Кто такие кипчаки. Происхождение и расовая принадлежность кыпчаков. Этническая история башкирских кипчаков

Фарид Алекперли,
доктор исторических наук

Как известно, тюркский мир разделяется на две основные этноязыковые общности – огузов и кипчаков (кыпчаков). Причем как огузы, так и кипчаки сыграли существенную роль в истории Азербайджана. На огузских тюркских языках говорят турки, азербайджанцы, туркмены, гагаузы, хорасанские и хорезмские тюрки, а также часть крымских татар. В настоящее время огузы численно преобладают в тюркском мире над кипчаками. Самые крупные огузские народы – это турки, которых около 70 миллионов человек, и азербайджанцы, численность которых превышает 50 миллионов (вместе с иранскими азербайджанцами).

На языках кипчакской ветви говорят татары, башкиры, казахи, ногайцы, киргизы, каракалпаки и др. Самый многочисленный кипчакский народ – казахи, общая численность которых приближается к 14 миллионам. Узбекский и уйгурский языки относятся к карлукской, а чувашский – к наиболее архаичной булгарской ветви тюркских языков.

Кто же такие кипчаки? Прототипом слова “кипчак”, возможно, является термин “кюеше” или “цзюеше”, упомянутый в 201 г. до н. э. в китайских письменных источниках. Более достоверным и доказанным считается упоминание этого народа под именем “кибчак” в наскальной надписи на так называемом Селенгинском камне (759 г.).

Этнонимы “кыпчак” и“кыфчак” часто приводят в своих трудах такие средневековые авторы, как Ибн Хордадбех (IX в.), Гардизи, Махмуд Кашгари (XI в.), Ибн аль-Асир (XIII в.), Рашид ад-Дин, аль-Умари, Ибн Халдун (XIV в.) и т.д.

В средневековых русских летописях XI-XIII вв. кипчаки упомянуты под названиями “половцы” и “сорочины”. В Венгрии они были известны как “палоцы” и “куны” (этнографическая группа “куманы” до сих пор проживает в Венгрии). Этим же термином (“куманы” или “команы”) называют их средневековые византийские и западноевропейские источники XIII в.

Булгары и кипчаки в Азербайджане

Тюркская история Азербайджана связана не только с огузами. Согласно историческим источникам, в Азербайджане с древних времен проживали также булгары и кипчаки, причем булгары представляют собой один из древнейших тюркских пластов.

Так, еще в III-VI вв. н.э. территорию Кавказской Албании населяли гунно-булгарские племена – гунны, савиры, хазары и т.д. В 552 г. савиры (сувары) вторглись в Кавказскую Албанию. В 562 г. тюркские племена савир и хазар заселяли области вокруг г. Габала – столицы Кавказской Албании. В 626-630 гг. Кавказская Албания была подчинена Хазарскому Каганату, административный центр которого временами находился в г. Габала.

Со временем в Азербайджане усилились огузский и кипчакский элементы, ассимилировав более древнюю булгарскую (гуннскую, савирскую и хазарскую) прослойку. Язык древних тюрок гуннского и булгарского происхождения, некогда населявших Азербайджан, считается вымершим. Его единственным “живым” наследником является современный чувашский язык, обладающий очень архаичными признаками и резко отличающийся от всех других ныне использующихся тюркских языков.

Азербайджанцев принято считать тюрками – огузами, а азербайджанский язык справедливо относят к огузской ветви тюркских языков. Это совершенно верно, однако при этом часто не учитывается то, какой существенный вклад внесли кипчаки в формирование азербайджанского народа и его языка.

Впрочем, лингвисты знают, что хотя азербайджанский язык в целом и относится к огузской ветви тюркских языков, в нем отчетливо просматриваются и кипчакские элементы. В частности, кипчакское происхождение имеет одно из наиболее употребительных азербайджанских слов – “яхши” (“хорошо”, “хороший”), которое родственно казахскому слову “жаксы” (казахи и киргизы произносят звуки “ж” и “с” там, где азербайджанцы используют “й” и “ш”).

Сами древние огузы, в отличие от кипчаков, вместо “яхши” чаще использовали слово “ийи” (“иги”). Слово “ийи” (“хорошо”, “хороший”) до сих пор используется в современном турецком языке, но оно постепенно вышло из употребления в Азербайджане, будучи вытеснено кипчакским “яхши”.

Кипчаки в древних рукописях

В отличие от гуннов и булгар, кипчаки оставили более ощутимый след в азербайджанском огузском языке. Так, кипчаками по происхождению были правители государства Атабеков Азербайджана (1145 – 1225 гг.) – Эльденизиды (Эльдегизиды, Ильдегизиды) атабек Шамсаддин Эльдениз и его потомки Джахан Пехлеван, Кызыл Арслан, Абубекр и Узбек.

