Кладбище военной техники в чернобыле. Техника, участвовавшая в ликвидации последствий аварии на чаэс (20 фото). Какая техника попала на кладбище

Ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС стала тяжелым испытанием. Ставший в одночасье немирным атом не щадил никого: ни людей, ни технику. Попавшие в Чернобыль вертолеты, инженерные машины и другая спецтехника получили дозу радиации, которая исключала их дальнейшее использование. Было принято решение поместить всю эту технику законсервировать и забыть о ней на многие десятилетия. Но что-то пошло не так и жизнь внесла свои коррективы.

Площадь могильника, расположенного в окрестностях деревни Рассоха Иванковского района Киевской области, составляла порядка 20 гектаров, а общая стоимость уже недвижимого имущества в ценах 1986 года - 46 млн долларов США (это более 1350 единиц различной техники: вертолетов, машин, автобусов, бронетранспортеров). Конечно, такое богатство не могло не привлечь любителей легкой наживы.

Кладбище техники просто необъятных размеров. Рядами стоят зараженные машины. Бронетранспортеры, грузовики, машины скорой помощи, пожарные машины, автобусы, экскаваторы, роботизированные бульдозеры и даже грузовые вертолеты (самые мощные в мире — подъем 50т). Техника на ядерной свалке находится в очень запущенном состоянии, от некоторой остался только остов. Те единицы техники, которые были облучены сильнее всего, сразу хоронили на большой глубине.
Это роботизированные бульдозеры, именно ими сбрасывали в открытый реактор глыбы радиоактивного графита, который выбросило во время взрыва на крышу из реактора. Это автобусы, на которых эвакуировали жителей Припяти, напротив машины скорой помощи, рядом пожарные машины.

Сейчас этой свалки больше не существует. Вся грязная, т.е. зараженная смертельной радиацией техника исчезла. На форумах, где затрагивалась тема Рассохи, пользователи выделяли три волны растаскивания радиоактивного бесхозного имущества. Первая началась еще при СССР — тогда снимали дефицитные запчасти для рабочей техники в Чернобыльской зоне отчуждения. Вторая — в 90-е, когда массово начинали снимать двигатели с грузовиков, срезали переднюю облицовку радиаторов, капот. Порой такие запчасти всплывали потом на харьковском авторынке. Третья волна началась в 2000-2002 годах, когда оставшуюся технику начали растаскивать на металлолом.

Официальные работы по ликвидации радиоактивной свалки начались в 2013 году, и сегодня на месте радиоактивного могильника практически ничего не осталось. Так свалка радиоактивной техники выглядела несколько лет назад.

А так Рассохинское «кладбище» выглядит сегодня. Сам лично нашёл в Гугл-Мапс — Кладбище техники Кладовище расохського обладнання

Куда делись или во что были переплавлены сотни тонн зараженного железа, алюминия, меди и других металлов. Где всплывет эта бомба замедленного действия? Ответов пока ни у кого нет.

В Чернобыльской Зоне Отчуждения находится немало объектов, интересных для посещения. Отсутствие человека и стадия необратимой деградации зданий сформировали уникальный постапокалиптический мир, не предполагающий наличия в нем людей. В ЧЗО много различных элементов, которые формируют этот мир. Это и , заросли, и . Вместе с тем, есть еще один важный элемент в культуре Зоны Отчуждения, который оказал влияние на возникновение нынешней постапокалиптической реальности. Речь идет о брошенной технике в этих местах.
1)


В Чернобыльской Зоне Отчуждения в свое время функционировали ПЗРО - Пункт захоронения радиоактивных отходов. Представляли собой они обыкновенные могильники и отстойники техники, которая принимала участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Ввиду высоких уровней радиации в 1986-1987 гг. техника (а именно - вертолеты, ИМР, БМП, грузовики, тягачи и т.д.) была загрязнена радионуклидами и, соответственно, являлась непригодной для дальнейшей эксплуатации. Загрязненную технику отправляли в ПЗРО, где она и стояла до наших дней, представляя собой настоящее техническое кладбище различных машин. На территории Зоны Отчуждения находятся два таких ПЗРО - "Буряковка" и "Рассоха". Особенно интересна в этом плане "Рассоха" - долгое время там находились вертолеты, которые принимали участие в ликвидации последствий аварии, а также бесчисленное количество бронетранспортеров. Но вот тут как раз беда. Начиная с 2006 года доступ на объект был ограничен, а в конце 2012 года "Рассоха" прекратила свое существование. Что-то распилили на металлолом, что-то ликвидировали. Поскольку активно ездить в Чернобыльскую Зону я начал в 2012 году, я просто физически не мог на "Рассоху". Чтобы оценить всю эстетику этого ПЗРО рекомендую посмотреть это фото:
2)


