, ставят в прохладном месте и используют для полоскания рта несколько раз в день. Категорически нельзя глотать настой!

Рецепт 2. Смесь соков крапивы жгучей и ясенца белого против заикания

3 капли сока листьев и цветков ясенца белого, взятые в равных количествах смешивают с двумя каплями сока жгучей крапивы. Состав держат на языке в течение 5 минут, а затем выплевывают – глотать ее нельзя! Эту процедуру необходимо повторять ежедневно несколько раз как минимум с двухчасовым интервалом. Курс должен приниматься неделю.

Рецепт 3. Травяной настой от заикания

Взять такие растения: листья крапивы двудомной и цветки ромашки аптечной – по 100 г; листья мелиссы, травы вереска и зверобоя, соплодия хмеля – по 50 г. Одна чайная ложка такой травяной смеси заливается одним стаканом кипятка и настаивается 20 — 30 минут. Настойку нужно принимать по 2 стакана с утра и на ночь.

Рецепт 4. Отвар руты душистой от заикания

Сухую траву руты душистой залить 0,5 л кипятка и поставить томится около пяти минут на водяной бане. Подогретым отваром необходимо три — пять раз в день полоскать горло и рот, не проглатывая его. Для усиления эффекта можно еще около минуты подержать жидкость во рту. Лечения принимать до трех недель.

Рецепт 5. Отвар гусиной лапчатки от заикания

Отвар обязательно нужно готовить на вине либо молоке. В противном случае ожидаемого эффекта от него не будет. 1 щепотка травы лапчатки гусиной высыпается в стакан с холодной жидкостью, которая должна быть доведена до кипения, и вариться в ней около 2-3 минут. Отвар настаивается до его полного остывания и процеживается. Принимают его утром в количестве 2 — 3 ст. л., в теплом виде.

Рецепт 6. Применение смеси соков и меда против заикания

Взять по 100 г капустного, лимонного и калинового соков и отвара из плодов шиповника, смешать с 200 граммами светлого меда. Состав нужно принимать по одной ст. л. с утра и на ночь. Действие будет более эффективным, если заедать ее миндальными орехами.

Рецепт 7. Метод Рудольфа Бройса против заикания

Следует собрать яблочную кожуру, сварить из нее отвар. Его следует принимать в теплом виде на ночь перед сном в количестве 200 — 300 мл. Время варки кожуры около 3-5 минут, в готовый отвар можно добавлять сахар. Также полезно параллельно пить настой из листьев мелиссы.

Какое бывает заикание

Только правильно выяснив тип и серьезность дефекта можно определить, как вылечить заикание у ребенка. Это может сделать только специалист. Он назначает индивидуальные занятия и артикуляционную гимнастику для выполнения в домашних условиях. Поэтому при первых симптомах речевого сбоя у ребенка нужно показаться логопеду.

Бывают клонические запинки и спастическое заикание.

Спастический вид более серьезный. Ребенка словно что-то задерживает на первых звуках слов и долго он вообще не может начинать говорить.

Кроме специальных занятий здесь могут понадобиться успокоительные средства, снимающие спазмы мышц речевого аппарата.

Такие речевые запинки могут продолжаться в течение какого-то периода, потом на время проходить и опять возвращаться. Это может продолжаться до четырех-пяти лет и редко затягивается до школьного возраста.

Как и любой другой невроз, заикание сильно нагружает нервную систему. Поэтому прежде, чем пойти с ребенком к врачу, следует снизить его эмоциональную нагрузку к минимуму.

Причем действовать надо как можно быстрее, чтобы у вашего маленького человечка навык заикания не закрепился надолго. Если вы четко будете следовать правилам общения с ребенком, начавшим заикаться, то врач вам может вообще не понадобится.

Домашние методики

Попробуйте первыми не обращаться к ребенку с какими-либо просьбами, не начинайте с ним разговор. Заикание — это нарушение коммуникативной функции речи. Разговаривая и играя сами с собой, дети редко заикаются. Говорите с ребенком медленно, плавно, почти нараспев. Старайтесь не обсуждать ничего при ребенке слишком эмоционально, на повышенных тонах.

Ограничьте время просмотра телевизора. Если не получится полностью отказаться от мультиков (для многих детей это может быть дополнительным стрессом), то постарайтесь хотя бы не давать смотреть новые. Книги рекомендуется читать только хорошо знакомые. И не спешите разучивать стихи — для этого еще будет более подходящее время.