Хотя их ополчения Эльденизидов состояли в большей степени из представителей огузских племен, тем не менее, и кипчаки в то время компактно проживали во многих областях Азербайджана и представляли собой грозную военную силу. Временами они служили ширваншахам и царям Грузии, а временами воевали с ними.

Известный средневековый летописец Ибн аль-Асир (1160-1233 гг.) в своей книге “Тарих аль-камиль” (“Полный свод истории”) описывает участие кипчаков в политической жизни средневекового Азербайджана: “В ша’бане этого, 587 [август 1191] года, был убит Кызыл Арслан, имя которого – Осман Илдегиз. Мы уже упомянули, что он овладел странами после своего брата Пехлевана, царя Аррана, Азербайджана, Хамадана, Исфахана, Рея и того, что между ними… После того как монголы заняли землю кипчаков, последние рассеялись: одна часть ушла в страну русов, другая рассеялась по своим горам, большинство же их, собравшись, направились к Дербенду Ширвана. Они послали к его владетелю по имени Рашид и сказали ему: “Монголы захватили нашу страну и разграбили наше имущество; мы пришли к тебе, чтобы расположиться в твоей стране. Мы твои рабы, и мы тебе завоюем области, и ты наш султан”… Он удовлетворил их просьбу… Они двинулись дальше и подошли к окрестностям Гянджи в провинции Аррана, которая (Гянджа) принадлежала мусульманам, и здесь кипчаки расположились. И послал против них эмир Гянджи – это был раб падишаха Узбека, владетеля Азербайджана, по имени Кушхара, – войска и помешал им приблизиться к его области… И выступил один из кипчакских предводителей во главе большого полчища против гурджей (т.е. грузин) и неожиданно напал на них, перебил многих из них, обратил их в бегство, взял, что было с ними, и захватил много пленников. После этого кипчаки вернулись на гору Килькун и расположились на ней, как было до этого”.

Кипчаки в эпосе «Деде Горгуд»

Кипчаки описаны и в выдающемся средневековом литературном памятнике тюрок огузов – эпосе “Китаби Деде Горгуд”. В то время между кипчаками и огузами происходила ожесточенная межплеменная война, поэтому кипчаки описаны в эпосе в негативном свете. Поскольку в то время (XII-XIII вв.) огузы уже приняли ислам, а большинство кипчаков оставались язычниками и тенгрианцами, в эпосе кипчаки именуются словами “гяуры”, “кафиры”, т.е. “неверные”.

Главным отрицательным персонажем в эпосе выступает коварный и жестокий предводитель кипчаков по имени Шекли Мелик, или Кыпчак Мелик. Кипчаки, согласно эпосу, неожиданно нападают на станы огузов и, пользуясь временным отсутствием в них воинов, убивают и угоняют в рабство женщин, стариков и детей.

Приведем отрывок из эпоса “Деде Горгуд” в переводе В.В.Бартольда: “Семь тысяч черноволосых гяуров нечистой веры, врагов (истинной) веры, в кафтанах, разорванных сзади до половины, сели на своих пегих коней, совершили набег; в полночь они пришли и к орде Казан бека. Его златоверхие жилища гяуры разрубили, его дочь-невесту, подобную гусю, заставили кричать, на табуны его быстрых коней вскочили, ряды его красных верблюдов угнали, его богатую казну, его обильные деньги разграбили. Рослая Бурла-хатун и с ней сорок стройных дев были уведены в плен; престарелая мать Казанбека была уведена, привешенная к шее черного верблюда; сын хана Казана Уруз-бек с тремястами джигитов были уведены со связанными руками и связанной шеей; сын Илик Коджи Сары-Калмаш пал в бою за дом Казан-бека; у Казана об этих делах вести не было”.

Впрочем, по одной из версий, под словом “гяуры” в эпосе имеются в виду вовсе не кипчаки, а грузины. Тем более что “гяуры” одеты в черное, а это традиционный цвет одежды у грузин. Кроме того, в одном месте в отношении “гяура” употреблен термин “азнавур”. Возможно, тут имеет место смешанный грузино-кипчакский вариант, так как в XII в. десятки тысяч кипчаков-тенгрианцев поселились на юге Грузии и, заключив союз с грузинскими царями, участвовали в их военных походах, в том числе против мусульман.

Так, царь Грузии Давид IV, опасаясь вторжения сельджуков, в 1118 году заключил союз с кипчаками и женился на Гурандухт (возможно, Турандухт – “дочь Турана”), дочери царя (мелика) кипчаков Атрака. После этого 40 000 воинов Атрака, не считая женщин и детей, поселились на юге Грузии, а 5000 отборных кипчакских воинов вошли в царскую гвардию.

