Что за скрип, что за хруст? Пальчиковая гимнастика. материал по развитию речи (старшая группа) на тему Как же встретился ты с волком

(капуста)

Кругла, рассыпчата, бела.

На стол она с полей пришла

Ты посоли её немножко

Ведь, правда, вкусная...

(картошка)

Расскажи, охотник, толком:

Как же встретился ты с волком?

Убежать хотел он, ан

Прямиком попал в ...(капкан)
2.Работа с пособием «Нос» (задание 6. с. 20).

Логопед: Гном принёс вам интересную игру.

Лишних слов не говори-ка,

Помоги-ка гномам ты!

Посмотри-ка, отыщи-ка

Слов начала и хвосты.

Не забудь: во всех словах спрятано слово "НОС»

Ответы: поднос, перенос, занос, носорог; носилки, носок.
3. Работа с чайнвордом.

Логопед: Отгадайте слова в чайнворде. Каждое слово дол­жно заканчиваться и начинаться с одной и той же буквы -буквы к. Например: колокольчик - кошелёк»...

Логопед выставляет пособие «Чайнворд».

Слова: колокольчик - кошелёк - козлёнок - кушак -крыжовник - кулик - конёк - клубок - кузнечик - кофей­ник-котенок.
4. кодирование слов (задание 7. с. 20-21).

Логопед: Зашифруйте слова из предыдущего задания. Цифра обозначает порядковое число букв к - н в слове. На­пример: колокольчик - к. к к

1 - 5 - 11
5.Дифференциация букв занятия в предложении.

Логопед: Выберите из слов чайнворда такие, в которых встречаются обе буквы занятия, и составьте с ними предло­жения.

Слова: козлёнок, крыжовник, конёк, кузнечик, кофей­ник, котёнок.
6.Работа по дифференциации букв занятия на уровне текста (задание 8. с. 21)

Логопед: Прочитайте стихотворение и вставьте в слова буквы занятия, запишите текст.

Рыб...а плавает в водице.

Рыб...е весело играть.

Рыб..а, рыб..а-балов...ица,

Я хочу тебя поймать.

Рыб...а хвостизм мах...ула,

Рош...у, хлеб...ую взяла,

Рыб... а хвости...ом мах...ула.

Рыб...а - раз, и уплыла!
III. Итог занятия

Логопед: Выберите из текста сначала слова для кота, а по­том слова для гнома. Какие слова подойдут им обоим? Почему?
ЗАНЯТИЕ 17

Тема: Дифференциация букв ш-щ, Ш -Щ.

Цели : познакомить детей с буквами занятия; научить детей сравнивать буквы ш - щ, Ш - Щ, ш - щ, Ш - Щ по начертанию, дифференцировать буквы занятия изолированно» в слогах, словах; научить детей образовывать существи­тельные при помощи суффикса -ИЩ-; развивать у детей зрительное внимание, восприятие, умение образовывать существительные от глаголов, кинестетические ощуще­ния; способствовать преодолению кинетических наруше­ний у детей.

Оборудование: буквы ш-щ,Ш - Щ, ш - щ, Ш - Щ (запись на доске); стилизованные изображения букв занятия ; шнурки для выкладывания букв; карточки с символами букв занятия; предметные картинки с изображением щенка, мышонка, дворового кота; альбом 2.
ХОДЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

1.Сформулировать тему занятия. Записать ее на доске;.

2. Развитие зрительного восприятия (задание 3. с. 22).

Логопед: По команде зачеркните синей ручкой все буквы

Ш,зелёной ручкой - все буквы Щ.
II. Основная часть занятия.

I. Произношение звуков, которые обозначают буквы

Ш - Щ. Сравнение звуков по артикуляции.

Ш - согласный глухой, твёрдый.

Щ - согласный глухой, всегда мягкий.
2. Соотнесение звуков с буквами и символами, подходящи­ми для их обозначения (задание 1. с. 21 ). Ш - для обозначения выбираем синий наушник, на письме обозначаем синим символом.

Щ - для обозначения выбираем зеленый наушник, на письме обозначаем зелёным символом.
3.Сравнение букв по написанию (задание 2. с. 21). Конструирование рукописных строчных букв занятия из шнурков и печатных - из палочек.
4.Развитие слухового внимания.