Играть лучше в спокойные игры, очень хорошо, если они будут проводиться на воде, так как она воздействует на детскую психику очень благотворно. Если есть возможность посещения дельфинария — это будет большим плюсом. Хороши игры с песком и лепка из пластилина. Если ребенок очень подвижен, то не стоит ему запрещать бегать и прыгать, но сами не спешите играть в «догонялки».

Самое важное! Никогда не акцентируйте внимание ребенка на его недуге. Он заикается не специально. Не надо его поправлять и требовать сказать фразу правильно. И возможно, вопрос как избавиться от заикания решится сам собой.

Заикание у взрослых

Рассмотрим, как лечить заикание у взрослых. Самый лучший способ — определение причины стресса или страха и его преодоление. Если это удалось сделать, то постарайтесь мягко обсудить это с заикающимся.

Сложнее если причина неизвестна, тогда нужно попытаться прояснить ситуацию. Можно обратиться к специалисту, профессиональному психологу и психоаналитику, который поможет преодолеть любой страх. Если же сам страдающий не может вспомнить произошедшего, то используя гипноз и другие методики, можно попытаться это восстановить.

В случаях, когда заикание возникает только при сильном волнении, то стоит провести работу по усилению уверенности в себе. Очень может быть, что человек просто испытывает страх перед большой аудиторией, постоянно задумывается о том, как его воспримут окружающие. Тогда следует на время отказаться от публичных выступлений, заняться коррекцией дикции, собственной самооценки или посетить курсы ораторского искусства для того, чтобы научиться говорить правильно и красиво.

Обратите внимание на это видео : что думает по поводу заикания ведущий мастер-классов по личностному развитию Владимир Довгань:

Если все вышеприведенные советы не дали вам ответа на вопрос, как вылечить заикание у взрослых, можно попробовать еще одну систему коррекции, проходящую в три этапа.

  1. Отказ на некоторое время от посещения общественных мест.
  2. Тренировка умения легко излагать собственные мысли.
  3. Выполнение упражнений для голосового аппарата.

Эта методика позволяет за очень короткий срок избавиться от постоянного заикания. Необходимо взять отпуск, на время отгородиться от внешнего мира. Установить размеренный, спокойный режим без жестких рамок.

Первоначально постараться поменьше говорить и начать делать записи. Сначала в виде дневника, а затем, если этот процесс вам понравится, попытаться написать какое-либо художественное описание, составить жизненный план или изложить свои мечты.

Секрет этого метода заключается в том, что во время письма мы мысленно проговариваем текст, а заикаться в собственном сознании невозможно. В результате заикающийся мысленно говорит без нарушений и совсем скоро у него это будет получаться вслух.

Пение – действенный метод против заикания.

Физически во время пения заикаться невозможно. Поэтому можно петь на любой лад и мотив и при этом стараться меньше разговаривать и продолжать писать.

Возможно, сразу что-то не будет получаться, поэтому стоит набраться терпения и ни в коем случае не критиковать заикающегося, ведь ваша задача заключается в том, чтобы заставить больного поверить в собственные силы.


Если стесняетесь - пойте дома, в душе

Улучшения будут заметны уже через месяц исполнения. Однако не останавливайтесь на достигнутом. Возвратившись из этого своеобразного отпуска на работу, попробуйте сначала выступать письменно. Если в моменты волнения заикание опять проявится, то опять откажитесь от выступлений на публике и не забрасывайте полностью тренировки.

Приготовьтесь к возможному рецидиву заикания в будущем после очередного стресса, но теперь-то вы знаете, как лечить заикание.

Лечение у врачей

Если в домашних условиях не удается справиться с этим расстройствам речи, то нужно обратиться в клиники или специализированные центры, где лечат заикание.

В решении вашей проблемы примут участие специалисты, владеющие современными методиками и знающие какие процедуры и лекарственные препараты смогут вам помочь. Нужно выяснить, какой врач может лечить заикание и записаться к нему на прием.