Колоритно представлен Кыпчак Мелик в кинофильме “Деде Горгуд” (“Свет погасших костров”, Азербайджанфильм, 1975 г.): “Трон Кыпчак Мелика помещался на высоком помосте. Помост был очень широкий. Здесь был и трон Кыпчак Мелика, и его ложе. На этом помосте, кроме самого Кыпчак Мелика, было еще девять черноглазых, светлолицых, длиннокосых красавиц. Руки их до запястий были выкрашены хной, пальцы тонкие, шеи длинные. Кыпчак Мелик веселился с ними. Девушки подавали ему вино в золотых кубках. Кыпчак Мелик никогда не сходил с помоста. Когда надо было куда-то отлучиться, коня подводили к помосту, и он прямо с трона спрыгивал коню на спину. Сидящие внизу воины стелились под ноги коню Кыпчак Мелика, и, пока вождь не проезжал по их спинам, они не поднимали лиц от земли. Помост был богато изукрашен. Столбы были отделаны дорогими каменьями, края – павлиньими перьями. Всюду висели змеиные шкуры. Племя поклонялось змеям. Возвращаясь после набегов, Кыпчак Мелик ел и пил с девятью наложницами, развлекался и наслаждался на глазах у всех воинов племени”.

На самом деле, кипчаки вовсе не были более жестокими и коварными, чем огузы. Просто между двумя родственными тюркскими племенами шла война, а во время войны противоборствующие стороны, как известно, рисуют отрицательные образы друг друга, что естественно и в современное время называется идеологической или информационной войной.

В итоге в противоборстве огузов и кипчаков на территории Азербайджана, Ирана и Малой Азии (современной Турции) одержали победу численно преобладавшие огузы, создавшие в дальнейшем Сельджукскую и Османскую империи, государства Каракоюнлу, Аккоюнлу и Сефевидов. Кипчаки попали в подчиненное положение, но вовсе не исчезли с территории Азербайджана.

Они ассимилировались в языковом отношении и перешли на огузский тюркский язык. Однако это влияние не было односторонним – многие кипчакские слова, некоторые грамматические конструкции и особенности фонетики перешли в азербайджанский язык, относящийся в целом к огузской ветви тюркских языков.

В настоящее время наиболее сильно кипчакские элементы в азербайджанской культуре проявляются в северо-западных областях страны – в Гянджа-казахской зоне, а также среди азербайджанцев, живущих в Грузии. Именно в этих областях кипчаки оседали массово и здесь живут их прямые потомки, смешавшиеся в средние века с огузами. Так, в Гахском районе Азербайджана до сих пор существует селение под названием Гыпчаг.

Казаки, казахи и казахцы

Как известно, казахи являются одним из крупнейших современных кипчакских народов. Весьма примечательно, что в северо-западной части современного Азербайджана расположен город Газах (Казах) и названный его именем Газахский район. Хотя население Газахского района Азербайджана состоит не из казахов, а из этнических азербайджанцев, в древности эти территории были населены кипчаками, которые, возможно, и дали местности это название.

Г.А.Гейбуллаев в книге “К этногенезу азербайджанцев” (Баку, “Элм”, 1991, с.141, 356), пишет следующее: “Интерес представляет топоним Казах в Азербайджане. Существует мнение, что этноним казах среди кыпчаков возник не раньше XI в. Однако населенный пункт Казах в Аране упомянут уже в IX в. арабскими авторами в связи с событиями, происходившими в VII веке: у ал Куфи – Касак; у Ибн-Хордадбеха – Кисал. По сообщению ал-Балазури, Касал был построен арабским наместником Марваном ибн Мухаммедом (732-744) примерно в середине 30-х годов VIII в. и служил военным лагерем в ходе борьбы с хазарами и местными племенами”.

Далее Г.А.Гейбуллаев отмечает, что: “Различное написание (Касал и Касак), как правильно отметила Н.Велиханлы, объясняется схожестью арабских рукописных букв “к” и “л”. Это свидетельствует о том, что казахи обитали здесь, во всяком случае, до VII века…

В комментарии к этому топониму З.М.Буниятов на основе сведений Йакута ал-Хамави пишет, что она принадлежала Бабеку. По всей вероятности, этот топоним является искаженным по вине переписчиков “Казах”, исходя из похожести арабских букв “х” и “дж”… Можно связать топоним Казах на юге с топонимом Казах на севере (нынешний Казах в Азербайджанской ССР), который упоминается арабским автором. Оба эти топонима, несомненно, связаны с тюркским этнонимом касак, казак, казах”.

В Центральной Азии слово “казак” как этноним (название народа) появилось примерно в 1460 г. Его основу заложили ханы Жанибек и Керей, которые перекочевали со своими племенами от берегов реки Сырдарья на восток в Семиречье, Чуйскую долину и основали там в 1465 г. Казакское ханство. Его население стали называть “свободным людом”, т.е. “казаками” (“казахами”).