Логопед: Послушайте звуки, слоги и слова, поднимите символы, когда услышите соответствующий звук. Для зву­ка ш - синий наушник, для щ- зелёный наушник.

ряд звуков: ш, щ, п, и, ц, щ, ш, ч, ть, ц, щ, ш, ш...

Ряд слогов: ша. ща. ши. що. по. цу. иш, ищ...

Ряд слов: щипать, шить, шерсть, щепка, щётка, ущелье, шапка, часы, шестой, шест.
5.Знакомство с героями занятия (задание 1. с. 21).

Логопед: Сегодня я пригласила к нам двух друзей. Вы их сможете без труда назвать, если обведёте по контуру их изо­бражения.
После выполнения задания логопед выставляет на доску предметные картинки с изображением героев занятия.
Молодцы! Вы справились с заданием. Как вы думаете, почему именно их я пригласила? (В их именах есть буквы занятия)
6.Дифференциация букв занятия в слогах (задание 4. с. 22).

Логопед: Щенок и мышонок были большими друзьями. Они вместе пили молоко из миски, шалили» лакомились сыром, играли во дворе. Однажды, когда они играли во дво­ре, пошёл сильный дождь. Огромные капли дождя падали с неба. Малыши кинулись наутёк. Они успели спрятаться в будке щенка. Однако детёныши успели порядком* промок­нуть.

Прочитайте слоги, записанные на капельках дождя, и попробуйте догадаться, какие из этих капель могли намо­чить мышонка, а какие щенка? Почему?
7. Развитие навыков образования слов при помощи су ффиксов с уменьшитель но-ласкательным

значением и суффиксом -ИЩ-.

Логопед: Дождь не прекращается. Вот блеснула молния, прогремел гром. Страшно стало мышонку. Щенок решил взбодрить своего товарища и начал писать лапкой на песке разные слова. Мышонку эти слова казались страшно боль­шими, и он называл их как что-то огромное, а щенок быст­ро превращал эти слова в маленькие. Вот посмотрите, что у них получалось: Воробей- воробьище - воробышек.

Догадайтесь какие цепочки могли получиться у щенка и мышонка из слов: уши, шкаф, нос, глаза, лапы.


Уши - ушищи - ушки

Нос - носище - носик

Лапы - лапищи – лапки

Шкаф - шкафище - шкафчик

Глаза- глазищи - глазки

8. Образование существительных от глаголов.

Логопед: Дождь прошёл. Малыши выбрались из своего убежища и увидели много разных луж. Захотели друзья по­бегать по лужам.

Тут во дворе показался кот. Он был чёрного цвета, всегда появлялся внезапно, дрался со всеми соседскими котами и побеждал их, поэтому его уважали все обитатели двора, а малыши даже немного побаивались. Кот увидел играющих друзей и предложил им посмотреть фокус.

Кот произносил слово, сидя возле огромной лужи, и тут же похожее слово отражалось в луже.

Например: осветить освещение, поместить - помеще­ние.

Слова: посвятить, простить, просить, носить, известить, укрощать, восхитить, смутить, относить, подносить.
После записи пар слов логопед проводит с детьми анализ лексичес­ких значений всех слое.

Друзья так заигрались, что не заметили, как наступил вечер. Пришла пора прощаться. Завтра они встретятся вновь и будут играть во дворе.
III. Итог занятия

Логопед: Подберите для мышонка и щенка по три слова с их любимыми буквами.
ЗАНЯТИЕ 18

Тема: Дифференциация букв ш - щ, Ш - Щ в словосочета­ниях, предложениях и тексте.

Цели: закрепить у детей знания о буквах ш - щ; научить де­тей сравнивать буквы ш - щ по начертанию, дифферен­цировать буквы занятия в словах , словосочетаниях, предложениях и тексте, работать с паронимами, состав­лять словосочетания; формировать у детей навыки зву

кового анализа и синтеза; развивать у детей навыки сло­гового анализа, зрительное восприятие; способствовать преодолению кинетических нарушений.

Оборудование: картинки с Изображением мышонка, щенка и лягушонка; буквы занятия (запись на доске); карточки в виде шариков со схемами слогов; пособие «Загадочный ящик»; пособие * Ветерок»; альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Оргмомент

1. Развитие фонематического анализа.