  • Логопед – это специалист, работа которого наиболее прямо и прицельно связана с речью. Он учит правильному дыханию во время речи, использованию голоса, артикуляции, плавному и ритмичному течению разговора.
  • Врач-психоневролог определит состояние нервной системы и назначит необходимые лекарства.
  • Врач-психотерапевт воздействует разными видами психотерапии, гипноза, аутотренинга, и других приемов воздействия.
  • Иглотерапевт снимает нервное напряжение воздействием на специальные точки.
  • Психолог проводит изучение личности заикающегося, выясняет вопрос можно ли вылечить заикание, выявляя его слабые стороны и помогая их исправлять, учит общению в разных жизненных ситуациях, помогая пациенту выразить себя эмоционально, творчески.
  1. Игнатий
  2. Михаил
  3. Никита
  4. елена
  5. Евгений
  6. денис
  7. Есения
  8. Денис
  9. Федор
  10. Федор
  11. денис
  12. Азад
  13. Татьяна
  14. София
  15. Эльвира
  16. Наташа
  17. Андрей
  18. )))
  19. Вова
  20. Бекарыс
  21. Владимир
  22. Виктория
  23. Юлия
  24. Vaserman
  25. Арина
  26. Наташа
  27. Chy
  28. Хасл
  29. Обычный Человек
  30. Анас
  31. Светлана
  32. ВИКТОР СЫСОЕВ ЛОВОЗЕРО
  33. Serj
  34. evgen
  35. Наталья
  36. Бема
  37. Полтергейст
  38. Фаиль
  39. Игорь
  40. Алина
  41. Соня
  42. Антон
  43. Максим
  44. Арман
  45. Айдар
  46. Дмитрий
  47. Анна
  48. Нина
  49. Александр
  50. Михаил
  51. Шамдин
  52. Найля
  53. Кристина
  54. Екатерина
  55. ігор
  56. Денис
  57. Михаил
  58. Викт
  59. Джавад
  60. Анна
  61. Андрей
  62. ирина
  63. Анатолий
  64. Ирина
  65. Ксения
  66. Нурбол
  67. Анатолий
  68. Марина
  69. Павел
  70. Байэл
  71. Михаил

Согласно МКБ-10, заикание - это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.

Упражнение 1. Речевой аппарат устанавливается для произнесения звука [А] (расстояние между зубами равно двум пальцам, язык лежит плоско, кончик у нижних передних резцов), но губы в отличие от положения при звуке [А] сомкнуты; гортань должна быть опущена, глотка раскрыта, маленький язычок и небная занавеска подняты.

Проверить опущенное состояние глотки можно следующим образом: положить палец на хрящ гортани (адамово яблоко) и сделать глубокий вдох носом. Если палец ощутит движение хряща вниз, то это значит, что гортань опустилась и приняла нужное для свободного течения звука положение, глотка при этом раскрылась, как она обычно раскрывается при зевке: небная занавеска и маленький язычок поднялись вверх.

Встать прямо, проверить, нет ли мышечного напряжения шеи, головы, рук, всего тела; гортань и речевой аппарат установить в основное положение для свободного течения звука. Сделать вдох через нос и, сохраняя основное положение, послать выдыхаемую на звуке [М] струю так, чтобы ощутить звучание в верхних передних зубах. Звучащая струя воздуха как бы идет от диафрагмы и «ударяется» в верхние передние зубы. Звук должен быть легким и не очень продолжительным. Приложив руку к губам и верхней челюсти, можно ощутить некоторое дрожание-вибрирование. Это значит, что звук идет верно, без препятствий, что он попал в маску, то есть в кости лица, и отражается в ней.

Упражнение 2. Вывести в маску звук [М], который как бы разрывает сомкнутые губы гласным звуком [А]. Нижняя челюсть естественно опускается. Звук должен быть довольно продолжительным; следить за тем, чтобы при разрыве губ не появлялось призвука гнусавости, которая вызывается тем, что небная занавеска не поднимается и не закрывает прохода звука в носовую полость. Сочетание звуков [МА] взять в разных высотах.

Упражнение 3. На одном дыхании вывести сочетание звука [М] с тремя гласными - [А], [О], [У] и [И], [Э], [Ы]. Стараться все звуки произносить на одной высоте и направлять в маску. Следить за отсутствием напряжения, опорой и точной артикуляцией всех звуков.

Протяженность звуков характеризует определенную мелодию, которую принято называть «распевной интонацией», так как это звучание приближается к протяжному певческому. В отличие от «распевной интонации» в тренировке голоса развивается такое звучание, которое называется «речевой интонацией». «Речевая интонация» отличается отсутствием протяженного звучания гласных и приближается к разговорной мелодии.

Упражнение 4. Задача упражнения - добиться правильного посыла звука в маску в речевой и распевной интонациях. На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука [М] с тремя любыми (более верными) гласными, затем новый вдох - и новое сочетание. Последовательность упражнения:

а) вдох носом;

б) на одном вдохе - МА, МО, МУ или НА,

в) вдох носом;

г) на одном выдохе - МИ, МЭ, МЫ или НИ. В процессе упражнения необходимо следить за тем, чтобы не форсировать звук, посылать его в маску, держать опору.