Таким образом, более древним и правильным вариантом слова “казах” является “казак” или “газаг”. Русские казаки именовались “казаками” по причине своего частично тюркского (в прошлом) происхождения. Среднеазиатская республика Казахстан также первоначально носила название Казакская АССР и лишь в 1936 г. была переименована в Казахскую ССР. Это было сделано для того, чтобы предотвратить путаницу казахов с казаками, а также затруднить проведение аналогий между этими двумя этническими общностями в целях недопущения отождествления предков русских казаков с тюрками и казахами, в частности.

В азербайджанском языке слово “газаг” превратилось в “газах” по другой причине. Азербайджанскому языку, особенно разговорному, свойственно видоизменение “г” на “х” или“гх”. Например, “булаг” (родник) часто произносится как “булах”, “аяг” (нога), как “аях” и т.д. Само слово “газаг” (“казак”, “казах”) древнетюркского происхождения и означает “свободный, независимый человек, удалец, искатель приключений”.

Татарский конный полк

В годы Российской империи мусульмане Кавказа не подлежали воинскому призыву. Однако в 1914 г. была создана добровольческая Кавказская туземная конная дивизия, более известная как “Дикая дивизия”, под командованием младшего брата царя, свиты его величества генерал-майора, великого князя Михаила Александровича. В составе дивизии существовал азербайджанский (в то время он назывался “татарским”) конный полк, две трети личного состава которого комплектовалась в Гянджа-Газахской зоне Азербайджана и в Борчалинской зоне Грузии, населенной азербайджанцами, в том числе потомками кипчаков.

Николай II во время пребывания в Тифлисе в ноябре 1914 г. обратился к депутации мусульман со следующими словами: “Выражаю мою сердечную благодарность всем представителям мусульманского населения Тифлисской и Елизаветпольской губерний, отнесшегося так искренно в переживаемое трудное время, доказательством чему служит снаряжение мусульманским населением Кавказа шести конных полков в состав дивизии, которая под командою моего брата отправилась для борьбы с общим нашим врагом. Передайте мою сердечную благодарность всему мусульманскому населению за любовь и преданность России”.

После провозглашения независимости Азербайджана в 1918 году, костяк формировавшейся азербайджанской армии составили тот самый Татарский конный полк и новобранцы из Гянджа-Газахской зоны Азербайджана во главе с уроженцем Газаха генералом Али Ага Шихлинским, ранее, до октябрьской революции, служившим в российской армии и прозванным “Богом русской артиллерии”.

(кыпчаки, в древнерусских летописях – половцы, в европейских источниках – куманы), тюркоязычный народ, занимавшийся преимущественно кочевым скотоводством и ремеслами. Предки кипчаков сиры кочевали в 4–7 вв. в степях между vонгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем и упоминались в китайских источниках как народ сеяньто. Образованное ими в 630 государство было затем уничтожено китайцами и уйгурами. Остатки племени отошли в верховья Иртыша и степи восточного Казахстана. Они получили название кипчаки, что, по легенде, означало «злосчастные». В 10 в. жили на территории современного северо-западного Казахстана, гранича на востоке с монголоязычными кимаками, на юге с огузами и на западе с хазарами; распадались на ряд племен. В условиях распада Хазарского каганата кипчаки стали переходить с середины 10 в. Волгу вслед за турками-огузами и расселяться в степях Северного Причерноморья и Кавказа. В 11 в. восточные кипчаки находились под властью кимаков, а позднее кипчакским племенам пришлось под натиском киданей все дальше уходить на запад. К 1030-м они заняли степные пространства от Иртыша до Волги, а затем – и восточно-европейскими степи.

С 11 в. обширное пространство от Дуная до западных отрогов Тянь-Шаня было известно как Половецкая земля (Дешт-и-Кыпчак). Основная масса кочевий кипчаков была в 12 в. сосредоточена на левом берегу Днепра, по берегам Сиваша, на Донце и его притоках. Северная граница их почти вплотную подходила к территории Руси, южная шла по берегу Азовского моря. С середины 11 в. кипчаки проникли в предкавказские степи, изгнав из района Кубани и современного Ставрополья печенегов. На р.Сунже утвердилась ставка половецких ханов. В Дагестане поселились т.наз. дербентские кипчаки. Каменные статуи, возведенные половцами («бабы») в большом количестве встречаются на Нижнем Дону, в Приднепровье, Крыму, Приазовье, Подонье, Поволжье и Предкавказье.

Кипчаки находились на стадии разложения родового строя и образования феодального общества. Они не создали единого государства, но объединялись в отдельные племенные союзы во главе с ханами. В 12 в. в половецкой земле появились города с многонациональным населением (кипчаки, аланы, булгары, русы). Восточные, заволжские кипчаки поддерживали тесные связи со Средней Азией, в особенности, с Хорезмом, где кипчакская знать составляла часть правящей элиты. Западные половцы находились в контакте с Русью, Византией, Венгрией и Болгарией.

