Сообщение о правилах ответственности детей и подростков. Отдел вневедомственной охраны по городу шахты - филиал федерального. Основные права ребенка по СК РФ

Согласно Конвенции ООН о правах ребёнка, ребёнком признано считать любого человека в возрасте от 0 до 18 лет. Родившись, каждый ребёнок имеет право на жизнь, здоровье, гражданство, имя, отчество и фамилию, воспитание в семье, посещение яслей, детского сада и школы, открытие счёта в банке на собственное имя.

Позже (с 10 лет) для него становится возможной смена фамилии, имени и отчества, выражение собственного мнения при решении семейных вопросов, совершение мелких бытовых сделок и вступление в детские общественные объединения.

12 лет

В соответствии с правилами дорожного движения, с 12 лет ребёнок получает право ездить на переднем сиденье легкового автомобиля.

14 лет

В 14 лет каждый подросток официально становится гражданином своей страны и получает общегражданский паспорт, а также частично становится уголовно ответственным (в случае совершения особо тяжких преступлений). В то же время пополняется и список его прав:

  • право поступать на работу по выполнению лёгкого труда, а также по своему усмотрению распоряжаться заработком и вступать в профсоюзы;
  • право управлять велосипедом при движении по дорогам;
  • право вступать в брак (не во всех субъектах РФ и только при согласии родителей);
  • право выгуливать домашнего питомца самостоятельно;
  • осуществлять права автора собственного произведения (науки, искусства и т. д.);
  • право выбирать место жительства (с согласия родителей).

18 лет

В 18 лет гражданин для государства перестаёт быть ребёнком, становится дееспособным и может самостоятельно и в полном объёме осуществлять свои права и обязанности, которые предусмотрены законодательством. В соответствии с кодексами РФ, совершеннолетний гражданин полностью уголовно и материально (в качестве работника) ответственен, а юноши подлежат призыву на военную службу. Кроме того, восемнадцатилетний человек имеет право:

  • вступать в брак самостоятельно;
  • участвовать в избирательных действиях;
  • управлять легковым автомобилем;
  • выезжать за пределы страны самостоятельно;
  • быть донором;
  • быть учредителем, членом и участником общественных объединений;
  • приобретать слабоалкогольную и табачную продукцию.

21 год

21 год — окончательное и бесповоротное совершеннолетие во всех странах мира. Человеку становятся доступными права быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, приобретать крепкий алкоголь и без ограничений проходить в бары, клубы, казино и т. д.

Однако, если гражданин РФ намерен стать президентом, ему всё-таки придётся дождаться 35-летия.

Права и обязанности подростка в семье.

Права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия

С рождения ребенок имеет права:

    на имя, отчество, фамилию (ст. 58 Семейного Кодекса РФ);

    на гражданство (ст. 6 Конституции РФ, ст. 12 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации»);

    жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);

    на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);

    на защиту (ст. 56 СК РФ);

    получение содержания от своих родителей и других членов семьи (ст. 60 СК РФ).

Ответственность:

    перед родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями, преподавателями.

С 6 лет добавляются:

Права:

    совершать мелкие бытовые сделки, совершать сделки, направленные на безвоз-мездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;

    совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или свободного распоряжения. (ст. 28 Гражданского Кодекса РФ).

Обязанности:

    слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание, за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения или оскорбления;

    получить основное общее образование (9 классов);

    соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность:

    перед родителями и лицами, их заменяющими/п.1.ст.64 СК РФ/.

    перед воспитателями и преподавателями/уставы конкретных воспитательных и образовательных учреждений/.

    за совершение общественно опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, наркотических средств, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальное лечебно-воспитательное учреждение.

C 8 лет добавляются:

Права:

    на участие в детском общественном объединении.

Обязанности:

Ответственность:

    соблюдать устав, правила детского общественного объединения.

C 10 лет добавляются;

Права:

    на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы (ст. 57 СК РФ);

    быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;

    давать согласие на изменение своего имени и фамилии (ст. 59, 134 СК РФ),

    на восстановление в родительских правах кровных родителей (ст. 72 СК РФ),

    на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132 СК РФ).

    выбирать, с кем жить после развода родителей/п.2 ст.24, ст.57 СК РФ/.