Потрясающее великолепие винтокрылых машин и колесно-гусеничной техники! Какое-то время время интерес любителей техники Зоны Отчуждения удовлетворяла ПЗРО "Буряковка". С вертолетами там, конечно было туго, но вот всей остальной техники хватало в изрядном количестве. В 2012 году у меня было два варианта поездки в Зону - в сентябре или в августе. Я поехал в августе и.. не попал на "Буряковку". С 2013 года на этот объект введен ограниченный доступ. В принципе, техника не является первоочередным пунктом моих интересов в Зоне Отчуждения, поэтому я к этому отношусь достаточно спокойно. Если хотите посмотреть "Буряковку", anzee (кликабельно) 2010 года, а также снимки проекта "Припять-Сити" (смотреть и ). Я же, в свою очередь, покажу немного фотографий брошенной техники, которую можно встретить в самых разных уголках Зоны Отчуждения. Все еще хранящие следы радиоактивного загрязнения, пораженные ржавчиной и с облупившейся краской, но вместе с тем, настоящие атрибуты радиоактивного технического индастриала постапокалиптического мира Зоны...
3)


Окрестности станции Янов, кладбище ИМР - инженерные машины разграждения. ИМР использовались для снятия радиоактивного грунта.
4)


Фирменным знаком ИМР является его фееричный ковш.
5)


Для некоторых опытных ходоков в Зону Отчуждения ИМР посещение ИМР сродни религии. Есть у меня такой знакомый Александр Артюховский из Петербурга, для которого техника в Зоне гораздо важнее посещения Припяти. Лично я отношусь равнодушно к этим железным уродцам, но, тем не менее, согласен с тем, что они тоже играют роль в формировании постапокалиптической культуры Зоны.
6)


Любители дозиметрии всегда замеряют эти колесики. Здесь определенно фонит, правда, я не знаю, какие именно здесь значения, но фон повышен. Повышенный фон вполне логичен - ведь техника передвигалась по радиоактивному грунту.
7)


Такой вот уродец на Янове.
8)


9)


Есть здесь своя эстетика, но лично мне достаточно одного посещения, чтобы удовлетворить свое любопытство относительно техники в Зоне.
10)


Помимо "Буряковки" техника в Зоне кучкуется на станции Янов. Туда, кстати, тоже сейчас проблематично попасть ибо технику начинают пилить.
11)


12)


Время, индастриал, постапокалиптика... Машины в мире без людей.
13)


Сел Копачи. Рядом стоит МТС, поэтому в окрестностях села можно встретить различную технику, в том числе и сельскохозяйственного назначения.
14)


"Троллейбус, который идет на восток". Уникальный чернобыльский троллейбус в одном экземпляре, село Копачи. Самих "траликов" в Зоне не было (и не могло быть), надпись на нем говорит о том, каких целях он использовался.
15)


Зимний чернобыльский троллейбус.
16)


ИМР в Копачах. Само село Копачи было полностью захоронено техникой. Видимо, ИМР остался как раз после самой ликвидации села.
17)


Зерноуборочный комбайн СК -5 "Нива"
18)


В Зоне есть еще одно скопление сельскохозяйственной техники в селе Зимовище, однако я там еще не был.
19)


20)


Задний дворик в Припяти.
21)


Там же.
22)


Чернобыльский "запорожец", село Куповатое. Надо будет порекомендовать в коллекцию известного корчеведа всея ЖЖ yozas_gubka .
23)

Знаменитый припятский ковш. Или ковш имени Руслана Мурадова, известного в чернобыльских кругах любителя именно этого предмета.
24)


Ковш в зимнее время. Сам ковш использовался для очистки крыши от графита 4-го энергоблока ЧАЭС. Внутри ковша повышенный радиационный фон, 8-9 миллирентген можно поймать дозиметром там.
25)


Остатки техники в лесу, дорога на Что она делает в глухом лесу - непонятно.
26)


С другого ракурса.
27)


28)


29)


Ну а напоследок - кладбище кораблей, чернобыльский затон.
30)


Фото сделаны рано утром, поэтому получились таким красочными.
Хоть я и не побывал в "Рассохе" и "Буряковке", но представление о находящейся технике в Зоне Отчуждения получить все же можно. К сожалению, техника принадлежит к исчезающим объектам Зоны, так как ее распиливают на металлолом и с каждым годом ее становится все меньше в этих местах. Но кое-что еще пока можно увидеть...