Проделать упражнение в различных высотах.

Упражнение 5. Произносить на одном выдохе следующие согласные: ЖЖЖЖЖЖЖЖ - 3333333333 - НЬНЬНЬНЬНЬНЬ. Эти звуки по своей тембральной окраске тяготеют к различным резонаторам: Ж - ближе грудному звучанию, 3 - середине или «смешанному», среднему резонатору, НЬ - верхнему (головному, лицевому). Произнося подряд все согласные, постарайтесь проверить вибрацию звука во всех резонаторных полостях, прикладывая руку к груди, к лицевым костям (иначе маска). Попробуйте переводить звучание всех согласных в различные резонаторы.

Упражнение 6. На звуке [У] воспроизведите гудок трех теплоходов: большого, среднего и маленького. Последовательность гудков безразлична. Вы должны услышать три различные высоты вашего голоса. Проверьте резонаторы. Хорошо вытягивайте губы вперед при образовании звука [У]. Три услышанные и верно воспроизведенные высоты будут в какой-то степени определять диапазон вашего речевого голоса.

Упражнение 7. Взять воображаемый мяч, определить для себя, какой он величины и начать «играть», ударяя им об пол. При этом считать до десяти, на каждый счет ударяя по мячу, чтобы он «отскакивал» от пола. Затем, также считая до десяти, подбрасывать мяч на каждый счет вверх, потом снова ударять мячом об пол и считать до десяти. Каждый раз считать на одном выдохе. Повторить эту игру несколько раз. Вы услышите, что с изменением полета мяча изменится и высота вашего голоса: мяч внизу - звук голоса ниже, мяч вверху - звук голоса выше. Следить, чтобы звук не был напряженным, не тянуть сильно вверх шею, когда мяч летит вверх.

Упражнение 8. Собака (назовем ее Бобик) убежала, ее надо вернуть домой. Звать будем три раза: один раз с далекого расстояния, затем с более близкого, и, наконец, собака будет около вас. Повторять кличку собаки несколько раз в быстром темпе, кроме последнего (собака около вас). Последовательность упражнения: произнести слово «Бобик» на одном дыхании десять раз (собака далеко) - остановка - произнести слово «Бобик» десять раз (собака подошла ближе) - остановка - повторить кличку несколько раз, но более медленно (собака подошла к вам). В упражнении должна меняться высота звука.

Упражнение 9 . Принцип и задача те же, что и в предыдущем упражнении, но теперь собака бежит на зов без остановки, поэтому повторять ее кличку от высоких нот к низким через средние без остановки на одном дыхании. Произносить кличку столько раз, насколько хватит дыхания.

Упражнение 10. Вспомнив различие высот вашего голоса, которое появилось в предыдущих упражнениях, посчитайте до десяти на одном дыхании в трех различных высотах; после каждого счета до десяти нужно делать остановку, чтобы взять дыхание и услышать следующую высоту.

Упражнение 11. Произнести фразу «Я вам приказываю» с повышением по строчкам, начав с удобной нижней высоты. Всего пройти пять-шесть ступеней, не уходя в крик. Произнести данную фразу, оправдывая ситуацию (оправданием может быть, например, то обстоятельство, что приказ не выполняется).

Упражнение 12. В упражнении участвуют два человека. У первого фраза «Накажу!», у второго «Нет!». Первый произносит свою фразу в повышении по строчкам, второй идет на понижение. Первый приказывает, второй отвечает. Необходимо оправдать диалог предлагаемыми обстоятельствами.

Маленькие детки начинают издавать кое-какие разборчивые звуки уже в 6 месяцев. Постепенно словарный запас увеличивается и ребенок говорит слогами, а затем и словами. Однако иногда родители замечают проблемы с речью, особенно это заметно в старшем возрасте. Больше всего дискомфорта детям и взрослым приносит заикание. При этом появляются комплексы, что может существенно сказаться на отношении в обществе. Важно вовремя заметить проблему и ежедневно использовать упражнения от заиканий.

Причины и виды заикания

Проблемы с речью у детей и взрослых становятся серьезной преградой при общении. Особенно тяжело это переносится детками в школе, когда нередко можно услышать насмешки от сверстников. Также данное затруднение мешает взрослому общаться, отстаивать свою точку зрения, активно ввязываться в разговор. Появляются комплексы, которые неимоверно сложно устранить.