C 11 лет добавляются:

Ответственность:

    помещение в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков, не подлежащих уголовной ответственности (прекращенное уголовное дело в отношении несовершеннолетних или материалы об отказе в его возбуждении).

До рассмотрения судьей материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, такие лица могут быть направлены на срок до 30 суток в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на основании постановления судьи (ст. 15 Федерального Закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ).

С 14 лет добавляются:

Права:

    получить паспорт гражданина Российской Федерации (п.1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации);

    самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав (ст. 56 СК РФ);

    требовать отмены усыновления (ст. 142 СК РФ);

    давать согласие на изменение своего гражданства (глава 5 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации»);

    требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ);

    работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей не более 4х часов в день с легкими условиями труда (ст. 92 ТК РФ);

    заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих;

    вносить вклады в банки и распоряжаться ими (ст. 26 ГК РФ);

    участвовать в молодежном общественном объединении.

Обязанности:

    выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового - распорядка и трудовым законодательством;

    соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения.

Ответственность:

    исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и неоднократные нарушения устава школы;

    самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;

    возмещение причиненного вреда;

    ответственность за нарушение трудовой дисциплины;

    уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное нанесение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств сообщения и другие) (ст. 20 УК РФ).

С 15 лет добавляются:

Права:

    работать с согласия профсоюза не более 24 часов в неделю на льготных условиях, установленных трудовым законодательством (ст. 92 ТК РФ). законодательством (ст. 92 ТК РФ);

С 16 лет добавляются:

Права:

    вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Федерации законом может быть установлен порядок вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет) (ст. 13 СК РФ);

    работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 92 ТК РФ);

    быть членом кооператива (ст. 26 п.4 ГК РФ);

    управлять мопедом по дорогам, учиться вождению автомобиля (п.2 ст. 25 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения»;

    быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей) (ст. 27 ГК РФ).

Ответственность:

    ответственность за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством (ст. 2, 3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»);

    ответственность за совершение всех видов преступлений (ст. 20 УК РФ).

С 17 лет добавляются:

Обязанность:

    встать на воинский учет: пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство (ст. 9 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе»).

В 18 лет человек становится совершеннолетним

    т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

Дальнейшие ограничения прав по возрасту связаны с занятием ответственных государственных должностей:

    Стать депутатом Государственной думы можно с 21 года.

    Стать судьей федерального, районного и мирового суда можно с 25 лет при наличии стажа работы по юридической специальности не менее 5 лет.

    Стать Президентом РФ можно с 35 лет.

Как объяснить подростку его обязанности?

Что ж, если вы поняли, что ваш подрастающий ребенок слишком уж хорошо знает права, игнорируя при этом обязанности, пришла пора объяснить ему взаимосвязь прав и обязанностей подростка. Если традиционные, «дедовские» средства вроде притч и поговорок («любишь кататься – люби и саночки возить») не помогают, попробуйте поговорить об этой взаимосвязи на примере государственного устройства. Подростки любят факты и любую «умную» информацию. Расскажите своему «бунтарю» об официально действующем во всех демократических государствах принципе единства (взаимосвязи) прав и обязанностей – о нем можно прочитать в любом учебнике по конституционному праву. Объясните, что каждый человек – не только подросток, но и взрослый – имеет, наряду с правами, и обязанности. И, кстати, взрослые имеют гораздо больше обязанностей, чем подростки.

Затевая такой разговор, избегайте дидактических интонаций. Скажите, что вы и сами хотите разобраться, а какие права и обязанности теперь имеет вступивший в новый возраст гражданин. Изучите вместе такие правовые документы, например, как Декларация и Конвенция ООН о правах ребенка (соответственно, 1959 и 1989 гг.). Кстати, первый документ гласит, что любое лицо, не достигшее возраста 18 лет, является ребенком. Так что, как можно убедиться, весь мир считает, что подросток – это все-таки еще ребенок. Читая список прав, не поленитесь заостриться на каждом, спросить ребенка, как он считает, соблюдается это право по отношению к нему или нет. Возможно, уже на этом этапе и вы узнаете много нового для себя.