Из зоны отчуждения в Чернобыле исчезла зараженная военная техника. Это доказывают спутниковые снимки района техногенной катастрофы, которые доступны по открытой ссылке . Как видно на кадрах, местность, которая обозначена как кладбище техники, фактически уже таковой не является: на фото не видно ни одной машины.После взрыва на Чернобыльской АЭС для ликвидации последствий аварии было задействовано около 100 тысяч единиц техники, как военной, так и гражданской. В работах в зоне отчуждения использовались грузовики, бульдозеры, вертолеты и даже танки.
После ликвидации последствий взрыва вся эта зараженная радиацией техника была отправлена на вечную стоянку на специальное кладбище техники в Чернобыльской зоне отчуждения. Но теперь, спустя 30 лет после катастрофы, согласно спутниковым данным, свалка пуста.Официальных сообщений о том, куда могла исчезнуть зараженная техника, нет. Однако по многочисленным неподтвержденным пока сообщениям, Киев перебросил технику из радиоактивного могильника в зону так называемой АТО в Донбассе. Об этом в 2015 году сообщали СМИ ДНР со ссылками на военнослужащих ВСУ. По этим сведениям, дефицит боевой техники командование украинской армии восполняет в том числе за счет тех машин, которые использовались для ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции.
Не исключено, что военную технику с повышенным радиационным фоном руководство ВСУ отправляло в зону боевых действий, при этом о радиационной угрозе для здоровья самим военнослужащим не сообщалось, утверждают источники в ДНР. Еще в январе 2015 года хакерская группа «Киберкут» публиковала сведения о том, что как минимум половина украинской техники имеет советские паспорта с отметками о дислокации в Чернобыльской зоне.
Куда на самом деле могли деться зараженные машины? Кому они могли понадобиться? Правда ли, что их видели во время конфликта в Донбассе? И какие еще тайны хранит самая страшная техногенная авария в истории? Обо всем этом в новом

Возле пожарной части в городе Чернобыль есть небольшой музей под открытым небом. В нем представлена та самая техника, которая принимала участие в ликвидациях последствий чернобыльской аварии — причем, принимала участие в самых "горячих точках", где не могли работать люди — это крыша машзала и Третьего энергоблока.

Большинство устройств, работающих при столь высоких уровнях радиации, уже давно захоронены как твердые радиоактивные отходы, но часть техники удалось отчистить до более-менее приемлимого уровня — когда к ней можно подходить на 5-6 метров.

Итак, сегодняшняя прогулка — по музею техники возле пожарной части в Чернобыле.

02. Подъезжаем к пожарной части. Возле нее находится вот такой памятник всем тем, кто принимал участие в ликвидации последствий аварии.

03. Дозиметристы, пожарные, военные и врачи как бы заворачивают, закрывают разрушенный Четвертый блок огромным покрывалом. Этот памятник создали сами работники пожарной части Чернобыля.

06. А чуть в стороне от памятника находится выставка техники. Это она помогала "заворачивать покрывалом" разрушенный Четвертый энергоблок — в тех зонах, где нахождение человека было смертельно опасным. Впрочем, крышу Третьего блока в итоге все равно чистили люди — почти 4000 человек работали по 1-2 минуты в излучении от 1000 до 10000 рентен в час.

07. Для очистки кровель станции старались приспособить все, что только возможно. Вот небольшой радиоуправляемый бульдозер. Работал, скорее всего, не на кровлях, а внизу, под стенами — собирал упавший сверху радиоактивный мусор — куски графита, части активной зоны реактора и прочее.

07. Передача ковша с усиленной цепью. Бульдозер сгребал мусор в ковш, а затем опрокидывал его назад, в кузов. В месте переброски груза борта кузова нарощены дополнительными секциями.

09. Вот эта штука работала непосредственно на очистке кровель ЧАЭС. По предложению инженера Самойленко, что руководил штабом ликвидации последствий аварии, на крыше Третьего блока был разбит бетонный парапет, и вот такое устройство с ковшом, как у грейдера, проезжало по крыше и сбрасывало радиоактивный мусор вниз.