Причинами заикания могут быть:

  • Перенесенный стресс.
  • Плохие социальные условия проживания ребенка.
  • Частые побои и оскорбления, переносимые детьми.
  • Наследственные заболевания речи: наличие заикающихся родственников, недоразвитие речевого аппарата (неправильный прикус зубов, заячья губа, волчья пасть).
  • Желание родителей переучить ребенка-левшу писать правой рукой.
  • Большие нагрузки в школе, посещение нескольких факультативных занятий в течение недели.
  • Суровые условия воспитания дома.
  • Родовые травмы.
  • Отсутствие общения в семье, когда родители не уделяют своему отпрыску достаточного внимания - мало читают, не разговаривают на разные темы, не играют.
  • Лабильность нервной системы, когда на эмоции человека можно повлиять словесно. В этом случае нервная система реагирует торможением речевой активности, приходит волнение, и слова звучат прерывисто, не внятно.

У взрослых довольно редко случается так, чтобы появилось заикание. Нервная система в этом возрасте развита достаточно хорошо и редко подвергается изменениям. Однако в зрелом периоде жизни заикаться можно вследствие таких причин:

  • После перенесенной смерти близкого человека.
  • После пребывания в эпицентре военных действий.
  • После перенесенной тяжелой травмы головного мозга.
  • Вслед за сильным испугом, например, попытке ограбления или домогательства.

Важно! Любая стрессовая ситуация не должна оставаться «внутри» человека. Всегда нужно выговориться с близкими, тогда действие на нервную систему резко уменьшится

В 3-4 летнем возрасте трудно понять, будет ли дитя заикаться дальше или это возрастная проблема. Родителям следует внимательно отнестись к данной ситуации и вовремя обратиться к логопеду. Доктор может установить один из следующих видов заикания:

  • Реактивное - обнаруживается после перенесенных нервных и психических недугов.
  • Эволюционное - появляется у деток в период развития в 3-5 лет.
  • Симптоматическое - возникает после травм, органических поражений головного мозга, нейроинфекций.

Каждый из видов заикания нужно лечить разнообразными способами. Наиболее высокие результаты появляются после систематических ежедневных тренировок.

Логопедические упражнения

Лечение заикающегося человека представляет некие трудности для доктора. Специалист, который избавляет от такой проблемы, именуется логопедом. Разработано множество методик, как быстро и надолго избавить человека от проблем с речью. Одним из таких способов являются логопедические упражнения. Некоторые из них выполняются следующим образом:

  • Детям нужно все преподносить в игровой форме. Для начала следует попросить ребенка надуть воздушный шарик, резиновый мячик, спасательный круг. Также можно попробовать сделать бумажный кораблик, спустить его на воду и подуть, чтобы он поплыл.
  • Упражнения для языка достаточно весело проходят у деток. Следует попросить надуть щеки и вертеть язычком во рту, чтобы язык «ходил» по зубкам. Ритмично высовывать язык наружу и быстро прятать обратно в рот. Постараться заложить язычок под верхнюю и нижнюю губу. Также можно скручивать язык в «трубочку». Так повторяют до 10-15 раз.
  • Просим ребенка надуть щечки и резким, не сильным ударом кулачком по щеке, выбить воздух изо рта.
  • Имитация «речи» рыбок. Дитя должно соединять губы вместе, а затем резко отрывать друг от друга, издавая звуки.

Также к этим упражнениям можно добавиться следующие:

  • Игра в оркестр и дирижера. Врач взмахивает палочкой и на каждое движение доктора, взрослый или ребенок выкрикивает любое слово. Так повторяется 2-3 минуты в игровой форме.
  • Сценка «веселые цыпочки». Упражнение больше подходит деткам. Нужно идти по кругу и выкрикивать: «Топ-хлоп-хлоп! Ап-тап-цап! Тип-тап-роп-рап-цып-цып!».
  • Доктору следует раскрепостить взрослого и дать возможность выговориться. Нужно придумать интересную тему и попросту заставлять пациента говорить и говорить.
  • Играть с детьми и взрослыми в столицы мира. Врач должен называть страну, а пациент обязан выкрикивать правильный ответ, как можно раньше.
  • Предложить ребенку и взрослому читать стихотворение или сказку. При этом нужно включить ритмичную, но не быструю музыку и делать все это под заданную мелодию.
  • Также необходимо читать скороговорки разной сложности.
  • Следует как можно больше перечитывать книг вслух, желательно перед публикой. Можно также все делать в семейном кругу, с друзьями.