Ну а теперь можно перейти к вопросу о том, какими обязанностями обладает подросток. Тут, конечно, ваша задача несколько усложняется тем, что не существует отдельного правового документа, декларирующего обязанности детей и подростков. Тем не менее, эти обязанности прописаны в отдельных законах, которые можно легко найти в интернете. Вот только некоторые из них:

    обязанность получить основное общее образование, т.е. закончить 9 классов средней школы (прописана в Законе «Об образовании»);

    обязанность быть законопослушным гражданином, т.е. не совершать преступлений, правонарушений, других действий, могущих нанести вред другим людям, не пользоваться и не носить при себе оружие, включая кастеты, бумеранги, складные ножи с выбрасывающимся лезвием (прописана в Административном и Уголовном Кодексах, Законе «Об оружии);

    обязанность соблюдать права других людей, т.е. осуществлять свои права не в ущерб интересам других (прописана в Конституции).

Обязанности подростка в семье

Теория и правовые документы – это хорошо, но пора перейти к практическим задачам и поговорить об обязанностях подростка по дому. Не будем приводить здесь списки возможных конкретных обязанностей – в этом нет необходимости. Достаточно будет перечислить основные правила, которым подчиняются и обязанности подростка, а их не много:

    соблюдать семейные традиции, уважительно относиться к близким;

    убирать за собой;

    беречь имущество семьи;

    помогать, когда просят, если нет уважительной причины для отказа.

Дом, семья – это первое место, где ребенок учится общаться и взаимодействовать с другими людьми. От того, как выстроятся отношения подростка с родными, во многом зависит то, как во взрослой жизни он будет чувствовать себя в окружении людей. Если в семье все уважают друг друга, ответственно выполняют свои обязанности, если царит атмосфера добровольного сотрудничества и взаимопомощи, то и выросший в этой семье ребенок, что называется, «не пропадет» в жизни.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Михайловки»

"Права, обязанности и ответственность подростка"

Провела:

Классный руководитель

6-го Б класса

Попова Н.В.

2013 год

Форма : творческая мастерская

Цель: закрепить знания о правах, обязанностях и ответственности подростка.

Задачи :

Продолжить отработку умений взаимодействия в группе, ведения дискуссии в микрогруппе;

Дать возможность учащимся проявить творческие и аналитические способности.

План творческой мастерской

2. Краткая беседа и викторина школьного инспектора.

4. Первый блок " Разминка".

5. Второй блок " Синквейн".

7. Четвертый блок " Познание".

8. Пятый блок "Творческий".

Ход классного часа

1. Мотивация, вводная речь учителя, определение целей и задач классного часа.

Здравствуйте. Сегодня мы с вами встретились, чтобы, еще раз поговорить о очень важной для всех нас теме. Наш классный час пройдет в форме творческой мастерской.

Но для начала предлагаю вашему вниманию изречения, афоризмы известных людей. Как вы видите в них сделаны пропуски. Пропущены слова: "ответственность", "права", "обязанность". Вставьте недостающие слова в афоризмы. (Дети высказывают свои предположения)

Афоризмы.

1. “Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один.” Ф. Искандер (Ответственность)

2. “Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших … .” Э.Борк (Права, обязанности)

3. “Корень слова “…” объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать.” П.Коэльо (Ответственность)

4. “Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища.” И.Шевелев (Права, обязанности)

5. " ... влекут за собой обязанности. "(Латинское изречение) (Права)

Какие 3 слова нам встретились в этом задании? Правильно "права", "обязанности", "ответственность", именно о этих понятиях пойдет разговор на классном часе. Тема его звучит так: Права, обязанность и ответственность подростка" .

2. Краткая беседа и викторина

Правонарушение - это виновное поведение лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Виды правонарушений:

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность - уголовную, административную, гражданскую.

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Классный руководитель : Ребята, вам рассказали о преступлениях, которые совершаются подростками в нашем городе, а также о видах юридической ответственности за нарушения. Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.

Вопросы:

1. Порвал учебник одноклассника(Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Избил одноклассника (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

Как вы думаете, почему случается так, что подросток оступился или совершил правонарушения? (проблемы в семье, ребенок имеет плохое поведение, хочет выделиться и др.)

Ребята. Попробуйте ответить на такой вопрос: Связаны ли между собой эти слова (Права, обязанность, ответственность). Почему? (Предполагаемый ответ.- Права не могут соблюдаться без выполнения обязанностей и без соблюдения видов ответственности).