Логопед. Послушайте стихотворение и назовите звук, ко­торый встречается в названии всех предметов. На рисунке этом вещи: Ящик, щётка, плащ и клещи. Посмотри и объясни, Для чего нужны они? (Звук Щ.)

Какой буквой обозначается звук щ на письме? (Буквой щ.)
2. Припоминание темы прошлого занятия.

Логопед: Припомните букву, сходную по начертанию с буквой Щ, которая отличается тем , Что у неё нет «хвостика».
3.Сформулировать и записать теми занятия.
II. Основная часть занятия

1.Определение сходства и различия в начертании , букв занятия.
2.Припоминание героев занятия.

Логопед выставляет картинки с изображением мышонка и щенка. Дети припоминает, с какими буквами они «дру­жат». Логопед выставляет на доску символы для обозначе­ния букв занятия.
3.Дифференциация букв занятия в слогах.

Логопед: Прочитайте надписи на шариках, которые

принес друзьям лягушонок.

Слоги: ША, ШУ. УЩ, УШ, ЩА, ЩУ, ШО, ШИ, ЩИ.

Какое слово спряталось в слогах? (Щи.) Объясните его значение.
4.Дифференциация букв занятия в словах.

Игра «Загадочный ящик» (задание 5. с. 22).

Логопед: Пока щенок играл с шариками, лягушонок принёс загадочный ящик. Все слова, которые попадают в него, меняют свое значение и написание. Было слово с бук­вой Щ, а стало с буквой Ш, и наоборот: СМЕШУ - СМЕ­ЩУ*, ПИШИ.- ПИЩИ. А во что превратятся в ящике сло­ва: ПЛЮШ*, ШИП*, ЧАЩА, ПОМЕЩАТЬ, ПРОШЕНИЕ, ЗАЩИТА?
Логопед объясняет детям значение слов, отмеченных звездочкой.
5. Различение букв занятия в словах (задание 6. с. 22).

Логопед: Лягушонок, мышонок и щенок решили немно­го пошутить. Они убрали из слов буквы занятия и просят вас восстановить слова.

6.Составление словосочетаний.

Логопед: Лягушонок принес для своих друзей игру «Вете­рок» и подарил им. Друзья приглашают вас присоединить­ся к ним.
Логопед
выставляет пособие «Ветерок».

Отгадайте слова, записанные на полосках «Ветерка», и запишите с ними словосочетания.

Слова: а) кошка, кашка, чашка, паштет;

б) ящик, ящер, овощи, чаща.
7.Дифференциация букв занятия на уровне связной речи.

Развитие речи (задание 7. с. %В).

Логопед : Помогите друзьям сочинить сказку. Прочитай­те начало и попробуйте закончить рассказ.

Щенок Шарик и его друзья.

Жил-был щенок. Его звали Шарик. Он жил на широком дворе в но­вой деревянной будке. Каждое утро хозяйка выносила щенку молоко и кашу. У щенка были друзья мышонок и лягушонок. Каждый день...
Дети составляют окончание рассказа, затем пересказывают текст це­ликом. Логопед разбирает с детьми слова, требующие проверки. Дети по цепочке выходят к доске и записывают эти слова под диктовку.
III. Итог занятия (задание 8. е. 23)

Логопед: Найдите в тексте слова для мышонка и лягу­шонка, затем для щенка. Выпишите эти слова из текста.
ЗАНЯТИЕ 19

Тема : Дифференциация букв и-ц, И - Ц.

Цели : познакомить детей с буквами и - ц, И - Ц, и - ц, И - Ц; научить детей дифференцировать буквы занятия изолированно , в слогах, в словах, соотносить звуки ц - и с буквами разного шрифта и символами для их схематичного изображения; развивать у детей навыки словообра­зования, звукового анализа, зрительное восприятие; при­помнить вместе с детьми сказку «Царевна-Лягушка».

Оборудование: буквы и .- ц двух шрифтов и разной величи­ны (запись на доске); 2 красных и 2 синих кружка на ка­ждого ребёнка; изображения сказочных героев из сказки «Царевна-лягушка», 2 домов, болота; набор стрелок си­него и красного цвета (на каждого ребенка); альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Оргмомент.