Для пациента важно расслабиться, не чувствовать ущемления перед врачом. Раскрепощенный человек лучше произносит слоги и слова, перестает волноваться, не глотает букв и произносит речь отчетливо.

Дыхательная гимнастика

У детей при заикании следует не только акцентировать внимание на речи, но обязательно тренировать дыхание. Такой подход увеличивает шансы возобновить правильную речь в более короткие сроки. Дыхательную гимнастику можно проводить как дома, так и на специальных занятиях. Взрослые и дети выполняют следующие упражнения:

  • Взрослым предлагают лечь на спину и положить на живот предмет, весом 2-3 кг. Нужно делать ритмичные вдохи и выдохи животом, поднимая груз вверх и вниз. Для детей можно вместо тяжести поставить мягкую игрушку. Упражнение выполнять 1-2 минуты по 5 раз в день.
  • Поместите длинную полую трубку в бутылку с водой, и пускай пациент дует, что есть силы. Так должно продолжаться 1-2 минуты.
  • Надувать воздушные шарики может и ребенок и взрослый.
  • Каждые 1-2 часа нужно делать перерывы на дыхательную разминку. Надо стать на ноги и глубоко вдыхать носом, медленно поднимая руки вверх. Затем плавно опускать руки и выдыхать ртом. Так проделывают 10-15 раз за сеанс.

Дыхательная гимнастика полезна тем, что таким образом тренируются группы мышц грудной клетки, гортани, глотки. Такие упражнения способствуют развитию плавной речи, правильному дыханию при произношении звуков, слов.

Мышечная гимнастика

В образовании голоса весомую роль играет нервная система, а также мышцы тела. Структуры голосового аппарата работают сообща с дыхательными мышцами, вследствие чего человек может выдавать практические любые звуки. Коррекцию заикания у взрослых и детей можно проводить множеством способов. К одним из важных относят мышечную гимнастику. Главным органом, которым отвечает за правильное дыхание, считается диафрагма. Именно следующие упражнения позволяют добиться желаемого результата:

  • Положение тела - стоя. Сделайте глубокий вдох, что есть силы, увеличивая объем грудной клетки. Затем со звуком «хууу» сделайте быстрый и ритмичный выдох. Так повторять 15 раз за один цикл. Всего за день нужно сделать 10-15 таких упражнений.
  • Положение тела то же. Следует делать ритмичные и частые движения передней брюшной стенкой. При этом мышцы пресса увеличивают давление в животе и влияют на диафрагму. Эти комплексы упражнений увеличивают силу сокращений диафрагмы при дыхательных движениях.
  • Задержка дыхания на 30-40 секунд также позволяет повысить мышечную силу и способствует лучшей вентиляции легких.
  • Ежедневные пробежки в течение 15 минут увеличивают экскурсию грудной клетки, повышают адаптивные способности организма, улучшают кровоток в легких.
  • Йога прекрасно помогает овладеть своим телом, умиротворяет нервную систему, успокаивает дыхание и тонизирует мышцы, диафрагму. Такие занятия подходят лишь взрослым.

Физические упражнения положительно сказываются на работе легких, голосовых связок и всего речевого аппарата.

Голосовая гимнастика

Научиться говорить уверенно и без заминок можно с помощью занятий над голосом. Деткам подойдут игровые формы, взрослым - уроки актерского мастерства, пение. Логопеды предлагают при заикании следующие упражнения:

  • Включить фонограмму или знакомую музыку со словами и начать петь. Это самый простой способ научиться плавно выговаривать звуки. Желательно, чтобы в песнях было побольше гласных, таких как А, О, И, Я, Ю.
  • Для детей следует сыграть сценку или известную сказку, чтобы ребенок принимал участие и много говорил.
  • Выбрать любое звучное слово, например, «солнышко» и попробовать произносить его ласкательно, грубо, со злостью, с добротой, изменяя интонацию с каждым разом.
  • С ребенком можно кидать предметы и следить, чтобы на каждый бросок малыш выговаривал заданное слово.
  • Также необходимо попросить пациента сперва медленно, а потом быстро выговаривать такие слоги: «но-но», «ну-ну», «на-на», «па-па», «шо-шо»,
    «ца-ца» и др. Это следует делать ритмично, затем ускоряться и произносить звуки громко и отчетливо.