Кипчаки обладали мощными по тем временам военными силами. Их основу составляла мобильная легкая и тяжелая конница, вооруженная луками, саблями, копьями, шлемами и легкими доспехами. Половецкие отряды активно использовали тактику засад, стремительных и внезапных конных набегов, глубокого вторжения в тыл противника с целью его окружения. Находясь в обороне, окружали свои стоянки повозками.

Половцы вели почти беспрерывные войны с соседями. Главной целью их набегов было приобретение добычи и грабеж населения. В 1054–1055 кипчаки впервые появились у границ Переяславского княжества и вскоре начали набеги на раздробленную Русь (1068, 1092, 1093, 1096), Венгрию (1070, 1091, 1094) и Византию (1087, 1095). Нередко они вступали в союз с отдельными русскими князьями и вместе с ними нападали на владения их соперников. В свою очередь, князья часто роднились с половецкими ханами. К началу 12 в. в причерноморских степях стали складываться два крупных кипчакских объединения – приднепровское и донское. См.также ДРЕВНЕРУССКИЕ КНЯЖЕСТВА.

В 1103–1107 Святополк Ярославич и Владимир Мономах в ходе нескольких походов разгромили днепровских половцев. В крупном сражении на р.Сутени (Молочной) погибло до 20 представителей кипчакской родовой знати. Кипчаки покинули кочевья в Побужье. В 1109, 111 и 1116 русские князья разбили донских половцев, захватили города Шарукань, Сугров и Балин и вытеснили орду хана Отрока в степи северного Кавказа. Хан Сырчан остался кочевать на Дону.

Отошедшие на северный Кавказ и в Грузию кипчаки в 1117 разрушили Саркел (Белую Вежу), принудив жителей города, а также племена печенегов и торков уйти на Русь. На северном Кавказе половцы потеснили аланов, адыгов и вайнахов, но в начале 12 в. границы между ними стабилизировались по р.Кубань, Нижняя Малка и Терек. Примирению между аланами и кипчаками способствовал в 1118 грузинский царь Давид IV Строитель. Отрак перешел к нему на службу и отдал за правителя Грузии свою дочь. Грузинское государство использовало 40-тысячное половецкое войско для борьбы с турками-сельджуками, а 5 тыс. кипчаков были включены в личную гвардию царя. После смерти Владимира Мономаха в 1125 Отрак и часть его орды по приглашению хана Сырчана вернулись на Дон, но многие остались в Грузии. Во времена царствования царя Георгия III (1152–1184) в Грузию переселилось еще несколько десятков тысяч кипчаков и аланов.

Сын Владимира Мономаха, князь Мстислав Владимирович оттеснил половцев за Дон, Волгу и Яик (Урал). Несколько десятилетий кипчаки почти не тревожили Русь набегами. Зато в 1130–1150-х русские князья активно приглашали их для участия в своих междоусобных войнах. В этот период формировались устойчивые половецкие орды (Бурчевичей, Токсобичей и др.). Во второй половине 12 в. снова оформились два крупных племенных союза: приднепровско-лукоморский (ханы Тоглый, Изай, Осолук, Кобяк) и донской-предкавказский (во главе с сыном Отрака – Кончаком). С 1170-х кипчаки снова стали совершать опустошительные набеги на Русь и нападать на торговые караваны, шедшие в Византию. В ответ русские князья предприняли новые походы в степь. В 1184 им удалось разбить половцев и взять в плен Кобяка. Однако поход новгород-северского князя Игоря Святославлича на Кончака в 1185 оказался неудачным, и в 1185–1186 хан напал на Киев и Черниговскую землю.

К середине 1190-х самостоятельные набеги кипчаков на Русь прекратились, но ханы по-прежнему участвовали в усобицах русских князей. В 1203 Кончак в союзе с князем Рюриком Ростиславичем захватил и разграбил Киев.

В 1223, когда на северный Кавказ вторглись с юга монгольские отряды Джэбэ и Субэтэя, кипчаки отказались от союза с аланами и позволили монголам расправиться с ними, но затем сами были разбиты. После этого хан Котян, кочевавший в причерноморских степях, обратился за помощью к русским князьям, однако в битве при Калке русско-половецкое войско потерпело поражение. В 1239, разбитый в астраханских степях войском монгольского Бату-хана (в русских летописях – Батыя), Котян вместе с 40 тыс. кипчаками бежал в Венгрию, что спровоцировало поход монголов против этой страны. Хан Котян был убит венгерской знатью, часть половцев нашла убежище на Балканах. Но подавляющее большинство кипчаков вошло в состав Золотой Орды. Они ассимилировали монгольских пришельцев и передали им свой язык. После 14 в. кипчаки вошли в состав татар, казахов, башкир, карачаевцев, кумыков и др. народов. Одно из казахских племен Среднего жуза в 16–19 веках носило название кипчаки.

Pыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и его современники . М., 1971
Аджи М. Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи . М., 1999
Аджи М. Полынь Половецкого поля . М., 2000
Аджи М. Кипчаки, огузы . М., 2001

КИПЧАКИ (кыпчаки, в древнерусских летописях – половцы, в европейских источниках – куманы), тюркоязычный народ, занимавшийся преимущественно кочевым скотоводством и ремеслами. Предки кипчаков сиры кочевали в 4–7 вв. в степях между монгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем и упоминались в китайских источниках как народ сеяньто. Образованное ими в 630 государство было затем уничтожено китайцами и уйгурами. Остатки племени отошли в верховья Иртыша и степи восточного Казахстана. Они получили название кипчаки, что, по легенде, означало «злосчастные». В 10 в. жили на территории современного северо-западного Казахстана , гранича на востоке с монголоязычными кимаками, на юге с огузами и на западе с хазарами; распадались на ряд племен. В условиях распада Хазарского каганата кипчаки стали переходить с середины 10 в. Волгу вслед за турками-огузами и расселяться в степях Северного Причерноморья и Кавказа. В 11 в. восточные кипчаки находились под властью кимаков, а позднее кипчакским племенам пришлось под натиском киданей все дальше уходить на запад. К 1030-м они заняли степные пространства от Иртыша до Волги, а затем – и восточно-европейскими степи.

С 11 в. обширное пространство от Дуная до западных отрогов Тянь-Шаня было известно как Половецкая земля (Дешт-и-Кыпчак). Основная масса кочевий кипчаков была в 12 в. сосредоточена на левом берегу Днепра, по берегам Сиваша, на Донце и его притоках. Северная граница их почти вплотную подходила к территории Руси, южная шла по берегу Азовского моря. С середины 11 в. кипчаки проникли в предкавказские степи, изгнав из района Кубани и современного Ставрополья печенегов. На р.Сунже утвердилась ставка половецких ханов. В Дагестане поселились т.наз. дербентские кипчаки. Каменные статуи, возведенные половцами («бабы») в большом количестве встречаются на Нижнем Дону, в Приднепровье, Крыму, Приазовье, Подонье, Поволжье и Предкавказье.

Кипчаки находились на стадии разложения родового строя и образования феодального общества. Они не создали единого государства, но объединялись в отдельные племенные союзы во главе с ханами. В 12 в. в половецкой земле появились города с многонациональным населением (кипчаки, аланы, булгары, русы). Восточные, заволжские кипчаки поддерживали тесные связи со Средней Азией, в особенности, с Хорезмом, где кипчакская знать составляла часть правящей элиты. Западные половцы находились в контакте с Русью, Византией, Венгрией и Болгарией.

Кипчаки обладали мощными по тем временам военными силами. Их основу составляла мобильная легкая и тяжелая конница, вооруженная луками, саблями, копьями, шлемами и легкими доспехами. Половецкие отряды активно использовали тактику засад, стремительных и внезапных конных набегов, глубокого вторжения в тыл противника с целью его окружения. Находясь в обороне, окружали свои стоянки повозками.

Половцы вели почти беспрерывные войны с соседями. Главной целью их набегов было приобретение добычи и грабеж населения. В 1054–1055 кипчаки впервые появились у границ Переяславского княжества и вскоре начали набеги на раздробленную Русь (1068, 1092, 1093, 1096), Венгрию (1070, 1091, 1094) и Византию (1087, 1095). Нередко они вступали в союз с отдельными русскими князьями и вместе с ними нападали на владения их соперников. В свою очередь, князья часто роднились с половецкими ханами. К началу 12 в. в причерноморских степях стали складываться два крупных кипчакских объединения – приднепровское и донское. .

В 1103–1107 Святополк Ярославич и Владимир Мономах в ходе нескольких походов разгромили днепровских половцев. В крупном сражении на р.Сутени (Молочной) погибло до 20 представителей кипчакской родовой знати. Кипчаки покинули кочевья в Побужье. В 1109, 111 и 1116 русские князья разбили донских половцев, захватили города Шарукань, Сугров и Балин и вытеснили орду хана Отрока в степи северного Кавказа. Хан Сырчан остался кочевать на Дону.