А много ли вы знаете о своих правах, обязанностях, ответственности? Да, много так как мы не раз говорили о этих важных понятиях. Давайте проверим ваши знания. Я предлагаю вам мини викторину. За правильный ответ вы получаете жетон. Победитель будет награжден грамотой.

Вопросы викторины.

1 вопрос. Что такое "правовой статус человека?"

Ответ .Это изменение набора прав и обязанностей по мере взросления.

2 вопрос. Какие права имеет подросток в нашей стране?

Ответ. Право на защиту закона, на бесплатное образование и медицину, на выбор вероисповедания, на выбор учебного заведения, на отдых, и т.д.

3 вопрос. Какие документы защищают твои права?

Ответ. Конституция, Международная Конвенция Прав Ребенка, Гражданское право, Семейное право, Уголовное право.

4 вопрос. Какие обязанности появляются у подростка, достигшего 14 ти лет?

Ответ. Соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения, выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством.

5 вопрос . Какие виды ответственностей, назначаемых несовершеннолетним вы знаете?

Ответ . Штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок.

6. Что такое "Комендантский час"?

Ответ. Это время, в которое подростки до 16 лет не имеют права находиться на улице, в общественных местах без сопровождения взрослых.

Работа с анкетой «Правонарушения в школьной среде» (классный руководитель)

Давайте проведем анонимный тест для выявления правонарушения в школьной среде.

Тест «Выявление правонарушения в школьной среде».

1. Твой пол

Мужской

Женский

2. В каком классе учишься?

3. С каким чувством ты идёшь обычно в школу?

а) с удовольствием, с хорошим настроением

б) равнодушно, без удовольствия

в) с плохим настроением

4. Случалось ли тебе участвовать в драке или чтоб тебя били?Если да, то с кем?

а) со сверстниками в школе

б) со сверстниками на улице

в) со старшими ребятами в школе

г) со старшими ребятами на улице

д) с другими людьми

е) такого не случалось

5. Случалось ли, чтобы кто - либо пытался оскорблять, унижать, издеваться над тобой?

а) да, сверстники в школе

б) да, сверстники на улице

в) да, старшие ребята в школе

г) да, старшие ребята на улице

д) да, другие люди

е) нет, такого не случалось

6. Случалось ли, чтобы у тебя отбирали вещи, деньги, требовали принести что - либо из дома?

а) да, случалось

б) нет, такого не случалось

7. Если случалось, как ты поступал в этом случае?

а) рассказывал родителям

б) рассказывал старшему брату (сестре)

в) рассказывал другу, подруге

г) рассказывал учителю

д) пытался защитить себя, дрался

е) никому не рассказывал, просто отдавал, что требовали

ж) такого не случалось

3. Знакомство с условиями работы мастерской.

Продолжаем творческую мастерскую . Основная задача нашей встречи закрепить знания о правах, обязанностях, ответственности подростка. Проявить свои творческие способности . (Далее оглашаются условия работы мастерской).

Наша мастерская разделена на блоки. Каждый блок имеет свое название и задание. Прошу не забывать, мы сегодня еще соревнуемся и между группами. За правильный ответ получаете 1 балл. Группа победитель получает грамоту и памятные подарки. Напоминаю работать необходимо очень быстро и слаженно.

4. Первый блок " Разминка".

На столе у каждой группы лежит лист для работы. На листе написаны 3 слова: Права, обязанности, ответственность. Задача: от слов проведите стрелки и напишите что для вас значат эти слова. Как вы их понимаете? Время работы 3 минуты. От группы отвечает 1 человек.

5. Второй блок " Синквейн".

Синквейн это форма, которая позволяет делать и формулировать краткие выводы. Состоит из 5 строк.

1 строка. 1 слово. Существительное или местоимение.

2 строка. 2 слова. Прилагательное или причастие.

3 строка. 3 слова. Глаголы,характеризующие признаки.

4 строка. 4 слова. Личное отношение авторов, или автора к объекту.

5 строка. 1 слово(любое) , характеризующее суть предмета.

Выполним синквейн для слова "Закон".

(В завершении блока ученики зачитывают свои работы. Жюри оценивает быстроту, качество выполнения работы.)

6. Третий блок" Размышление".