Совет врача. Пациент должен помнить, что только собственные усилия и терпение дадут положительный результат и избавят от заикания

Ритмическая гимнастика

Чувство ритма играет огромную роль для человека, который хочет избавиться от заикания. Лучше всего управляться с речью с помощью музыки или ритмичных звуков. Такие тренировки умиротворяют нервную систему, игровая форма позволяет раскрепостить человека и повысить его самооценку. Занятия проходят следующим образом:

  • Выбирайте легкие для восприятия стишки, тексты. Человек должен читать стихотворения, параллельно пристукивая кистью руки по столу. Все делается в такт чтению.
  • Похожим способом можно попросить читаемого пациента произносить слова в такт выбранной музыке. Каждый раз меняйте мелодию, не зависимо от предпочтений кого-либо.

Представленные методы лечение заикания довольно просты и ими можно заниматься даже в домашних условиях. Если родители заметили проблемы с речью у ребенка, нужно обратиться за помощью к логопеду. Только опытный врач избавит от таких неприятных проблем.

К школьному возрасту у заикающегося возникает страх собственной речи, появляется ряд уловок и сопутствующих движений, которые не только не помогают, но и усугубляют многочисленные запинки, остановки, повторения звуков, слогов и слов.

К сожалению, какие бы страдания не приносил бы речевой недостаток, практика показывает, что заикающиеся люди часто пассивны, они обращаются за помощью уже в достаточно взрослом состоянии и ищут такие приемы и методы, которые сделали бы их речь идеальной без каких-либо собственных усилий. Устранение заикания - дело длительное и сложное, требующее упорной и систематической работы не только над своей речью, но и над собой.

Так как в большинстве случаев заиканию предшествуют невротические расстройства, считается, что даже после полного устранения речевого дефекта в связи с любым стрессом часты рецедивы. Кроме того, существует точка зрения, что заикание взрослых неизлечимо. В любом случае, необходимо приложить достаточно усилий, чтобы научиться контролировать свою речь и значительно улучшить её.

Методика устранения заикания включает в себя психотерапию, режим молчания и шепотной речи, логопедические занятия с дыхательными, артикуляторными и голосовыми упражнениями, сеансы гипнотерапии, приемы самовнушения и др.

В данной статье речь пойдет о тренировке одного из важнейших условий правильной плавной речи - дыхании. При заикании оно почти всегда бывает нарушенным. Объем выдыхаемого воздуха настолько мал, что его не хватает на произнесение фразы, а часто заикающийся и вовсе говорит на вдохе или задержанном дыхании, что абсолютно неправильно. Поэтому овладение правильным речевым дыханием является для заикающегося человека важным и необходимым фундаментом для дальнейшей коррекции речи.

Речевое и жизненное дыхание: отличия

Необходимо понимать разницу между речевым и основным физиологическим дыханием. Назначение речевого дыхания - участие в создании голоса на плавном и равномерном выдохе. Основная функция жизненного дыхания - поддержание жизни человека путем непрерывного газообмена в организме (при вдохе в организм поступает кислород, при выдохе выделяется углекислый газ).

В отличие от физиологического речевое дыхание произвольно. Человек сам контролирует необходимую для той или иной фразы дозу воздуха и сопоставляет моменты вдоха с речевыми паузами.

При обычном дыхании мы дышим носом, вдох и выдох имеют одинаковую продолжительность, при речевом - дыхание происходит одновременно через рот и нос, вдох при этом в разы короче, чем выдох. Жизненное дыхание бывает ключичное, грудное и брюшное. Наиболее удобным для речи является диафрагмально-реберное (нижне-диафрагмальное) дыхание.

У людей, не страдающих заиканием, правильное речевое дыхание вырабатывается автоматически, при возникновении заикания оно нарушено и его необходимо вырабатывать сознательно.

Лечение заикания: развитие речевого дыхания

При речевом типе дыхания диафрагма (груднобрюшная перегородка) быстро опускается, увеличивая объем легких, а при выдохе поднимается. Тренировку нижне-диафрагмального дыхания лучше всего отрабатывать за полчаса до еды утром и вечером перед сном. Одежда не должна стеснять движения. После упражнений необходим небольшой отдых.

1. Упражнение «Воздушный шарик»

Лежа на спине положите одну руку на живот, а другую на грудь. Спокойно и плавно вдохните. Живот при вдохе должен надуваться как воздушный шарик, рука при этом поднимается. Затем медленно выдохните, слегка нажимая рукой на живот. Грудная клетка во время совершения вдоха и выдоха находиться в спокойном состоянии.