Отошедшие на северный Кавказ и в Грузию кипчаки в 1117 разрушили Саркел (Белую Вежу), принудив жителей города, а также племена печенегов и торков уйти на Русь. На северном Кавказе половцы потеснили аланов, адыгов и вайнахов, но в начале 12 в. границы между ними стабилизировались по р.Кубань, Нижняя Малка и Терек. Примирению между аланами и кипчаками способствовал в 1118 грузинский царь Давид IV Строитель. Отрак перешел к нему на службу и отдал за правителя Грузии свою дочь. Грузинское государство использовало 40-тысячное половецкое войско для борьбы с турками-сельджуками, а 5 тыс. кипчаков были включены в личную гвардию царя. После смерти Владимира Мономаха в 1125 Отрак и часть его орды по приглашению хана Сырчана вернулись на Дон, но многие остались в Грузии. Во времена царствования царя Георгия III (1152–1184) в Грузию переселилось еще несколько десятков тысяч кипчаков и аланов.

Сын Владимира Мономаха, князь Мстислав Владимирович оттеснил половцев за Дон, Волгу и Яик (Урал). Несколько десятилетий кипчаки почти не тревожили Русь набегами. Зато в 1130–1150-х русские князья активно приглашали их для участия в своих междоусобных войнах. В этот период формировались устойчивые половецкие орды (Бурчевичей, Токсобичей и др.). Во второй половине 12 в. снова оформились два крупных племенных союза: приднепровско-лукоморский (ханы Тоглый, Изай, Осолук, Кобяк) и донской-предкавказский (во главе с сыном Отрака – Кончаком). С 1170-х кипчаки снова стали совершать опустошительные набеги на Русь и нападать на торговые караваны, шедшие в Византию. В ответ русские князья предприняли новые походы в степь. В 1184 им удалось разбить половцев и взять в плен Кобяка. Однако поход новгород-северского князя Игоря Святославлича на Кончака в 1185 оказался неудачным, и в 1185–1186 хан напал на Киев и Черниговскую землю.

К середине 1190-х самостоятельные набеги кипчаков на Русь прекратились, но ханы по-прежнему участвовали в усобицах русских князей. В 1203 Кончак в союзе с князем Рюриком Ростиславичем захватил и разграбил Киев.

В 1223, когда на северный Кавказ вторглись с юга монгольские отряды Джэбэ и Субэтэя, кипчаки отказались от союза с аланами и позволили монголам расправиться с ними, но затем сами были разбиты. После этого хан Котян, кочевавший в причерноморских степях, обратился за помощью к русским князьям, однако в битве при Калке русско-половецкое войско потерпело поражение. В 1239, разбитый в астраханских степях войском монгольского Бату-хана (в русских летописях – Батыя), Котян вместе с 40 тыс. кипчаками бежал в Венгрию, что спровоцировало поход монголов против этой страны. Хан Котян был убит венгерской знатью, часть половцев нашла убежище на Балканах. Но подавляющее большинство кипчаков вошло в состав Золотой Орды. Они ассимилировали монгольских пришельцев и передали им свой язык. После 14 в. кипчаки вошли в состав татар, казахов, башкир, карачаевцев, кумыков и др. народов. Одно из казахских племен Среднего жуза в 16–19 веках носило название кипчаки.

Из истории все мы знаем, что в древности русские часто сражались с половцами. Но кто такие эти половцы? Ведь сейчас в мире нет народа с таким названием. А между тем, кровь их, возможно, течет даже в нас самих…

«Злосчастный» народ

Откуда взялся этноним «половцы», точно не известно. Одно время бытовала версия, что он связан со словом «поле», ведь эти народы жили в поле, степи. Современные историки же в массе своей считают, что слово «половец» произошло от «половый» - «изжелта-белый, желтоватый, соломенный». Скорее всего, волосы у представителей этого народа были светло-желтого, соломенного цвета. Хотя это странно для тюркских племен. Сами же половцы называли себя кипчаками, кимаками, куманами…

Интересно, что слово «кипчак» (или, как произносили его сами носители, «кыпчак») на тюркских наречиях означает «злосчастный». Скорее всего, предками кипчаков были племена сиров, кочевавшие в IV-VII веках в степях между монгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем. Есть свидетельства о том, что в 630 году они образовали государство с названием Кипчак, впоследствии разрушенное уйгурами и китайцами.

В начале XI века половецкие племена пришли из Заволжья в причерноморские степи, затем пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная. Таким образом им удалось заселить всю территорию от Дуная до Иртыша, которая звалась Великой Степью. Восточные источники даже называют ее Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь).

От набегов до Золотой Орды

Начиная со второй половины XI столетия половцы то и дело совершали набеги на Русь, опустошая земли, забирая скот и имущество и уводя в плен местных жителей. Больше всего от половецких нападений страдали пограничные княжества - Переяславское, Северское, Киевское, Рязанское.

В начале XII века войскам князей Святополка Изяславича и Владимира Мономаха удалось вытеснить половцев на Кавказ, за Волгу и Дон. Впоследствии они составили большую часть населения Золотой Орды. Именно от них, по мнению историков, пошли татары, киргизы, гагаузы, узбеки, казахи, каракалпаки, ногайцы, кумыки, башкиры, карачаевцы, балкарцы.