1.Развитие зрительного восприятия (задание 1.с.23)

Логопед: Рассмотрите буквы в таблице.

Обведите красным цветом все буквы и, а синим все буквы ц.

2. Сформулировать тему занятия (Буквы и-и) и записать ее на доске.
II. Основная часть занятия

1. Сравнение букв занятия по начертанию в двух шрифтах: строчные: рукописные.
2. Соотнесение буке занятия с соответствующими зв уками, сравнительная характеристика букв. Подбор символов для схематичного обозначения букв занятия (задание 2. с. 24).

Сходство: начинаются с одинакового элемента.

Различия: ц - обозначает согласный звук, и - гласный звук; ц - обозначает два звука [Т+С], и - обозначает [И]; после написания одинакового первого элемента буквы пи­шутся по-разному - ц отличается от и петелькой внизу.

Будем обозначать букву ц - синей стрелкой, и - крас­ной стрелкой.
3. Знакомство с героями занятия(задание 3. с. 24).

Логопед: Посмотрите на изображения героев и припом­ните, из какой сказки они пришли, (Герои пришли из сказ ки «Царевна-Лягушка».)
4. Выделение звуков занятия из слов, обозначающих имена героев. Соотнесение звуков занятия с буквами занятия, с символами.

Логопед: Запишите имена героев сказки. Какие буквы за­нятия есть в именах героев? (Царевич-буквы и - щ, Царев­на-Лягушка, царь- буква ц, купчихи -и.) Обведите крас­ным кружком все буквы и, а синим - все буквы ц. Каких еще героев этой сказки вы знаете?
5. Дифференциация букв занятия на уровне слога (задание 5. с. 24).

Логопед: Царь собрал своих сыновей и просит их помочь ему разгадать, какие слоги написаны, Даёт им стрелы - красную и синюю. (Логопед раздаёт -детям изображение стрел синего и красного цвета.) Просит батюшка пустить стрелы и назвать слоги , записанные в тетради. Угадайте, какая стрела куда угодит? В каждом слове должно быть по две буквы, одна из которых гласная, а вторая согласная.
6. Дифференциация букв занятия на уровне слова.

Логопед: Пустили братья стрелы и угадали слоги. Одна из стрел старшего брата полетела дальше и попалана бояр­ский двор. Стрела среднего брата - на купеческий двор, а одна из стрел младшего брата... на болото.

«Разнесите» подарки невестам - распределите картинки с изображением предметов в три столбика: правый - с бук­вой и, второй - ц, а третий -и-ц.

Картинки: гусеница, цыплёнок, цифры, циферблат, гиря, вилка, диван, цапля, фикус.
Дети припоминают правило о правописании слов на ЦИ-/ЦЫ-.
Логопед: Повезли старшие братья подарки своим суже­ным, и Иван побрёл на болото. Смотрит царевич, сидит на ли­сте кувшинки лягушка и держит в лапках стрелу. Захотел за­брать Иван свою стрелу, а лягушка и говорит ему человечес­ким голосом… (Дети припоминают, что сказала лягушка.) Делать нечего, взял царевич лягушку с собой во дворец.
7. Развитие звукового анализа и зрительного восприятия.

Работа над семантикой слова (задание 6. с. 25).

Логопед: Царь захотел посмотреть на трудолюбие и уме­ние своих невесток и дал им задание.

Вставьте буквы занятия в слова. Объясните значение слов. Запишите слова.

Дети припоминают правила написания слов на ЦИ-/ЦЫ-.
8. Физминутка.

Наши алые цветки Распускают лепестки, Солнцу улыбаются, На ветру качаются. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Глазки прикрывают, Тихо засыпают.
9. Развитие навыков словообразования (задание 7. с.25).

Логопед: Царь остался доволен тем, как выполнила зада­ние младшая невестка. Вот он приготовил второе задание.

Образуйте от слов новые слова так, чтобы в них появи­лась буквы и - ц. Новые слова обязательно должны обозна­чать различные емкости. Например: пепел ^ пепельница.