Первое время для избежания головокружения от излишка кислорода количество вдохов не должно превышать пяти. Затем число вдохов можно увеличить до пятнадцати.

Упражнение «Воздушный шарик» необходимо закреплять в течении двух-трех недель. По истечении этого срока рука может уже не оказывать механическую помощь, а осуществлять контроль за правильным дыханием. Затем данное упражнение закрепляется уже стоя и сидя.

2. «Буря в стакане»

При выполнении этого упражнения левой рукой также осуществляется контроль правильного дыхания. Вдох делается через нос и слегка приоткрытые в улыбке губы. Выдох совершается через трубочку для коктейля, конец которой опущен в наполовину заполненный водой стакан. Необходимо следить, чтобы губы были при этом неподвижны, а щеки не надуты.

Аналогично предыдущим упражнениям можно дуть на кусочек ваты, полоску бумаги, вертушку, перо, выпускать мыльные пузыри и т. п.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой часто применяется при коррекции заикания. Особенностью данной методики является сочетание короткого и резкого вдоха с движениями. Активные движения всех частей тела вызывает сильнейшую потребность в кислороде. Вдох производится мгновенно и эмоционально, выдох - самопроизвольно.

В работе с заикающимися я часто использую упражнения «Насос» и «Обними плечи». С их помощью уже за два месяца можно добиться возникновения глубокого и плавного дыхания, а голосовые связки становятся более гибкими и подвижными.

1. «Насос»

Выполняется из вертикальной позы, руки опущены. Вдох короткий, резкий и осуществляется параллельно с наклоном вниз, спина при этом круглая, голова опущена.

После этого следует слегка приподняться и выдохнуть воздух через нос или через рот. В норме упражнение составляет 8 вдохов по 12 раз с паузами в 3-5 секунд.

Но прежде чем совершать такое большое количество вдохов-движений, необходимы ежедневные тренировки в течение 2-3 недель, начиная с того количества движений, которое не вызывает напряжения в области поясницы, головокружения и плохого самочувствия. В тяжелом состоянии упражнение можно выполнять из положения сидя.

Противопоказаниями к выполнению данного упражнения являются травмы головы и позвоночника, смещение межпозвонковых дисков, наличие позвоночных грыж, повышенное артериальное, внутричерепное и внутриглазное давление, камни в почках, печени и мочевом пузыре, высокая степень миопии, хронический радикулит и остеохондроз, беременность, плохое самочувствие до или во время выполнения упражнений.

2. «Обними плечи»

Выполняется также из вертикального положения, руки при этом согнуты, подняты на уровне плеч кистями друг к другу. Короткий шумный вдох осуществляется в момент сведения рук навстречу друг другу, обнимая себя за плечи, локти при этом сходятся на груди. Необходимо, чтобы руки находились параллельно друг другу, а не крест-накрест. В момент выдоха через рот или нос руки слегка расходятся, образовывая перед собой квадрат.

Количество вдохов-движений составляет 8 вдохов по 12 раз с паузами между ними, после 2-3 недель ежедневных тренировок можно увеличить количество вдохов-движений до 32 по 16 раз и делать их уже без остановок.

При сердечной недостаточности и других тяжелых заболеваниях упражнение выполнять не следует. Тренироваться можно также в положении сидя и даже лежа.

Лечение заикания: памятка для закрепления речевого дыхания

  • Прежде чем заговорить, сделайте вдох.
  • Говорить можно только на выдохе.
  • Вдох всегда короткий, а выдох - плавный и длительный. Выдох необходимо «экономить».
  • Дышать нужно «животом», грудная клетка при этом неподвижна, плечи неподвижны и не поднимаются.
  • На одном выдохе нужно произносить не более трех-четырех слов.
  • Слова в предложении нельзя разрывать на слоги, произносить их следует слитно. Делать вдох следует в смысловых паузах.
  • Во время произнесения речи необходимо следить за тем, чтобы в мышцах голосового аппарата, шеи, лица не было напряжения.

При коррекции заикания необходимо запастись терпением. Улучшение речи происходит медленно и имеет скачкообразный характер. Иногда для коррекции заикания требует больше усилий и времени, нежели ожидал пациент, что ведет к отчаянию, он бросает тренировки и еще больше замыкается в себе. Однако опыт показывает, что правильные и регулярные занятия помогают справиться с заиканием, каким бы сильным оно ни было.