Где искать потомков половцев?

В период существования Золотой Орды русские князья часто брали в жены половецких княжон. Начало этой традиции положил сын Ярослава Мудрого князь Всеволод, в 1068 году женившийся на Анне, дочери половецкого хана, которая так и вошла в историю как Анна Половецкая. Его сын Владимир Мономах также женился на половчанке. Киевский князь Святополк Изяславич был женат на дочери половецкого хана Тугоркана, Юрий Долгорукий - на дочери хана Аепы, Рюрик, сын великого киевского князя Ростислава Мстиславича - на дочери хана Белока, сын новгород-северского князя Игоря Святославича, героя «Слова о полку Игореве» Владимир - на дочери хана Кончака, князь Галицкий Мстислав Удатный - на дочери хана Котяна, которая, между прочим, стала бабушкой Александра Невского!

Итак, мать владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, была половчанкой. Исследование его останков должно было послужить подтверждением или опровержением теории о европеоидной внешности половцев. Оказалось, что ничего монголоидного во внешности князя не было. Если верить антропологическим данным, то они были типичными европейцами. Все описания говорят о том, что у «кипчаков» были белокурые или рыжеватые волосы, серые или голубые глаза… Другое дело, что в процессе ассимиляции они могли смешиваться, например, с монголами, и их потомки уже обретали монголоидные черты.

Откуда же у половцев взялись европеоидные черты? Одна из гипотез гласит, что они были потомками динлинов - одной из древнейших наций Европы, в результате миграционных процессов смешавшимися с тюрками.

Сегодня среди ногайцев, казахов, башкир, татар, киргизов встречаются потомки племен с родовыми названиями «кипчак», «кыпшак», «кыпсак» со сходными генетическими гаплогруппами. Среди болгар, алтайцев, ногайцев, башкир, киргизов встречаются этнические группы с названиями «куман», «кубан», «куба», которые некоторые историки относят к части половецких племен. У венгров, в свою очередь, имеются этногруппы «плавцы» и «кунок», которые являются потомками родственных племен - половцев и кунов.

Ряд исследователей полагают, что отдаленные потомки половцев также встречаются среди украинцев, поляков, чехов, болгар и даже немцев.

Таким образом, кровь половцев может течь во многих народах не только Азии, но и Европы, и даже славянских, не исключая, разумеется, и русских…

В период существования Золотой Орды русские князья часто брали в жены половецких княжон. Начало этой традиции положил сын Ярослава Мудрого князь Всеволод, в 1068 году женившийся на Анне, дочери половецкого хана, которая так и вошла в историю как Анна Половецкая. Его сын Владимир Мономах также женился на половчанке. Киевский князь Святополк Изяславич был женат на дочери половецкого хана Тугоркана, Юрий Долгорукий - на дочери хана Аепы, Рюрик, сын великого киевского князя Ростислава Мстиславича - на дочери хана Белока, сын новгород-северск ого князя Игоря Святославича, героя «Слова о полку Игореве» Владимир - на дочери хана Кончака, князь Галицкий Мстислав Удатный - на дочери хана Котяна, которая, между прочим, стала бабушкой Александра Невского!

Итак, мать владимиро-суздал ьского князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, была половчанкой. Исследование его останков должно было послужить подтверждением или опровержением теории о европеоидной внешности половцев. Оказалось, что ничего монголоидного во внешности князя не было. Если верить антропологически м данным, то они были типичными европейцами. Все описания говорят о том, что у «кипчаков» были белокурые или рыжеватые волосы, серые или голубые глаза… Другое дело, что в процессе ассимиляции они могли смешиваться, например, с монголами, и их потомки уже обретали монголоидные черты.

Откуда же у половцев взялись европеоидные черты? Одна из гипотез гласит, что они были потомками динлинов – одной из древнейших наций Европы, в результате миграционных процессов смешавшимися с тюрками.

Сегодня среди ногайцев, казахов, башкир, татар, киргизов встречаются потомки племен с родовыми названиями «кипчак», «кыпшак», «кыпсак» со сходными генетическими гаплогруппами. Среди болгар, алтайцев, ногайцев, башкир, киргизов встречаются этнические группы с названиями «куман», «кубан», «куба», которые некоторые историки относят к части половецких племен. У венгров, в свою очередь, имеются этногруппы «плавцы» и «кунок», которые являются потомками родственных племен - половцев и кунов.

Ряд исследователей полагают, что отдаленные потомки половцев также встречаются среди украинцев, поляков, чехов, болгар и даже немцев.

Таким образом, кровь половцев может течь во многих народах не только Азии, но и Европы, и даже славянских, не исключая, разумеется, и русских…