Слова: сухарь, мыло, сахар, суп, конфеты, бутерброд, со­ус, селёдка, чернила.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: способствует овладению навыками мелкой моторики, помогает развивать речь, повышает работоспособность головного мозга, развивает психические процессы (внимание, память, мышление, воображение), развивает тактильную чувствительность, снимает тревожность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моя семья

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки )

Капуста

Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки )

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук )

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан ).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони )

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга )

Мы капусту солим, солим…(щепотками )

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки )

Пальчики

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг, в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул. (поочередно загибаем пальчики)

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди! (пальцем правой руки грозим оставшемуся пальчику)

Встали пальчики. Ура! (разжимаем кулачок)

В детский сад идти пора!

Пирожки с вареньем

Быстро тесто замесили,

На кусочки разделили, (1-2 строчки – имитируем замес теста и разделку его на кусочки )

Раскатали все кусочки (раскрытыми ладонями с сомкнутыми пальцами делаем движения вперед- назад по поверхности стола )

И слепили пирожочки (защипываем «пирожки» кончиками пальцев обеих рук )

Пирожки с вареньем

Всем на удивленье (прикладываем ладонь к ладони, лепим «пирожки )

Перчатки

Нарядили ребятки

Свои пальцы в перчатки. (растопыриваем пальцы обеих рук )

Раз, два, три, четыре, пять –

Десять пальцев - как отряд,

И костюму каждый рад. (сжимаем и разжимаем кулаки )

Стать сильными стараются,

Спортом занимаются.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую!

На первые четыре строчки пальцы одной руки по очереди «здороваются» с пальцами другой, похлопывая друг друга кончиками. На пятую и шестую строчки ладошки крепко жмут друг друга.

Литература

  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.
  2. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д 2001г
  3. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательство Дом «Литера», 2005. – 32с
  4. Лопухина И.С. Логопедия- речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1999. – 256с.

Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я -… капуста.

Картинка 7 из презентации «Загадки на уроках» к урокам литературы на тему «Загадки»

Размеры: 1024 х 768 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока литературы, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Загадки на уроках.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 818 КБ.

Скачать презентацию

Загадки

«Выразительные средства» - Тренировочные упражнения. Не для тебя ль по скалам бегут и брызжут водопады? Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. Глубоки. Пришел, увидел, победил. На кого не действует новизна? Ты богат, я очень беден, Ты прозаик, я поэт Инверсия. Самостоятельное исследование текста. Эпифора Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник?

«Счастливое детство» - Но колокольня старая стоит. «…всё изменилось с Нею и стало храмом. А какие звёзды!..Усатые, живые, бьются, колют глаз…».(«Лето Господне»). Выполнила: Мясникова Л.Г., учитель русского языка и литературы Ермиёвской ООШ. И снова в детство дальнее поманит И святостью забытой осенит. Михаил Юрьевич Лермонтов.

«Рифмы» - Поэзия - это ощущение собственного совершенства на фоне общего несовершенства мира. Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный. Стихи и проза. Рифмы для буриме должны быть неожиданными и немного странными. Незнайка придумал свою рифму: палка – селёдка. Служил Гаврила почтальоном, Гаврила письма разносил.

«Стихи про любовь» - Не случайно у Пушкина любовь и поэзия - родные сестры... В средние века сложился настоящий культ любви. Всевышний произнес свой приговор, Его ничто не переменит… Именно в стихах легче выразить чувства. «Любви все возрасты покорны, её порывы благотворны…». Любовь -- это одно из чувств, которое дано изведать человеку в жизни.

«Средства выразительности» - Капельками крови горят ягодки брусники на еще зеленой листве. Метафора. Я не хочу попадать под прицел презрительных глаз (В. Харченко). Эллипсис. Ты прозаик – я поэт. Эпитет. Ирония. Не все в Маяковском хаос и тьма. Метони?мия. Бой барабанный, клики, скрежет. Инверсия. Риторический вопрос. содержимое? содержащее: Съел две тарелки.

«Средства художественной выразительности» - Придают речи яркость, выразительность, меткость. Цель- украсить, обогатить речь. Сфера употребления- язык художественной литературы, реже публицистика. Средства худ. выразительности. Риторический вопрос ритм (стиха и прозы) многосоюзие рифма бессоюзие интонация. Сложности в изучении. Стилистические фигуры:

Всего в теме 17 презентаций