Создан этот "атомный грейдер" на базе советского лунохода. Всего их было 4 штуки, три из которых давно захоронены в ядерных могильниках. Оставшийся четвертый — более-менее чистый, но близко подходить все равно не стоит, уже в 4-5 метрах дозиметр начинает показывать приличное превышение уровня радиации.

Вот в этом видео Самойленко рассказывает про очистку кровель (фрагмент с 6-й минуты):

10. А это — остатки немецкого полицейского робота для разминирования. "Светит" от этих гусениц прилично. Робот тоже участвовал в очистке кровель, но быстро "сгорел". Советские специалисты при заказе робота в Германии указали сильно заниженные уровни радиации (из-за глупой "секретности"), в которых должен был работать робот — вот аппарат и вышел из строя.

Впрочем, "луноходы" тоже горели.

11. Еще один грейдер, собранный непонятно из чего.

12. В целом, Чернобыль показал абсолютную неготовность СССР к ядерной войне, в частности — к принятию ядерных ударов и ликвидации последствий заражения территорий. Всю технику приходилось буквально "собирать на коленке" из строительного и военного оборудования, мало приспособленного к условиям высокого радиационного фона.

13. Броневичок БРДМ-2, перевозивший людей в непосредственной близости от места аварии. Несмотря на отсутствие специальной антирадиационной защиты, обычная броня неплохо снижает уровни фоновой радиации.

14. Радиоуправляемый бульдозер с ковшом-захватом.

15. А вот это оборудование для перегрузки. Такими "лапами" радиоактивный мусор перегружался в транспорт, что отвозил его в забетонированные могильники.

17. Ликвидация последствий аварии в той или иной форме продолжается до сегодняшнего дня и будет идти еще 70 лет.

Ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС стала тяжелым испытанием. Ставший в одночасье немирным атом не щадил никого: ни людей, ни технику. Попавшие в Чернобыль вертолеты, инженерные машины и другая спецтехника получили дозу радиации, которая исключала их дальнейшее использование. Было принято решение поместить всю эту технику законсервировать и забыть о ней на многие десятилетия. Но что-то пошло не так и жизнь внесла свои коррективы.

Площадь могильника, расположенного в окрестностях деревни Рассоха Иванковского района Киевской области, составляла порядка 20 гектаров, а общая стоимость уже недвижимого имущества в ценах 1986 года – 46 млн долларов США (это более 1350 единиц различной техники: вертолетов, машин, автобусов, бронетранспортеров). Конечно, такое богатство не могло не привлечь любителей легкой наживы.

Кладбище техники просто необъятных размеров. Рядами стоят зараженные машины. Бронетранспортеры, грузовики, машины скорой помощи, пожарные машины, автобусы, экскаваторы, роботизированные бульдозеры и даже грузовые вертолеты (самые мощные в мире - подъем 50т). Техника на ядерной свалке находится в очень запущенном состоянии, от некоторой остался только остов. Те единицы техники, которые были облучены сильнее всего, сразу хоронили на большой глубине.
Это роботизированные бульдозеры, именно ими сбрасывали в открытый реактор глыбы радиоактивного графита, который выбросило во время взрыва на крышу из реактора. Это автобусы, на которых эвакуировали жителей Припяти, напротив машины скорой помощи, рядом пожарные машины.

Сейчас этой свалки больше не существует. Вся грязная, т.е. зараженная смертельной радиацией техника исчезла. На форумах, где затрагивалась тема Рассохи, пользователи выделяли три волны растаскивания радиоактивного бесхозного имущества. Первая началась еще при СССР - тогда снимали дефицитные запчасти для рабочей техники в Чернобыльской зоне отчуждения. Вторая - в 90-е, когда массово начинали снимать двигатели с грузовиков, срезали переднюю облицовку радиаторов, капот. Порой такие запчасти всплывали потом на харьковском авторынке. Третья волна началась в 2000-2002 годах, когда оставшуюся технику начали растаскивать на металлолом.

Официальные работы по ликвидации радиоактивной свалки начались в 2013 году, и сегодня на месте радиоактивного могильника практически ничего не осталось.
Так свалка радиоактивной техники выглядела несколько лет назад.
А так Рассохинское «кладбище» выглядит сегодня.

Куда делись или во что были переплавлены сотни тонн зараженного железа, алюминия, меди и других металлов. Где всплывет эта бомба замедленного действия? Ответов пока ни у кого нет.