Задание для этого блока нам оставил школьный инспектор. Вам даны ситуации из жизни. Прочитайте их и определите. Какие права нарушены. К карточкам с ситуациями найдите строчку с нарушением прав. Наклейте полоску с ответом рядом с предложенной ситуацией. По завершению работы свои ответы предоставьте жюри. Оценивается правильность ответов и быстрота выполнения задания. (Время работы 4 минуты)

Для 1 группы

1 ситуация. Ученик 8 класса Василий готовил домашнее задание по биологии, где ему задали сделать компьютерную презентацию по теме"Дыхание" . Вася не стал себя утруждать и скачал презентацию из интернета не указав автора, а на уроке выдал работу другого человека за свою. Какое право нарушил Вася?

2 ситуация. Ученики 9 класса отдыхали на перемене. Дима подошел к соседней парте без спросу взял телефон одноклассницы поиграть. Какое право нарушено?

Право на собственность другого человека

3 ситуация. Семья пережила сложный период мать с отцом развелись. Мать усердно не дает своему десятилетнему сыну общаться с отцом. Какое право нарушено?

Право на общение ребенка с обоими родителями

Для 2группы

1ситуация. Ученицы 9 класса невзлюбили свою одноклассницу. Решили ей сделать неприятное. Пришли в школьный туалет для девочек на стенах написали не приятные слова, а также упомянули ее домашний и сотовый телефоны. Какое право нарушено?

Право на не разглашение личных данных

2 ситуация

Ученик 8 класса Коля не любит учиться, а любит на уроках громко разговаривать и даже петь. Какое право человека нарушает Коля?

Право на образование

3 ситуация

Мальчики баловались на перемене и закрыли Диму в кабинете биологии на ключ а сами убежали. Дима испугался.Просидел взаперти 15 минут, пока не пришел учитель. Какое право нарушено?

Право на свободу передвижения.

Для 3 группы.

1ситуация.

Пятнадцатилетний ученик решил вступить в школьную молодежную организацию. Но мама ему запретила это сделать, объяснив что работа в организации может повлиять на его успеваемость. Какое право нарушено?

Право на вступление в общественные организации не представляющие опасность для жизни подростка.

2 ситуация

Мама Жени не дает деньги на питание в школьной столовой. Объясняет это тем, что решила копить себе на шубу. Какое право нарушено?

Право на получение питания ребенком

3 ситуация

Миша считает себя достаточно взрослым и у него на все есть уже свое мнение. Но дома его абсолютно отказываются слушать и говорят, что он должен вырасти, чтобы иметь свое мнение.

Право на высказывание и на свою точку зрения.

Возможные неправильные ответы.

7. Четвертый блок " Познание

Найди ошибки в документах. Кто быстрее и качественнее выполнит работу. )поддерживать контакты с обоими родителями, если он разделен с одним из них.

Ст. 10: Дети и их родители не имеют право (имеют право ) покидать любую страну или въезжать в нее, чтобы объединиться и установить семейные отношения

Ст. 28: Дети не имеют право (имеют право ) на образование

Для 3 группы

8. Пятый блок "Творческий".

Задача: выполнить на формате А3 эскиз плаката на тему " Мой выбор, моя ответственность", или "Права и обязанности подростка". Придумать лозунг. Приготовить объяснение тому, что вы изобразили. Помните - плакат это краткое изображение. Оценивается соответствие теме, быстрота и качество исполнения, убедительность. (Время работы 5 минут.)

Возможные лозунги:

Требуешь прав своих, не забывай о других.

Права есть так и обязанностей не счесть.

Хочешь счастливо жить, умей другим уступить и т. п.

(В конце блока дети показывают свои плакаты, работы размещаются на доске, зачитывают свои объяснения.

9. Подведение итогов. Награждение.

Завершаем нашу работу. Все были молодцы. Показали свои знания, работу в группе, умение творчески мыслить. Пока жюри подводит итоги, подумайте и ответьте на вопрос : -Для чего подростку необходимо знать свои права, выполнять свои обязанности и помнить о ответственности? (Предполагаемый ответ: - Чтобы меньше попадать в неприятные, сложные ситуации.)

Мне очень интересно узнать ваше мнение о классном часе. На столах лежат квадраты красного, зеленого и синего цветов. Красный кв. - было интересно, зеленый - узнал новое, синий - провел время. При выходе положите, пожалуйста, выбранный квадрат в коробочку. Спасибо за работу. Всего хорошего.

обязанности

ответственность